a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ВЕРА и РАЗУМ

Одной из сложных и постоянно дискутируемых проблем в истории религии является вопрос примирения мышления и откровения, разума и веры. Оригинальное исследование предпринял Этьен Жильсон, результаты которого представлены в работе «Разум и Откровение в Средние Века». Анализ философской и теологической литературы позволил автору объединить теологов в три группы, которые он условно назвал «группа Тертуллиана», «группа Августина» и «группа томистов»:


1. Группу Тертуллиана составляют теологи, которые полагают, что Откровение было дано людям вместо всякого иного знания, включая науку, этику и метафизику. С тех пор, как Бог открылся нам, уже не нужно думать самим. Достижение спасения - вот то единственное, что сохраняет значение для каждого из нас, а все, что для этого нужно знать, записано в Священном Писании - значит, давайте учить Божий закон, размышлять о нем, жить в соответствии с его установлениями, и нам ничего больше не будет нужно, включая философию. Еще во втором веке, когда гностицизм стал реальной угрозой, Тертуллиан высказал то, что он считал непримиримым антагонизмом между христианством и философией. Седьмая глава его трактата «О предписаниях против еретиков» представляет собой не что иное, как яростные нападки на то, что сам Бог назвал «юродством» (глупостью) философии: «Ибо философия есть поспешный толкователь природы, промысла Божия и мудрости мира. Именно философией провоцируются ереси. Одно и то же все время обсуждается как еретиками, так и философами, и те, и другие прибегают к одним и тем же аргументам. Откуда берется зло? Почему злу позволено существовать? Каково происхождение человека? Каким образом он приходит в этот мир? Обсуждается и вопрос, незадолго до того предложенный Валентием: откуда приходит Бог? Сам же он отвечает так: из enthymesis (размышления) и ectroma (откровения). Несчастен Аристотель, который изобрел диалектику для этих людей, искусство возводить и разрушать, искусство, так далеко заходящее в своих предположениях, такое резкое в своих аргументах, толкающее к раздорам, обременительное само для себя, отрекающееся от всего и занимающееся ничем! Разве уже Апостол Павел не предупреждал об опасности таких досужих размышлений, когда он писал Колоссянам: «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому…, а не по Христу» (Кол.2:8)».

2. Представители второй группы - Юстин Мученик, Климент Александрийский, Ориген создавали свои теологические доктрины, в которых было либо прямо заявлено, что существует принципиальное согласие между естественным и Бого-откровенным знанием, либо это подразумевалось. Наиболее ярким представителем этой группы является Блаженный Августин. Согласно Августину, самый надежный путь достижения истины начинается от веры, а затем ведет далее, от Откровения к разуму. Бого-откровенная истина является стартовой позицией рационального знания. Стремление исследовать таинства Откровения с помощью естественного света разума вполне допустимо. «Понимание есть вознаграждение веры. Посему не стремись понимать то, во что можешь верить, но верь в то, что можешь понять» (О Евангелии от Иоанна; 24, 6). А вот еще одна цитата на ту же тему, но более обширная: «Если бы верить было одним, а понимать другим, и если бы нам не нужно было верить в то великое и Божественное, которое мы жаждем понять, Пророк высказался бы понапрасну, когда он сказал: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Ис.7:9). Сам наш Господь своими словами и деяниями наставлял тех, кого он призывал к спасению, в том, чтобы они сначала уверовали. Но позже, когда Он говорил о даре, который Он даст верующим, Он не говорил: «Сия есть жизнь вечная, в которую вы можете уверовать», но говорил: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного тобою Иисуса Христа» (Иоанн.17:3). Более того, Он сказал тем, кто уже уверовал: «Ищите и найдете» (Мф.7:7). Ибо то, во что веруешь, нельзя назвать найденным, и никто не может найти Бога, если не поверит сначала, что в конце концов он Его найдет» (О свободной воле; 11; 2, 6)».

3. Фома Аквинский утверждал, что одна и та же вещь не может быть одновременно объектом науки и объектом веры. Есть определенные догматы, которые опираются только на Божественный авторитет. Вера - это непоколебимая уверенность в том, что Бог открылся нам через слово и что изреченное Богом истинно, хотя мы и не понимаем этого. Такие истины, как Троица, Воплощение, Искупление и многие другие не могут быть философски объяснены. Более того, такие философские спекуляции опасны. «И это следует принимать во внимание, чтобы кто-нибудь, вознамерившись доказать то, что относится к вере, не стал бы выдвигать аргументы, которые недостаточно убедительны, и тем самым дал повод неверующим посмеяться и подумать, что таковы вот основания, на которых мы веруем в то, что имеет отношение к вере» (Summa Th.; Pt. I; qu. 46; art. 2). Согласно Аквинскому, так называемые необходимые аргументы, которые используются теологами, являются просто диалектическими вероятностями. Они никогда никого не убеждают, за исключением тех случаев, когда убеждаемый и так уже верит в то, что эти аргументы должны предположительно доказать. Доказательством истинности откровения Божия являются не логические умозаключения, а чудеса Божьи, и прежде всего - существование и рост Церкви. Для любого искреннего верующего, который в то же самое время является еще и истинным философом, малейшее противоречие между его верой и его разумом есть верный признак того, что что-то не в порядке с философией, а не с верой. Ибо вера не является принципом философского знания, но она служит верным путеводителем на пути к рациональной истине и безошибочным предупреждением против философских заблуждений. Кроме того, философствовать могут лишь некоторые люди, а в спасении нуждаются все. На этом основании нужно четко различать вещи умопостигаемые и те, которые принимаются на веру. Итак, последователи Фомы Аквинского (томисты) не склонны верить в то, что они могут познать, но и никогда не пытаются познать то, во что можно только поверить.

Источник: Этьен Жильсон. Разум и Откровение в Средние Века. - В кн.: Богословие в культуре Средневековья. - Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992. - С.5-48.



А вы к какой группе относитесь?

Tags: вера, разум, философия, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments