Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Три креста

РАЗРУШЬТЕ ЭТОТ ДОМ

Ин.2:13-25 «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать?
19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
21 А Он говорил о храме тела Своего.
22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
23 И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.
24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех
25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке»



Компания по сносу в городе Понтиак (штат Мичиган) по ошибке разрушила не то здание. Позже следователи выяснили, что хозяин дома, предназначенного под снос, перевесил номер со своего дома на соседский, чтобы таким способом сохранить свое имущество.

Иисус сделал прямо противоположное. Он пришел на землю, чтобы позволить «разрушить» свой собственный «дом» ради других. Нарисуйте в своем воображении эту сцену. Представьте, как растерялись все присутствующие, включая самих учеников Иисуса, как они смотрели друг на друга, когда Он сказал иудейским начальникам: «Разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19). Те возмущенно ответили: «Этот храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» (ст. 20). Иисус говорил о храме Своего собственного тела (ст. 21). Но они этого не поняли.

Collapse )
Три креста

ГРЕХ и САМООЦЕНКА

В 1849 году известный датский философ Серен Кьеркегор написал небольшую, но увлекательную книгу «Болезнь к смерти». В ней он дал определение понятию «грех» таким образом, чтобы его библейские истоки стали понятны современному человеку. «Грех – когда, пребывая перед Богом в отчаянии, человек не желает быть собою… Вера – это желание быть собой, явно связанное с Богом». Грех – объясняющийся отчаянием отказ найти свою глубочайшую идентичность в отношениях с Богом и служении Ему. Грех – стремление стать собой, обрести идентичность, обособленную от Бога.
Что это означает? Каждый человек тем или иным способом обретает свою идентичность, свое ощущение индивидуальности и ценности. Кьеркегор утверждает, что люди сотворены не только способными в целом верить в Бога, но и любить Его, как никого другого, ставить превыше всего в своей жизни, связывать с Ним свою идентичность. Все прочее – грех. Для большинства людей грех – это прежде всего «нарушение божественных заповедей», но Кьеркегору известно, что самая первая из десяти заповедей гласит: «Да не будет у тебя других богов». Следовательно, согласно Библии, грех – не просто совершение плохих поступков, но и превращение хороших в самоцель. Это стремление обрести себя, при котором центральное место для значимости, цели и счастья человека занимает что угодно, только не его отношения с Богом.
В фильме «Рокки» подруга главного героя спрашивает, почему ему так важно «продержаться до конца» в боксерском матче. «Тогда я пойму, что хоть на что-нибудь гожусь», – отвечает он. В фильме «Огненные колесницы» один из главных героев объясняет, почему на Олимпийских играх он полностью выкладывается во время рывка на ста метрах. Он отвечает, что с началом каждой гонки у него «есть всего десять секунд, чтобы оправдать свое существование». Оба они воспринимают спортивные достижения как то, что придает смысл их жизни. …
О том же самом говорит и Кьеркегор. Каждый человек должен найти хоть какой-нибудь способ «оправдать свое существование» и избавиться от всепоглощающего страха, что «он ни на что не годится». В более традиционных культурах ощущение ценности и идентичности дает исполнение долга перед родными и служение обществу. В современной индивидуалистической культуре мы обращаемся к личным достижениям, к положению в обществе, к своим талантам и личным взаимоотношениям. Перечень возможных оснований для построения идентичности бесконечен. Одни обретают свое «Я» благодаря власти, другие – благодаря одобрению окружающих, третьим его дают самодисциплина и контроль. Но так или иначе, идентичность строится на чем-нибудь.
Если принять определение, данное Кьеркегором, мы можем классифицировать различные «замены божества», а также беды и ущерб, которые они привносят в жизнь. Так, можно выделить среди них следующие категории:
Collapse )
Три креста

ПОЧЕМУ ИИСУС НЕ БЫЛ ЖЕНЩИНОЙ

Воплотившись, Бог стал мужчиной, а не женщиной. Иисус был сыном, а не дочерью; братом, а не сестрой. Он не рожал детей и до тех пор, пока не началось его общественное служение, он работал, чтобы обеспечить свою семью как мужчина.



Как и в случае с его еврейством, мужественность Христа – это упрямый, объективный исторический факт, который доставляет огорчение современным чувствам и содержит важные уроки, вызовы и ободрение как для мужчин, так и для женщин. Итак, мог ли Христос прийти как женщина, а не как мужчина?

Не претендуя на исчерпывающий ответ, следует сказать, что один из способов подойти к решению этого вопроса – это осмыслить миссию Христа. Рассмотрим пять аспектов его личности и труда, которые требовали более мужского поведения, нежели женского.

1. Глава Нового Человечества
Бог первым создал Адама как главу человеческого рода. Он не создавал Адама и Еву одновременно (1 Тимофею 2:13), и не спешил создавать Еву, как только он закончил с Адамом, чтобы нам это казалось как можно более справедливым. Скорее, Бог задержался – сделал паузу, заслуживающую внимательного рассмотрения – и определенно поступил с Адамом как с главой, а затем с Евой как «помощницей» (Бытие 2:18) как до, так и после грехопадения.

Фактически мы могли бы сказать, что Бог особо не торопился, создавая человека. Сначала Он сотворил Адама (Бытие 2:7), затем насадил сад (Бытие 2:8), поместил человека в сад, чтобы обрабатывать и хранить его (Бытие 2:15), дать человеку нравственное видение сада (Бытие 2:16-17), и таким образом утвердил его как главу. Затем, еще до создания женщины, Бог ставит «всех зверей полевых и всех птиц небесных» перед мужчиной, «чтобы увидеть, как он назовет их» (Бытие 2:19). И после всего этого, наконец, наступает глубокий сон и взятие ребра (Бытие 2: 21-22).

Collapse )
Три креста

ЖИВ ГОСПОДЬ !

3Цар.16:29-33, 17:1 «Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года.
30 И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него.
31 Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему.
32 И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии.
33 И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева…
1 И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову»
17-я глава 3-й Книги Царств начинается со встречи одного из самых нечестивых израильских царей с одним из самых сильных пророков Божьих. Как написал много лет назад Аполлон Николаевич Ма́йков,
Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.
Действительно, именно в самые тяжелые времена, когда, казалось бы, тьма сгустилась, и нет проблесков света, Бог посылает к Своему народу людей, которые способны осветить этот мрак. Именно таким человеком был пророк Илия.
В предыдущей главе мы прочитали предысторию этой встречи. И мы увидели, что тьма в те времена действительно сгустилась. Ахав, царь Израильский, взял в жены Иезавель, дочь царя Сидонского, что было прямым нарушением Божьей заповеди. Затем он построил капище Ваала, стал приносить ему жертвы. Тот, кто должен был показывать народу Божию пример служения Богу, вместо этого приучал этот народ к грехам идолопоклонства. Затем Ахав с Иезавелью стали разрушать жертвенники Господни и на их месте насаждали языческие священные рощи. Во времена Ахава приносили в жертву даже детей, под аккомпанемент барабанов и громкой музыки, чтобы заглушить их плач.
И вот перед Ахавом появляется Илия и говорит: «жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову».
«Жив Господь!» - это была формула клятвы, которую часто использовали в ветхозаветные времена. Например, когда пророк Нафан пришел к Давиду и рассказал ему историю о богаче, который пожалел своих овец и приготовил для странника овечку бедняка, произошло следующее:
2Цар.12:5 «Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это»
Другими словами, Давид сказал: «как верно то, что жив Господь, так верно и то, что этот человек достоин смерти».
Но в устах Илии эти слова приобрели особое звучание. «Жив Господь!» - эти слова были сказаны в то время, когда у многих людей были основания сомневаться в том, что Господь жив. Где был Бог, когда вместо жертвенника единому живому Богу были поставлены жертвенники Ваалу? Где был Бог, когда убивали пророков Божиих? Где был Бог, когда приносили в жертву младенцев?
Бывают времена, когда сложно поверить, что Бог действительно жив. Когда все, от малого до великого, славят Бога, когда в общественной и личной жизни – победа за победой, когда текут молочные реки вдоль кисельных берегов, тогда всем понятно, что Господь жив. Но когда в нашу жизнь приходят испытания, когда вокруг все рушится, когда нет уверенности в завтрашнем дне - можем мы с твердой уверенностью сказать, как Илия: «жив Господь»?
Collapse )
Три креста

ДУХОВНАЯ ЖАЖДА

Говард Рутледж, пилот Военно-воздушных сил Соединенных Штатов, был сбит над Северным Вьетнамом в начале войны. Он провел несколько несчастных лет в руках захватчиков и был освобожден после окончания войны.
В своей книге «Среди врагов» он вспоминает об источниках, из которых он черпал силы в те трудные дни, когда жизнь казалась такой невыносимой.
«В эти долгие периоды вынужденных размышлений стало настолько легче отделять важное от тривиального, ценное от пустого. Например, в прошлом я обычно много работал или играл по воскресеньям, и у меня не находилось времени для церкви. Многие годы Филис (моя жена) побуждала меня присоединиться к семье в церкви. Она никогда не донимала меня придирками и не отчитывала — она просто продолжала надеяться. Но я был слишком занят, слишком поглощен заботами, чтобы проводить один или два коротких часа в неделю, думая о действительно важных вещах.
Collapse )
a-lex_7

КАЖДОМУ по ПОТРЕБНОСТИ

Очень привлекателен атеистический лозунг: «Работать по способности, получать по потребности!» Может ли человек, отвергающий Бога, построить такое общество?

