Category: общество

a-lex_7

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЛИГИИ В ПРАКТИКЕ ВЕРХОВНОГО СУДА США

Высшее образование в США изначально имело сильные религиозные корни, если и не исключительно религиозное происхождение. Первые три колледжа, основанные в американских колониях Великобритании – Гарвард, Йель, колледж Уильяма и Мери – являлись воплощением «школы Реформации», функционируя как подразделения соответствующих церквей. В условиях войны за независимость и формирования светской американской государственности в высшем образовании усиливается тенденция все большей ориентации на публичные светские социальные цели и требования. В то же время именно 20-е годы 19 века стали переломными в распространении нового типа т.н. деноминационных колледжей, учреждавшихся представителями религиозных меньшинств именно для сохранения возможностей религиозного образования. Последние полтора столетия прошли, однако, под знаком нарастающей секуляризации высшего образования в США, последовательно примеривавшего образцы либерального образования, специального образования, исследовательских вузов, наконец, рыночно-ориентированную модель института высшей школы. В то же время, и в современных США религиозные институты составляют примерно шестую часть (всего более 700) всех высших учебных заведений страны. Еще большее социальное и юридическое значение религиозной тематике в сфере высшего образования США придают и иные факторы американской действительности: чрезвычайное многообразие религий и религиозных течений; децентрализованная структура федерации и наличие значительных особенностей в правовом регулирование вопросов религии и церкви в различных штатах; наличие устойчивых общенациональных традиций, неизбежно привносящих религиозные мотивы в общее и высшее образование; достаточно подвижная судебная практика в подобных вопросах; наконец, тот факт, что именно дела, связанные с вопросами образования, стали, пожалуй, основными в выработке общей теории и практики американской судебной системы по вопросам определения взаимодействия церкви и государства.

Все образовательно-религиозные дела, рассмотренные Верховным судом США, можно разделить на ряд групп. К первой группе относятся дела о т.н. «школьных молитвах», ко второй – вопросы государственного финансирования религиозных институтов, к третьей – вопросы академической свободы и в целом свободы выражения мнений в религиозном контексте в образовательной среде, к четвертой – иные вопросы обеспечения свободы совести.

Collapse )
a-lex_7

СЕМЬ МЫСЛЕЙ об АНТИСЕМИТИЗМЕ

Все народы можно разделить на две категории: тех, кто изгоняли евреев и тех, кто не впускали их к себе.
Вейцман

Евреев ненавидят за их достоинства, а не пороки.
Герцлъ

Антисемит готов ’’логически ” доказать, что Христа, еврея этого, не существовало, и продолжить это ’’историческим” обоснованием того, что его распяли евреи.
Коген

Collapse )
Три креста

ДЖО БАЙДЕНА НЕ ДОПУСТИЛИ К ПРИЧАСТИЮ

Участник президентской гонки 2020 года с детства посещает церковь, но в это воскресное утро был отлучен от святого таинства. Кандидату в президенты США Джо Байдену отказали в допуске к причастию из-за того, что он поддерживает аборты.



27 октября 2019 года бывшему вице-президенту США и нынешнему кандидату в президенты Джозефу Байдену отказали в святом причастии в католической церкви Святого Антония в Южной Каролине из-за того, что политик поддерживает процедуру абортов.
По словам священника церкви Роберта Э. Мори, если человек поддерживает вещи, противоречащие основам христианского учения, среди которых – поддержка абортов, он не может причащаться.
Collapse )
Три креста

ПРИМЕНИМА ЛИ К ТЕЩЕ 5 ЗАПОВЕДЬ?

Не так давно мне задали вопрос, к которому я был не готов: «Применима ли к теще пятая заповедь, где говорится о почитании отца и матери?»



В самом вопросе я усмотрел больше утвердительных, чем вопросительных ноток. И поэтому, повинуясь подсознательно инстинкту зятя, не воспринял его серьезно, а засмеялся как очередной «удачной» шутке. Но через несколько секунд до меня стало доходить, что ни выражение лица моего собеседника, ни его тон не подразумевали юмора. Это его библейская позиция! Но это был еще не конец. Главный библейский постулат собеседника ждал меня впереди.

У Василия Шукшина есть рассказ. В нем повествуется о том, как у одного зятя произошел обычный бытовой конфликт с тещей. А она подала на него в суд и чуть не посадила на несколько лет в тюрьму. У украинского писателя Зощенко есть нечто похожее в миниатюрах «Вам и не снилось». В рассказах, конечно, ситуация доведена до абсурда, описаны моменты из ряда вон выходящие. Но эти конфликты всем знакомы: зятья и тещи, невестки и свекрови часто не могут найти общий язык, постоянно ссорятся друг с другом. И мы, к сожалению, видим очень мало семей, где перечисленные герои жили бы мирно. И поэтому многим зятьям хочется иной раз, как герою фильма «Берегись автомобиля», воскликнуть: «Жениться надо на сироте!»

Collapse )
Три креста

Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь

Пс.8:2-3 «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя»
Наум.1:2 «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих»
Рим.12:19-21 «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»
В одном из словарей говорится, что мстительность – это «негативная черта характера человека, не желающего прощать и желающего самому вершить суд над обидчиками». Чувство мести появляется тогда, когда человеку нанесена обида, оскорбление, ему или его близким причинен какой-либо вред, и он желает отплатить обидчику той же монетой. Есть люди, в характере которых ярко выражена мстительность, которая подпитывается другими негативными качествами, такими как обидчивость, злопамятство, зависть. Мстительный человек может годами вынашивать свой план мести, ждать подходящего случая, чтобы ударить обидчика побольнее. Таким был, например, Авессалом, который долгое время тайно вынашивал план мести Амнону, обесчестившему его сестру Фамарь.
Но желание отомстить может быть порождено также чувством справедливости. Вопиющая несправедливость вызывает в человеке естественный гнев, негодование, желание наказать обидчика. В древности (да и в некоторых современных культурах) обычай кровной мести был нормой и даже воспринимался как благородное дело. Закон талиона «око за око, зуб за зуб» был общепринятым. В законе Моисеевом мы находим повеление создать города-убежища, в которых мог скрыться человек, неумышленно убивший кого-либо и опасающийся за свою жизнь. А если убийство было совершено умышленно, то любой родственник жертвы мог отомстить убийце на вполне законных основаниях.
Но, как мы увидели из прочитанных мест Священного Писания, мстить может не только человек. Давид в 8-м Псалме называет сатану врагом и мстителем. А у пророка Наума сказано, что «Господь есть Бог ревнитель и мститель». Как же во всем этом разобраться? Если месть – это добро, то неужели и сатана делает добро? Если месть – зло, то неужели Бог причастен ко злу?
Collapse )
a-lex_7

ИНСТИТУТ УМЫКАНИЯ НЕВЕСТЫ

На Кавказе традиция, когда мужчина крадет себе невесту, существует уже несколько веков. Иногда это попытка влюбленной пары пойти против воли родителей; бывает, что это происходит по договоренности родственников обеих сторон, но часто невесту увозят без согласия родителей и ее самой. При этом много случаев, когда девушку крадет абсолютно незнакомый человек.
Свидетельства кавказских женщин, которые были похищены, можно прочитать здесь: Украденные невесты



Институт умыкания невесты в советский период был объявлен «вредным пережитком», а практика похищения невест преследовалась по закону. Причем, как утверждалось коммунистической идеологией, «пережитки» были побеждены «социалистической законностью» уже в конце 30-х годов. Однако после распада СССР этот институт «чудесным образом» воскрес во многих районах постсоветского Кавказа, продемонстрировав широкие возможности адаптации культурных (этнических) обычно-правовых норм к коренным изменениям общественного контекста. Например, А.Б. Крылов, проводивший полевые исследования в Абхазии в конце 90-х годов ХХ в., констатировал получившую там широкое распространение практику заключения браков путем умыкания невест. Причину этого он видит в обнищании населения этого региона: «Чаще всего такое похищение является формальным: жених заранее договаривается обо всем со своей избранницей. В этом случае семья жениха получает возможность избавиться от проведения разорительной свадьбы и может ограничиться «кампанией» — т.е. застольем для нескольких десятков близких родственников и друзей. После похищения невесты брак считается заключенным, свадьбу же можно сыграть через несколько лет — когда появятся деньги» [Крылов А.Б. Постсоветская Абхазия. Традиции. Религия. Люди. М.: Институт востоковедения РАН, 2000., с. 48].
Collapse )
Три креста

ВОСПИТАНИЕ БРАТОЛЮБИЯ

Пс.132:1-3 «Песнь восхождения. Давида. Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! 2 [Это] - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; 3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки»
Замечательные слова здесь провозглашает Давид – «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!». Воображение рисует этакую идиллическую картину взаимопонимания, гармонии, радости общения и взаимной любви между братьями.
Однако, когда мы обращаемся к Писанию, то видим, как эта идиллия разбивается на мелкие осколки. Первыми братьями, которые упоминаются в Библии, были Каин и Авель. Можем ли мы сказать, что этим братьям было хорошо и приятно жить вместе? Каин убивает Авеля – вот ответ на наш вопрос. А как насчёт сыновей Авраама – Исаака и Измаила? Измаил насмехался над Исааком и был изгнан из дома вместе со своей матерью. Что мы можем сказать об Исаве и Иакове, детях Исаака? Иаков хитростью и обманом завладел первородством, которое принадлежало Исаву, и вынужден был бежать из родительского дома, опасаясь мести со стороны своего брата. Дети Иакова – 10 патриархов – сначала бросили своего брата Иосифа в ров, а затем продали его в рабство.
И вот, взирая на все эти примеры, хочется спросить Давида, который воспевает братскую любовь: «это что, у тебя такое чувство юмора? Или ты витаешь где-то в облаках и не видишь реальной жизни? Хотя, может быть, в твоей семье было все как-то иначе?»
1Цар.17:28 «И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение»
Как-то из этих слов не складывается впечатление, что в семье Давида так уж было хорошо и приятно жить братьям вместе.
Так о каких же братьях говорит Давид?
Collapse )
Три креста

СВОБОДА ТВОРИТЬ ЗЛО

Материалисты спрашивают, отчего Бог не сделал нас такими, чтобы мы всегда выбирали добро? Им кажется, что они приводят христиан в глубокое замешательство своим вопросом. Однако на него легко ответить.
А. Плантинг из университета Нотр Дам, которого многие считают одним из выдающихся современных философов протестантизма, говорит, что данный вопрос свидетельствует о ложном представлении о всемогуществе Бога. Нам следует понять, что Бог – гарант гармонии мироздания и не выполняет взаимоисключающих действий. В мире, где любовь является высшей нормой нравственности, должна быть свобода. В том числе свобода творить зло. Запрограммированная любовь, или любовь под принуждением – это и не любовь вовсе; это не более чем обусловленная реакция или некое механическое действие.
Жан-Поль Сартр писал в одной из своих книг: Collapse )
Три креста

ПРАВДА и ЛОЖЬ на ПРАКТИКЕ

4Цар. 18:3 «И делал он угодное в очах Господних».

В мире много лжи. На каждом шагу вы можете встретить обман. И если вы качаете головой на мое утверждение, то вникните буквально и серьезно в это слово — ложь, проследите за своими словами и делами и станет страшно. Как мы требовательны к другим и как не способны следить за своим словом, чтобы остановиться перед неправдой. Это возможно только с Господом.
Много лет я работала с людьми и имела дело с заработками и деньгами. Пожалуй, нигде так не познается человек, как в его отношении к деньгам.
Я работала нормировщиком на строительстве и сталкивалась с вопиюще низкими расценками — едиными государственными нормами оплаты строительных работ. Эти расценки действовали по всей стране. Человек мог проработать целый день на земле или на транспорте за ничтожно низкую оплату — так велика была норма и низки тарифы. Поэтому мастера постоянно приписывали объем выполненных работ.
И тут я узнала, как пишется ложь. Все было ложно и раздуто. Записывали о доставке тысяч тонн несуществующих грузов, разрабатывались бездонные котлованы и т. п.
Тут я узнала, как одна ложь влечет за собою другую. Бесконечная цепь лжи и несправедливости. Тем, кто понахальнее, но умел стучать кулаком, бригадир приписывал дутые цифры якобы выполненных работ.
И вот в такой обстановке в нашем отделе капитального строительства работал жестянщик. Высокий, худой, с седой бородой, очень серьезный и внимательный человек. Он работал все 8 часов без всяких «перекуров».
Collapse )
a-lex_7

ЖАЖДА СОЗЕРЦАНИЯ ЧУЖИХ СТРАДАНИЙ

Все изображения, где показано надругательство над красивым телом, — до некоторой степени порнография. Все знают, что не из простого любопытства люди сбавляют скорость на шоссе, проезжая мимо страшной аварии. У многих это еще и желание увидеть что-то ужасное. Называя такие желания «болезненными», мы тем самым предполагаем, что это — редкое отклонение. Но тяга к подобным зрелищам не редкость и является постоянным источником внутреннего разлада. Влечение к зрелищу изуродованных тел впервые отмечено (насколько я знаю) в основополагающем описании душевного конфликта. Это пассаж в книге IV «Государства» Платона, где Сократ говорит о том, что недостойное желание может взять верх над разумом, и тогда в человеке просыпается гнев на часть своей натуры. Платон развивал трехчастную теорию душевной деятельности, состоящей из разумного начала, гнева, или ярости духа и жажды, или вожделения, предвосхитив фрейдовскую схему «сверх-я», «я» и «оно» (с той разницей, что Платон ставит во главе разум, а совесть, представленную гневом, — в середину). В ходе этого рассуждения, чтобы проиллюстрировать, как человек может поддаться, даже против воли, своему влечению к отвратительному, Сократ рассказывает слышанную им историю о Леонтии, сыне Аглайона:
«Возвращаясь из Пирея, по дороге, снаружи под северной стеной, [он] заметил, что там у палача валяются трупы.
Ему и посмотреть хотелось, и вместе с тем было противно, и он отворачивался. Но сколько он ни боролся и не закрывался, вожделение оказалось сильнее — он подбежал к трупам, широко раскрыв глаза и восклицая: „Вот вам, злополучные, насыщайтесь этим прекрасным зрелищем!“».



Не захотев иллюстрировать борьбу между разумом и желанием более обычным примером недостойной или противозаконной сексуальной страсти, Платон, по-видимому, принимает как данность наш интерес к зрелищам деградации, страдания и надругательства над телом.
И, обсуждая воздействие жестоких картин, конечно, следует учитывать и эту презренную подспудную склонность.
Collapse )