a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

СТРАТЕГИЯ и ТАКТИКА

Прежде чем мы серьезно поговорим о сегодняшней теме, предлагаю небольшое «лирическое» отступление (или вступление кому как нравится). Наблюдения показывают, что современные дети более практичны, чем были мы в их годы. Лет 40-50 назад дети мечтали стать летчиками-космонавтами или уехать в тайгу - все это дело в общем романтичное, но малоприбыльное. Сегодня дети чаще мечтают стать банкирами, депутатами, знаменитыми футболистами, певцами, фотомоделями или кем-то в этом роде. Но вот недавно я где-то прочитал об одном малыше, который в наше время мечтает стать космонавтом. Это кажется довольно необычным, ведь быть романтиком в наш практичный век непопулярно. Однако мотивация этого парнишки все расставляет по местам. Вот как он объясняет свою мечту: «Когда я вырасту и женюсь, жена будет приставать ко мне: пропылесось, вынеси мусор, сходи в магазин… А я ей скажу: извини, не могу, я в космосе» :) Это уже не мечта получается, а целая жизненная стратегия. Такой вот недетский практицизм))

Ну а теперь перейдем к серьезным вещам. Поговорим сегодня о стратегии и тактике в христианской жизни. Для начала разберемся в понятиях. Стратегия определяет центральное, базовое направление нашей жизни, формирует те цели, к которым мы стремимся. Тактика определяет средства, инструменты, с помощью которых мы реализуем выбранную стратегию. Пожалуй, у каждого здравомыслящего человека есть жизненная стратегия, есть определенные планы и мечты. Сообразно стратегии человек выбирает и средства ее реализации. И стратегия, и тактика человека зависит от его ценностей, от того, во что он верит, что считает допустимым, правильным или запрещенным, неприемлемым. Что касается верующих людей, то при выборе жизненной стратегии они ориентируются (по крайней мере, должны ориентироваться) прежде всего на волю Божью. А как быть с тактикой?


Читая Библию, мы видим, что отношение Бога к выбору человеком тактических средств существенно отличается в зависимости от важности решаемого вопроса. В одних случаях Бог не только формулирует цель, но и дает четкие инструкции относительно реализации этой цели. Например, Бог планирует уничтожить погрязший в грехах мир водами потопа. При этом Он решает спасти семью Ноя. И Ной получает задание - строить ковчег, причем строго из того материала, тех размеров и того «дизайна», которые установлены Богом. Это касается и многих других вопросов - порядка жертвоприношений, облачения священников, убранства скинии и т.п. Но в других вопросах Бог предоставляет человеку большую свободу. Например, в вопросах отправления правосудия. Когда Моисей вывел народ из Египта, он поначалу по всем вопросам лично судил народ, и это была утомительная процедура: Моисей сидел, а народ стоял перед ним с утра до вечера. И вот когда в гости к Моисею пришел его тесть, священник Мадиамский Иофор, он дает следующий совет:

Исх.18:17-22 «Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь:

                18           ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его;

                19           итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его];

                20           научай их уставам и законам [Божиим], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать;

                21           ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками;

22           пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою [бремя]»

Моисей прислушался к совету тестя, и это предложение в принципе не противоречит воле Божией. В подобных случаях Бог допускает человеку выбор «тактики». Главное - чтобы правосудие осуществлялось по «уставам и законам Божиим».

Многие люди взывают к Богу и просят открыть им Его волю в их жизни. Но даже если Бог и ответит на такую просьбу, может возникнуть масса проблем: от непринятия этой воли до выбора неверных средств ее реализации.

Например, пророку Ионе не понравилась ни стратегия Бога - спасти языческий город Ниневию, ни тактика - тот факт, что именно он, Иона, должен идти туда и проповедовать, предупреждая о Божьем суде.

Первый иудейский царь Саул, не дождавшись пророка Самуила и видя, что народ разбегается от него, решил сам принести жертву всесожжения - за что был отвержен Богом (1 Цар.13:8-14).

Показательной является история Иакова. В его жизни было много хитрости и обмана, но и получал в ответ он этого «добра» тоже немало. И вот после того, как Иаков бежал из дома от гнева своего брата Исава и 20 лет работал на Лавана (по 7 лет за жен - Лию и Рахиль, и 6 лет за скот), он получает повеление от Господа:

Быт.31:3 «И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою»

Итак, вот стратегическое жизненное направление от Бога - вернуться на родину. Бог ясно сформулировал Свою волю и приложил к ней гарантию: «Я буду с тобою». Но на этом пути есть две серьезные проблемы: позади - Лаван, а впереди - Исав. Иаков оказывается в ситуации, схожей с той, в которой оказывались герои древнегреческой мифологии, пытавшиеся проскочить между Сциллой и Харибдой.

И вот Иаков начинает вырабатывать свою тактику. По отношению к Лавану он применяет испытанный способ - хитрость.

Быт.31:17-21 «И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов,

                18           и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую.

                19           И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.

                20           Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется.

21           И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад»

Лаван, узнав об этом, отправляется в погоню. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы Лавану ночью не явился Бог и не сказал: «берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» (Быт.31:24). Бог сдерживает свое обещание («Я буду с тобою») несмотря на сомнительные «тактические ходы» Иакова.

По отношению к брату своему Исаву Иаков избирает более изощренную тактику:

- делит своих людей и скот на два стана (Быт.32:7-8);

- посылает дары Исаву (Быт.32:13-21);

- расставляет в определенном порядке своих детей, служанок и жен (особо любимых Рахиль и Иосифа прячет за спинами Лии и остальных детей) (Быт.33:1-2).

В свете этой тактики Иакова можно по-новому осмыслить ночную борьбу Иакова с Ангелом Божиим.

Быт.32:24-25 «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним»

Если образно истолковать эти слова, то можно сделать вывод, что Иаков слишком увлекся своими «тактическими построениями», исполняя волю Божию. Своеволие Иакова привело к тому, что даже Бог не всегда мог «одолеть» его. Когда сталкивалась воля Иакова и воля Божья, не всегда одолевала последняя. Богу пришлось «бороться» с Иаковом и даже сделать его хромым, так как в его хождении пред Богом было слишком много того, что не от Бога. Иаков часто забывал спрашивать у Бога, как ему быть в той или иной ситуации, и даже когда Господь открывал ему Свою волю, он самовольно избирал способы достижения Божьих планов в своей жизни.

Моисей в этом смысле - прямая противоположность Иакова. Несмотря на свои недостатки и отдельные ошибки (а кто из людей совершенен?), его отличает готовность действовать так, как говорит Бог. Представим себе ситуацию, в которой оказался народ Божий, когда он бежал от фараона. Позади войско, впереди - море. Кому бы из нас в подобной ситуации пришло в голову махать жезлом по направлению к морским водам? Но Моисей не впадает в панику и не начинает организовывать отряды самообороны от колесниц фараоновых. Он по слову Божию простирает жезл, и воды Красного моря расступились. Думается, что если бы на месте Моисея был Иаков, все могло бы быть по-другому.

Слово Божье говорит, что Моисей был «человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис.12:3). Именно эта кротость - то ценное качество, которое позволяет Богу действовать через человека. Это качество, которое является гарантией того что человек не станет самовольничать и искать свои варианты решения проблемы, как это делали Саул, Иона или Иаков в сложных жизненных ситуациях. Да, когда в нашей жизни все идет хорошо и предсказуемо, мы готовы исполнять волю Божью и даже произносить пафосные слова: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк.22:33). Но Богу хорошо известна сила нашего слова, Он знает, через сколько минут после этих слов мы «трижды» отречемся от Него.

Такую неподражаемую кротость, верность, послушание мы находим в Иисусе Христе. Чтобы пройти весь этот путь - от яслей до Голгофы - Ему потребовалась колоссальная концентрация воли. Он исполнил все, что было предсказано в многочисленных пророчествах о Нем. Он выдержал все унижения и издевательства. В то время как Его ученики были озабочены будущей славой и уже делили министерские портфели в царстве своего Учителя, Христос готовился умереть на кресте. И такая тактика была не понятна ученикам.

Мф.16:21-22 «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!»

Думается, что слова Петра Иисусу было вынести труднее, чем слова диавола во время искушения в пустыне. Не зря Христос говорит Петру эти слова: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16:23). Всегда сложнее выстоять, когда встречаешь непонимание самых близких людей. Когда мы разговариваем с врагом, мы понимаем, что это враг, наша воля сконцентрирована. Но когда мы получаем удар от самых близких… Мне кажется, что праведному Иову тяжелее всего было вынести не страшную болезнь и не отвержение общества, а слова жены: «Похули Бога и умри». Как и Давид говорит в 54-м псалме:

Пс.54:13-15 «ибо не враг поносит меня, - это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, - от него я укрылся бы;

                14           но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,

                15           с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий»

Так и Христос, раскрыв ученикам всю небесную «стратегию и тактику», вместо поддержки и ободрения слышит эти слова: «Да не будет этого с Тобою». Поистине нелегко бывает принять замысел Божий. Ведь Он практически пребывает в другом измерении: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8-9). Понять и принять волю Бога можно только имея кроткий и смиренный нрав, пребывая в Его слове и исполняя Его заповеди.


Tags: Иаков, Моисей, Христос, средство, цель
Subscribe

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ ГОЛДЫ МЕИР

    Го́лда Ме́ир (21 апреля 1898 – 8 декабря 1978) , фамилия по мужу — Меерсон, урождённая Мабович — израильская политическая и…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ГОРДЫНЕ

    Гордыня и жажда суетной славы и власти — вот та ядовитая змея, которая, раз проникнув в вельможные сердца, внедряется в них до тех пор, пока…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ АЛЬБЕРА КАМЮ

    Альбе́р Камю́ (фр. Albert Camus, 7 ноября 1913 — 4 января 1960) — французский философ, журналист, писатель, драматург, публицист и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments