a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

БЛАГОДАТЬ и ИСТИНА произошли чрез ИИСУСА ХРИСТА

Ин.1:17 «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»

Этот библейский стих примечателен во многих отношениях. Довольно часто богословы проводят сравнительный анализ закона и благодати, немало внимания уделяется и сравнению Моисея с Иисусом Христом. Недавно мне попалась одна статья (Александр Цуцеров. «Слава», «благодать и истина» и «благодать» в Евангелии от Иоанна: вступление Синайского Завета о присутствии Божием в силу во Иисусе Христе посредством Духа Святого // Богословский поиск. - Вып.1. - 2006. - С.7-95.), где автор почти на 80-ти страницах рассматривает разнообразные взгляды на различие богоявления на Синае и в Иисусе Христе. Одни авторы противопоставляют эти понятия и явления, другие говорят, что Христос развивает начатое Моисеем, третьи - что Он завершает его и т.д. Подумалось: удивительно Слово Божье, оно подобно дереву, в ветвях которого покоится множество самых разных птиц. Одни могут разложить Слово на атомы и «йоты», провести исторические, филологические, апологетические и прочие параллели, собрать все это заново, так, чтоб не осталось «лишних запчастей». Другие довольствуются буквальным пониманием. Третьим вообще достаточно молитвы «Отче наш» и того, что Бог их любит. И все они - равноправные дети своего Небесного Отца.

«Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»

Этих слов достаточно для того, чтобы было о чем поразмыслить и доктору богословия, и человеку, едва умеющему читать. Ибо их сокровенный смысл постигается сердцем.


Сложно себе представить более авторитетное имя в иудейской среде, чем Моисей. Он вывел народ из Египта. Его руками были сотворены великие чудеса у берегов Красного моря и в пустыне. Наконец, он дал народу закон, названный его именем. «Законы Моисея» - это выражение стало распространенным и общепринятым. Прошли столетия, и фигура Моисея приобрела монументальные очертания в еврейском народе. Помните выражение Христа: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» (Мф.23:2)? Подобное «седалище» представляло собой большой камень, обработанный в форме сидения, который устанавливался на почетном месте в синагоге и символизировал присутствие самого Моисея. То есть Моисей - это глыба, непререкаемый авторитет как в среде книжников и фарисеев, так и среди простого народа.

Но на самом деле Моисей не был автором закона. Закон через него был «дан». Моисей явился проводником, если можно так выразиться - «ретранслятором» закона для своего народа.

В то же время о Христе сказано, что благодать и истина «произошли» чрез Него.

Закон и благодать сложно сопоставлять; слова Христа «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17) и слова Павла «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3:20) не добавляют ясности. Слово «закон» имеет в Писании разные смысловые оттенки.

Прежде всего, тот закон, который был дан чрез Моисея, не был предназначен для спасения в том смысле, который христиане вкладывают в этот термин. Он имел вполне земной смысл.

Втор.6:3 «Итак, слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, что Он даст тебе землю, где течет молоко и мед»

Но в то же время закон назван детоводителем ко Христу (Гал.3:24). Он подводит нас к благодати и истине, но не может перевести нас через «Красное море» греха, которое отделяет нас от святого Бога. Чтобы расступились воды, нужно что-то сильнее закона.

Кроме того, ко времени рождения Христа закон оброс множеством деталей и во многом утратил свой первоначальный смысл. Например, если заповедь субботнего покоя была дана для того, чтобы люди, принадлежащие ко всем социальным слоям (от князей до рабов) имели гарантированное время для общения с Богом, то в реальности это выродилось в банальное «'не прикасайся', 'не вкушай', 'не дотрагивайся'» (Кол.2:21). Если призыв не смешиваться с окружающими народами был направлен на то, чтобы оградить народ Божий от идолопоклонства и прочих мерзостей, то в реальности это привело к высокомерному отношению к представителям других национальностей, которые не заслуживают доброго слова, не то что помощи. И однажды Христос бросил в лицо первосвященникам и старейшинам слова, которые могут показаться обидными: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф.21:31). Наверное, и в этом случае срабатывает тот механизм, что научить человека чему-то «с нуля» намного проще, чем переучивать. Поэтому проще было научить суду, милости и вере тех, кто изначально был далек от этого, чем тех, которые «оставили важнейшее в законе» (Мф.23:23).

Конечно, были и среди почитателей закона те, кто правильно понимал его суть. Незадолго до Рождества образовалось два течения последователей Торы: школа Шамая и школа Гиллеля. Рассказывают, что однажды к Шамаю обратился язычник, готовый принять иудаизм, но с условием, что учитель раскроет ему все содержание еврейской религии, «пока он будет стоять на одной ноге». Шамай с гневом прогнал его. Когда язычник обратился с той же просьбой к Гиллелю, тот ответил ему: «что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему — в этом весь Закон; все остальное же — комментарии к нему». Таким образом, мысль «возлюби ближнего, как самого себя» известна закону. Что же нового сказал Иисус?

Ин.13:34 «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»

Если закон требует любить ближнего, как себя, то Христос возлюбил нас более, нежели Самого Себя. Иначе Он не отдал бы Себя в жертву за нас…

Христу было сложно говорить о новых вещах в условиях массового религиозного формализма и обрядовости. Но все же Ему это удавалось, хотя не все понимали и принимали то, что Он провозглашал. И сила Его слова была так велика, что даже люди, посланные Его арестовать, возвращались обескураженными, замечая, что «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин.7:46).

Но Он не только говорил. Он также делал такое, что поражало воображение людей (исцелял безнадежно больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых…).

Три мысли Евангелия от Иоанна подчеркивают отличие Иисуса от Моисея.

Ин.1:18 «Бога не видел никто никогда»

Иудеи считали, что Моисей видел Бога.

Ин.3:13 «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах»

Иудеи были уверены, что Моисей восходил на небо, где получил откровение от Бога.

И, наконец, кульминация:

Ин.14:6 «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»

И в этом «компоненте» Иисус стоит неизмеримо выше Моисея.

«Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»

Иисус Христос не просто дал нам благодать и истину. Он был буквально пропитан благодатью и истиной, Он сам - воплощенная благодать и истина. Если бы не было Моисея, вероятно, нашелся бы другой, через которого Бог дал бы Своему народу закон. Но если бы не Христос, мы с вами никогда не узнали бы, что такое благодать и истина.

 Да будет прославлен Господь наш Иисус Христос, Который искупил нас, пострадал, воскрес и воссел одесную Отца.

Аминь



Tags: Моисей, Христос, благодать, истина
Subscribe

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ГОРДЫНЕ

    Гордыня и жажда суетной славы и власти — вот та ядовитая змея, которая, раз проникнув в вельможные сердца, внедряется в них до тех пор, пока…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ АЛЬБЕРА КАМЮ

    Альбе́р Камю́ (фр. Albert Camus, 7 ноября 1913 — 4 января 1960) — французский философ, журналист, писатель, драматург, публицист и…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ВРЕМЕНАХ ГОДА

    Времена года повинуются непреложному закону, а человек докучливый не перестает сомневаться и всю жизнь пребывает в суете. Хун Цзычен У…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ГОРДЫНЕ

    Гордыня и жажда суетной славы и власти — вот та ядовитая змея, которая, раз проникнув в вельможные сердца, внедряется в них до тех пор, пока…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ АЛЬБЕРА КАМЮ

    Альбе́р Камю́ (фр. Albert Camus, 7 ноября 1913 — 4 января 1960) — французский философ, журналист, писатель, драматург, публицист и…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ВРЕМЕНАХ ГОДА

    Времена года повинуются непреложному закону, а человек докучливый не перестает сомневаться и всю жизнь пребывает в суете. Хун Цзычен У…