Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

a-lex_7

БОЯЗНЬ ВОДНОЙ СТИХИИ

Имеется два рода боязней, связанных с водной средой: боязнь водной стихии (открытых и закрытых водных бассейнов и рек) и боязнь соприкосновения с водой (аквафобия).



Удивительно, но особенно боятся водной стихии жители островных государств, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Если люди живут в месте, со всех сторон окруженном бескрайней водной гладью, то должны бы еще с раннего детства сродниться с водной стихией. Однако это верно лишь отчасти.
Выделяют ряд боязней, связанных с водной стихией.
Лимнофобия (от греческого – гавань, бухта, т. е. водоем со спокойной гладью воды) – это боязнь озер и того, что таится под поверхностью воды. К лимнофобии относят также страх перед болотами и прудами. Причины лимнофобии, как правило, связаны с детством: наглотался воды и чуть не утонул; перевернулся в лодке и напугался; кто-то из приятелей неудачно пошутил, неожиданно схватив за ноги и потянув на дно; видел утопленника; наслушался страшилок о нечисти из болота или пересмотрел фильмы ужасов о живущих в темных водах монстрах. Страдающие лимнофобией испытывают страх перед купанием и нахождением в воде озера или пруда, в некоторых случаях панику вызывает созерцание этих водоемов и перспектива отдыха на их берегах. Поверхность воды кажется обманчиво коварной, а темная глубина озера таит в себе невидимые опасности. Страдающим лимнофобией лучше купаться в неглубоких бассейнах с прозрачной водой и дном, выложенным плитками.
Потамофобия (от греческого – поток) обозначает состояние страха, возникающее при созерцании стремительно движущейся воды, быстрого течения реки, водоворотов, бурных водопадов.
Осознание опасности, исходящей от бурных водных потоков и мутных вод, присуще любому человеку со здоровым инстинктом самосохранения, но травматичный опыт или чрезмерная восприимчивость могут поспособствовать возникновению фобии.
Collapse )
a-lex_7

КАЖДОМУ по ПОТРЕБНОСТИ

Очень привлекателен атеистический лозунг: «Работать по способности, получать по потребности!» Может ли человек, отвергающий Бога, построить такое общество?

Попытки построить такое общество разбиваются о подводные камни человеческой жадности и эгоизма. Лозунг мира: «Ты умри сегодня, а я завтра». Кто избавит человека от этого жала греха? Никто, кроме Бога. И Он это делает через Иисуса Христа.



В городе Таллине, в Эстонии, какой-то вольнодумный пенсионер проделал такой опыт: купил большую бочку пива в киоске, выкатил ее на простор и зазвал прохожих:
— Пейте, люди добрые, платить не надо! Первыми нахлынули любители пивца, а потом образовалась очередь, давка, и даже пошла потасовка. Кто кричал, что пить только здесь, а кто норовил бидончиками на вынос. Экспериментатор с любопытством наблюдал. Вдруг раздалось:
— Что за беспорядок?! Продавец, что у вас тут за безобразие?..
— Вон тот старичок уплатил за пиво и велел всем подходить, кто любит…
Collapse )
Три креста

МОЖЕТ ЛИ ЛЮБЯЩИЙ БОГ БЫТЬ СУДЬЕЙ ?

В авторитетном труде Роберта Белла «Привычки сердца» (Habits of the Heart) говорится об «экспрессивном индивидуализме», преобладающем в американской культуре. В своей книге Белла отмечает, что 80 % американцев согласны с утверждением: «Человек должен приходить к своим религиозным убеждениям независимо от церкви или синагоги». Он делает вывод, что наиболее фундаментальным для американской культуры является убеждение, что нравственная истина связана с сознанием личности. Следовательно, для нашей культуры не представляет проблем любящий Бог, Который поддерживает нас независимо от того, как мы живем. Однако она решительно восстает против представлений о Боге, который карает людей за искренние убеждения, пусть даже ошибочные. Тем не менее, эти протесты имеют свою культурную историю.

В эссе «Человек отменяется» К. С. Льюис характеризует то, что он считает главным различием между древними и современными представлениями о действительности. Льюис обрушивается на нашу самодовольную убежденность в том, что в древности люди верили в магию, а потом появилась наука и вытеснила ее. Как специалист по средневековью, Льюис знал, как оно сменилось современностью, и понимал, что в Средние века магия была малоизвестна, что пик ее популярности пришелся на XVI-XVII века, то есть на то же время, когда развивалась современная наука. По его утверждению, эти два явления имели одну и ту же причину.

Серьезный интерес к магии и серьезный интерес к науке родились одновременно. Один из них заболел и умер, другой был здоров и выжил, но они – близнецы. Их родила одна и та же тяга. Льюис описывает эту тягу – новый подход к нравственной и духовной действительности:

И магия, и прикладная наука отличаются от мудрости предшествующих столетий одним и тем же. Старинный мудрец прежде всего думал о том, как сообразовать свою душу с реальностью, и плодами его раздумий были знание, самообуздание, добродетель. Магия и прикладная наука думают о том, как подчинить реальность своим хотениям; плод их – техника, применяя которую можно делать многое, что считалось кощунственным…
В древние времена было ясно, что за пределами «я» существует трансцендентный нравственный порядок, встроенный в ткань вселенной. При нарушении этого метафизического порядка последствия будут столь же суровыми, как если бы мы нарушили законы материи, сунув руку в огонь. Идти путем мудрости означало учиться жить в согласии с непреклонной действительностью. Такая мудрость опиралась главным образом на развивающиеся свойства характера, такие, как смирение, сострадание, отвага, осмотрительность и преданность.

Современность изменила эту ситуацию. Абсолютная действительность стала рассматриваться не как сверхъестественный порядок, а как мир в естественном состоянии, поддающийся влиянию. Вместо того чтобы придавать своим желаниям форму в соответствии с действительностью, теперь мы управляем самой действительностью и придаем ей форму в соответствии с нашими желаниями. В древности люди смотрели на встревоженного человека и предписывали духовное изменение характера. В наше время вместо этого применяются методики управления стрессом.

Льюис понимал, что читатели могут подумать, будто он против научного метода как такового, и возражал, что это не так. Однако ему хотелось дать нам понять, что современность зародилась в «мечтах о власти». Работая во время Второй мировой войны, Льюис находился в гуще событий, которые можно назвать самым горьким плодом духа современности. Друг Льюиса Дж. Р. Р. Толкин писал во «Властелине колец» о последствиях стремления к власти и контролю вместо стремления к мудрости и наслаждению «данностью» сотворения Божьего.

Collapse )
a-lex_7

СЕМЬ МЫСЛЕЙ ЖЮЛЯ РЕНАРА

Жюль Ренар (1864—1910) - французский писатель



Битый фарфор живет дольше целого фарфора.

Будь скромным — это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих.

Да, я знаю. Всех великих людей сначала не признавали; но я не великий человек, и я предпочел бы, чтобы меня признали сразу.

Collapse )
a-lex_7

АПТЕКА СЧАСТЬЯ

Сегодня - кибернетика повсюду.
Вчерашняя фантастика - пустяк!
А в будущем какое будет чудо?
Конечно, точно утверждать не буду,
Но в будущем, наверно, будет так:

Исчезли все болезни человека.
А значит, и лекарства ни к чему!
А для духовных радостей ему
Открыт особый магазин-аптека.

Какая б ни была у вас потребность,
Он в тот же миг откликнуться готов:
- Скажите, есть у вас сегодня нежность?
- Да, с добавленьем самых теплых слов.

- А мне бы счастья, бьющего ключом?
Какого вам: на месяц? На года?
- Нет, мне б хотелось счастья навсегда!
- Такого нет. Но через месяц ждем!

Collapse )
a-lex_7

СЕМЬ ФАКТОВ об АРГЕНТИНЕ и АРГЕНТИНЦАХ

Название Аргентина было официально принято в 1860 году. Оно происходит от латинского слова argentum, т.е. «серебро» и связано с красивой легендой о том, что это земля серебряных вершин.



Аргентинцы – рекордсмены среди жителей Земли по количеству поедаемого мяса. Исследования показали, что каждый аргентинец съедает около 50 кг говядины в год. При этом жители Аргентины почти не едят рыбу. Весь улов, добытый в водах Атлантики, отправляется на экспорт.

Большая часть населения — католики. Влияние религии даже закреплено на конституционном уровне: президентом страны может быть только католик.

Collapse )
Три креста

НАГРАДА за ВНИМАНИЕ

Псалом 118:17-24 «Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое.
18 Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.
19 Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих.
20 Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время.
21 Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих.
22 Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои.
23 Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих.
24 Откровения Твои - утешение мое, - советники мои»



Донелан всегда любила читать, но однажды ей за это в прямом смысле слова заплатили. Она планировала путешествие и просматривала длинный страховой полис. Вдруг на седьмой странице она обнаружила информацию о вознаграждении. Компания устроила конкурс «Плата за чтение» и дарила десять тысяч долларов тому, кто первым дочитает до этого места. Кроме того, организаторы пожертвовали несколько тысяч долларов школам в районе, где жила Донелан, с целью повысить уровень грамотности у детей. Сама она говорит: «Я всегда была той занудой, которая читает договоры. И удивилась больше всех!»

Collapse )
a-lex_7

МИФОЛОГЕМА МАТРИАРХАТА

Со времен Платона и Аристотеля в европейской науке и философии господствовала теория патриархата, согласно которой изначальным видом человеческого общежития была патриархальная семья с неограниченной властью отца семейства над женами, детьми и рабами; семьи образовывали селения, а селения — государства. В середине же XIX века возникла идея матриархата, построенная на гипотезе, что первоначально в общественной организации доминировали не мужчины, а женщины. Она принадлежит И. Я. Бахофену (1815–1877), изложившему ее в «Материнском праве» (1861) — книге, во многом определившей появление современного феминизма. Остановимся на ней подробнее.