Попытки построить такое общество разбиваются о подводные камни человеческой жадности и эгоизма. Лозунг мира: «Ты умри сегодня, а я завтра». Кто избавит человека от этого жала греха? Никто, кроме Бога. И Он это делает через Иисуса Христа.



В городе Таллине, в Эстонии, какой-то вольнодумный пенсионер проделал такой опыт: купил большую бочку пива в киоске, выкатил ее на простор и зазвал прохожих:
— Пейте, люди добрые, платить не надо! Первыми нахлынули любители пивца, а потом образовалась очередь, давка, и даже пошла потасовка. Кто кричал, что пить только здесь, а кто норовил бидончиками на вынос. Экспериментатор с любопытством наблюдал. Вдруг раздалось:
— Что за беспорядок?! Продавец, что у вас тут за безобразие?..
— Вон тот старичок уплатил за пиво и велел всем подходить, кто любит…
Collapse )
Три креста

МОЖЕТ ЛИ ЛЮБЯЩИЙ БОГ БЫТЬ СУДЬЕЙ ?

В авторитетном труде Роберта Белла «Привычки сердца» (Habits of the Heart) говорится об «экспрессивном индивидуализме», преобладающем в американской культуре. В своей книге Белла отмечает, что 80 % американцев согласны с утверждением: «Человек должен приходить к своим религиозным убеждениям независимо от церкви или синагоги». Он делает вывод, что наиболее фундаментальным для американской культуры является убеждение, что нравственная истина связана с сознанием личности. Следовательно, для нашей культуры не представляет проблем любящий Бог, Который поддерживает нас независимо от того, как мы живем. Однако она решительно восстает против представлений о Боге, который карает людей за искренние убеждения, пусть даже ошибочные. Тем не менее, эти протесты имеют свою культурную историю.

В эссе «Человек отменяется» К. С. Льюис характеризует то, что он считает главным различием между древними и современными представлениями о действительности. Льюис обрушивается на нашу самодовольную убежденность в том, что в древности люди верили в магию, а потом появилась наука и вытеснила ее. Как специалист по средневековью, Льюис знал, как оно сменилось современностью, и понимал, что в Средние века магия была малоизвестна, что пик ее популярности пришелся на XVI-XVII века, то есть на то же время, когда развивалась современная наука. По его утверждению, эти два явления имели одну и ту же причину.

Серьезный интерес к магии и серьезный интерес к науке родились одновременно. Один из них заболел и умер, другой был здоров и выжил, но они – близнецы. Их родила одна и та же тяга. Льюис описывает эту тягу – новый подход к нравственной и духовной действительности:

И магия, и прикладная наука отличаются от мудрости предшествующих столетий одним и тем же. Старинный мудрец прежде всего думал о том, как сообразовать свою душу с реальностью, и плодами его раздумий были знание, самообуздание, добродетель. Магия и прикладная наука думают о том, как подчинить реальность своим хотениям; плод их – техника, применяя которую можно делать многое, что считалось кощунственным…
В древние времена было ясно, что за пределами «я» существует трансцендентный нравственный порядок, встроенный в ткань вселенной. При нарушении этого метафизического порядка последствия будут столь же суровыми, как если бы мы нарушили законы материи, сунув руку в огонь. Идти путем мудрости означало учиться жить в согласии с непреклонной действительностью. Такая мудрость опиралась главным образом на развивающиеся свойства характера, такие, как смирение, сострадание, отвага, осмотрительность и преданность.

Современность изменила эту ситуацию. Абсолютная действительность стала рассматриваться не как сверхъестественный порядок, а как мир в естественном состоянии, поддающийся влиянию. Вместо того чтобы придавать своим желаниям форму в соответствии с действительностью, теперь мы управляем самой действительностью и придаем ей форму в соответствии с нашими желаниями. В древности люди смотрели на встревоженного человека и предписывали духовное изменение характера. В наше время вместо этого применяются методики управления стрессом.