Изучая античную историю и мифологию, Бахофен обнаружил, что там имело место наследование по материнской линии, что и легло в основу его концепции. По Бахофену в древности (мифологической) была борьба между мужчинами и женщинами, которая закончилась победой последних, установивших материнское право, или гинократию. Этот период называется у Бахофена амазонским. Именно поэтому, с его точки зрения, в мифологии привились женские божества, главное из них — Мать-Земля, Деметра. Потом мужчины, обратившись к богу Дионису, преуспели в борьбе за господство, и наступил патриархат. Женщины были разбиты силой оружия, что окончательно было закреплено римским правом.

Collapse )
Три креста

РАЗДУМЬЯ О ПРОЙДЕННОМ ПУТИ

Известно, что благоразумные люди учатся на ошибках других. Вот перед нами история одного пройденного пути, краткая история одной жизни. Ее рассказал Иисус Христос, и записана она в 12 главе Ев. от Луки. Она говорит о том, что порядочность, прилежность в труде, успех и почет в обществе не могут быть гарантией богоугодности и вечного спасения, приготовленного Христом.
Прочитаем это повествование и поразмыслим каждый над своей жизнью.
«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись! Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
История эта передана Иисусом. Мысленно представим пройденный путь этого человека до конца. Он трудился всю жизнь. И это хорошо, ибо труд заповедан Богом. Но он умер и, следовательно, должен быть похоронен. Кто умер богатым, должен быть соответственно и похоронен: тяжелый дубовый гроб, большие дорогие венки, длинное погребальное шествие...
Collapse )
a-lex_7

СВОБОДА СЛОВА И БОГОХУЛЬСТВО: ГРАНИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

Европу накрыла новая волна насилия, порожденная серией карикатур, опубликованных во французском журнале Charlie Hebdo. Эта проблема не нова, и она вскрывает ряд других проблем, о которых Андраш Шайо размышлял ещё в 2006 г. Ниже представлены его мысли, которые не утратили актуальности и сегодня.

Андраш Шайо — профессор права Центрально-Европейского университета (Будапешт), академик Венгерской академии наук. С февраля 2008 г. по апрель 2017 г. работал судьей Европейского суда по правам человека в отношении Венгрии. После завершения срока в суде Сайо вернулся в ЦЕУ, где в настоящее время является профессором университета. 6 мая 2020 года Facebook назначил его членом совета по надзору за контентом.

Готовность отказаться от свободы слова при столкновении с глубокими религиозными чувствами, проявляющимися в форме насилия, можно объяснить в контексте незавершенной секуляризации. Несмотря на то, что было сделано в Европе для свободы слова и вопреки прохладному отношению Европы к религии, в случае посягательства на мнение религиозной общественности неоспоримые в любом другом случае принципы применяются в отношении свободы слова не так последовательно…

В некоторых европейских странах существуют законы, которые наказывают богохульство лишением свободы, и эти законы применяются, по крайней мере, время от времени. При обновлении в 1960 году немецкого Уголовного кодекса законодатель пошел только на то, чтобы сделать норму о богохульстве применимой исключительно в случае нарушения общественного порядка, то есть религиозные чувства перестали быть охраняемым правоотношением. Зеленые не преуспели в попытках полностью исключить эту статью; христианские демократы, с другой стороны, хотят ввести запрет на богохульство, предусматривающий наказание даже в отсутствие нарушения порядка. Европейский Союз рассматривает богохульство в качестве серьезного преступления и включает его в перечень преступлений, преследование за которые возможно по европейскому ордеру на арест — наряду с терроризмом и убийством. В соответствии с законами многочисленных штатов США за богохульство вас могут посадить в тюрьму. В соответствии с федеральным законом богохульство (в какой бы ни было форме) запрещено в электронных СМИ, и этот закон периодически применяется на практике…

Отделение церкви от государства происходило очень медленно, сопровождалось разрушениями, причем формального закрепления достигнутого положения не происходило, так как это означало бы конфронтацию. До появления в Европе ислама как влиятельной массовой религии европейские религиозные запреты (и их нарушение) не вызывали серьезной социальной напряженности, так как существовало меньше религий большинства, которые можно было бы оскорбить. С конца XIX века европейские церкви отказались от попыток заставить верующих жить согласно религиозным предписаниям в гражданском обществе и государстве. Это стало хрупкой основой для секуляризации — молчаливые уступки лишь постепенно получили нормативное признание (например, в характеристике Франции как светской республики). Когда же усиливающийся религиозный фундаментализм, растущий на почве культа чувств, навязанного радикальным исламом и политкорректностью, снова хочет господствовать в публичной сфере, у светских властей нет таких нормативных оснований, на которые можно было бы сослаться с тем, чтобы отстоять достижения эпохи Возрождения.

В европейских дебатах по поводу карикатур и правые, и либерально настроенные континентальные газеты ссылались на свободу прессы, в то время как британское правительство и другие "ответственные стороны" приводили доводы в пользу ответственности прессы. Они не вдавались в детали о природе ответственности — они полагали, что оскорбление другого человека просто является безответственным поступком, а следовательно, оно неприемлемо…

Collapse )