Льюис понимал, что читатели могут подумать, будто он против научного метода как такового, и возражал, что это не так. Однако ему хотелось дать нам понять, что современность зародилась в «мечтах о власти». Работая во время Второй мировой войны, Льюис находился в гуще событий, которые можно назвать самым горьким плодом духа современности. Друг Льюиса Дж. Р. Р. Толкин писал во «Властелине колец» о последствиях стремления к власти и контролю вместо стремления к мудрости и наслаждению «данностью» сотворения Божьего.

Collapse )
Три креста

ВЫЗОВ и СИЛА ОТКРЫТОСТИ

Мы все прячемся. Порой мы все живём за завесой секретности.

Мы делаем вид, что знаем больше, чем мы знаем на самом деле.

Мы ведём себя так, словно мы лучше, чем мы есть.

Мы выставляем напоказ только презентабельные части наших жизней: мы симулируем совершенство, которым не обладаем.

Пока ещё не обладаем. Не здесь. Не сейчас.

Поэтому мы притворяемся.



И от начала человечества наше стремление скрывать было нашим поражением и нашим бесчестьем. Что самое первое пришло в голову Адаму и Еве после их жалкого поражения? Спрятаться (Бытие, 3:8).

Это есть в нашей природе: скрывать, отрицать, притворяться, надеясь, что, в конце концов, мы сможем добиться успеха. Мы прячем свой грех. Мы скрываем нашу борьбу. Мы прикрываем наши недостатки маской совершенства.

Почему мы прячемся?
Collapse )
Три креста

СПОРНОЕ ТОЛКОВАНИЕ №21. Чаша в Гефсимании

Иешуа был арестован ночью, после пасхального ужина с двенадцатью Апостолами, в Гефсиманском саду. Перед самым своим арестом он испытал агонию, во время которой трижды молился Богу. Первая его молитва была такая:
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. (Матф. 26:39). Во второй раз он помолился так: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. (Матф. 26:42). В третий раз, как пишет Матфей, он помолился теми же словами, что и перед этим (… и помолился в третий раз, сказав то же слово. Матф. 26:44).
В этой молитве Иешуа, совершенно очевидно, просит Бога о том, чтобы некая чаша миновала его. На вопрос о том, что это за чаша, традиционный ответ – чаша гнева Божьего, которую ему предстояло испить на кресте. Но тогда напрашивается следующий вопрос: разве Иешуа не пришёл именно для того, чтобы испить эту чашу? Разве не в этом состоял весь план Божий – чтобы Иешуа пошёл на крест как жертва за наши грехи? А коли в этом, почему же он в самую последнюю минуту как будто бы колеблется и выражает своё нежелание страдать и умирать? На это нам говорили, что в этот момент мы лучше всего можем увидеть, что Господь наш – человек, самый настоящий человек, который хочет не умирать, а жить. Что вот тут, дескать, мы и видим лучше всего, что у нас есть первосвященник, который понимает нас, слабых и грешных людей. Что и у него в жизни был момент слабости и колебания. Что и у него была плоть, не желавшая страданий, и он совершенно откровенно говорил Богу обо всём, что чувствовал. При этом, разумеется, не настаивая на своих желаниях, но подчиняя и вверяя их Богу. Ведь последние-то слова Его молитвы – да будет воля Твоя. То есть он лишь озвучивает свои желания, колебания, чувства – но не ставит их во главу угла. Хороший пример для нас, который Бог почтил – ведь в конце-то концов, после третьей молитвы, Иешуа встал и пошёл исполнять волю Божью, а не убежал к маме.



Я придерживался этого очень распространённого толкования до недавнего времени, пока не познакомился с другим, менее известным, но намного более разумным, как мне кажется. Но прежде, чем поделюсь с вами своей находкой, пару слов о том, почему традиционное толкование проблематично.
Если Иешуа просит Отца позволить ему не умирать, Он фактически молится против известной ему воли Божьей. Да, он не настаивает на своём, однако факт остаётся фактом – он начинает переговоры с Богом. Причём предмет этих переговоров – не исцеление очередного больного, или изгнание очередного беса из кого-то. Нет – речь идёт об искуплении человечества, о главной цели всей Его жизни. Он прекрасно знает, что именно ради этого послан. Он говорит ученикам о своих грядущих страданиях и смерти. Более того – когда Пётр, осознав, чем тут пахнет, начинает его отговаривать от этого плана, Иешуа отчитывает его довольно резко: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. (Матф. 16:23).
Collapse )