a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

О СОКРОВЕННЕЙШЕЙ ГЛУБИНЕ

Снова представляю вашему вниманию проповедь знаменитого немецкого теолога, мистика Мейстера Экхарта (1260-1327). Однажды уже размещал его размышления на тему «Сильна как смерть любовь».  http://a-lex-7.livejournal.com/36450.html Оригинальный богослов, и с первого раза сложно вместить то, что он проповедует. Но если прочитать несколько раз… Попробуйте.

Один учитель говорит: «Бог стал человеком; оттого весь человеческий род вознесен и прославлен. Мы можем воистину радоваться тому, что Христос, наш брат, Своей Собственной силой возвысился над всеми сонмами анге­лов и воссел одесную Отца». Этот учитель сказал хоро­шо. Но, по правде сказать, я не придаю его словам осо­бенного значения. Что мне из того, что у меня богатый брат, когда я сам беден? Что мне из того, что у меня муд­рый брат, когда я сам глупец? Я говорю нечто другое и более убедительное: Бог не только стал человеком, Он принял на себя человеческую природу.

Обыкновенно мудрецы говорят, что все люди равны по своей человеческой природе. А я утверждаю, что все доброе, чем обладали все святые, и Мария, Матерь Божия, и Христос по Своему человечеству, — все это мое достояние в этой же природе.

Теперь вы можете спросить меня: если уже в этой природе я обладаю всем тем, что Христос мог бы дать мне по Своему человечеству, отчего мы так высоко ста­вим Христа и почитаем Его Господом и Богом? Да отто­го, что Он был вестником от Бога к нам и принес нам на­ше блаженство; но блаженство, которое Он принес нам, было [именно] наше. Эта природа бьет ключом там, где Отец рождает в сокровенной глубине Своего Сына. Природа же эта проста и едина. И если с ней и связано нечто проглядывающее сквозь нее, то это «ничто».



Далее я говорю о другом и более трудном. Кто пре­бывает в наготе и чистоте этой природы, тот должен пре­одолеть личное настолько, чтобы делать равное добро тому человеку, который находится по ту сторону моря и которого он никогда не видел в лицо, как и тому, кто рядом с ним и кто его заветный друг. Пока ты желаешь добра для себя более, чем для человека, которого ты ни­когда не видел, ты поистине не прав и ты ни на один ма­лый миг не заглянул в эту простую глубину. Быть может, ты и видел истину в бледном мысленном отображении ее, как бы в подобии, но ты никогда не обладал чем-то луч­шим, чем такая истина.

Для этого ты должен быть чист сердцем. А лишь то сердце чисто, которое все созданное превратило в «ни­что». И ты должен наконец освободиться от «ничто».

Часто спорят о том, что так горит в аду. Все учителя обыкновенно говорят, что сжигаемо своеволие. Но я утверждаю: в аду горит «ничто». Вот сравнение: возьми горящий уголь и положи его на мою руку. Если бы я ска­зал: уголь жжет мою руку, то я был бы несправедлив к не­му. Если я должен определить, что, собственно, меня жжет, то это делает «ничто». Ибо в угле есть нечто, чего нет в моей руке. Если бы рука обладала всем тем, чем обладает и что дает уголь, она была бы огненной природы. И даже если бросили бы на мою руку весь огонь, который когда-либо горел, он не причинил бы мне боли. Поэтому я утверждаю, что Бог и все те, кто пребывает в блаженном созерцании Его, имеют нечто, чего не имеют отлученные от Бога. И именно это «ничто» учит пребывающие в аду души больше, чем своеволие или какой-либо огонь. Я го­ворю правду: насколько ты захвачен этим «ничто», настолько ты несовершенен. Поэтому, если вы хотите стать совершенными, освободитесь от всякого «ничто»!

«Бог послал в мир своего Единородного Сына». Вы не должны относить эти слова к внешнему миру, по­скольку Он ел с нами и пил, — вы должны относить их к миру внутреннему.

Как истинно то, что Отец в Своей простой Божест­венной Природе рождает Сына, так истинно и то, что Он рождает Его в сокровеннейшем месте духа. И это — внутренний мир. Здесь Божия глубина — моя глубина. И моя глубина — Божия глубина. Здесь я пребываю вне моего, как и Бог пребывает вне Своего.

Для того, кто хоть на мгновение заглянул в эту глу­бину, тысяча фунтов червонного золота не больше под­дельного гроша. Из этой сокровеннейшей глубины ты должен творить все, что творишь без всякого «зачем».

Я решительно утверждаю, что, пока ты делаешь что-нибудь ради Царствия Небесного, ради Бога или ради твоего вечного блаженства, то есть ради чего-нибудь внешнего, ты воистину не прав. Конечно, и это можно получить, но это не самое лучшее. Ибо воисти­ну, если ты думаешь, что скорее достигнешь Бога че­рез углубление, благоговение, расплывчатые чувства и особую сноровку, чем, находясь в поле у костра или в хлеву, ты не делаешь ничего иного, как если бы ты взял Бога, обернул вокруг Его головы плащ и сунул бы Его себе под лавку.

Ибо тот, кто каким-либо образом ищет Бога, схва­тывает образ, но Бог, сокрытый за этим образом, от не­го ускользает. Лишь тот, кто не ищет Бога в образе, об­ладает Им таким, каков Он есть Сам в Себе, и Он — сама жизнь.

Если бы кто-нибудь тысячу лет вопрошал жизнь: зачем ты живешь? — и она ответила бы ему каким-нибудь образом, то не сказала бы она ничего иного, кро­ме: живу, чтобы жить. И это оттого, что жизнь живет своей собственной глубиной, бьет из себя самой. Поэто­му она живет без всякого «почему» и живит себя самое. И если бы кто-нибудь спросил правдивого человека, та­кого, который действует из своей собственной глубины: зачем ты делаешь свое дело? — и если бы он отвечал правильным образом, то не сказал бы ничего иного, кро­ме: делаю, потому что делаю.

Где кончается тварь, там начинается Бог. И Бог не желает от тебя ничего, кроме того, чтобы ты вышел из себя самого, поскольку ты тварь, и дал бы Богу быть в тебе Богом. Малейший образ твари, который ты со­здаешь в себе, так же велик, как Бог. Почему? Потому что он отнимает у тебя целого Бога. Ибо в то мгновение, когда этот образ входит в тебя, Бог со всем божеством Своим должен удалиться. Но когда этот образ уходит, является Бог. Бог так сильно желает, чтобы ты вышел из себя самого (поскольку ты тварь), словно все Его блаженство зависит от этого. Ах, милый человек, слу­чится ли для тебя какая-либо беда, если ты предоста­вишь Богу быть в тебе Богом?

Выйди же ради Бога из самого себя, чтобы ради тебя Бог сделал то же самое. Когда выйдете оба, то, что оста­нется, будет нечто единое и простое. В этом едином Отец рождает Сына в глубочайшем Своем источнике. Там рас­цветает Святой Дух, и там в Боге возникает воля, кото­рая принадлежит душе. До тех пор, пока эта воля пребы­вает непричастной твари и всему созданному, — она сво­бодна. Христос говорит: никто не восходит на небеса, кроме Сошедшего с небес.

Все вещи созданы из «ничто». Поэтому настоящий источник их — «ничто». Насколько эта благородная воля обращается к твари, настолько она погружается с ней в «ничто».

И вот вопрос: настолько ли погружается эта воля, что она никогда не сможет больше возвратиться? Муд­рецы обычно говорят, что она никогда не возвращает­ся, поскольку она ушла вместе со временем.

Но я говорю: если воля эта, на один миг хотя бы по­кинув себя и все созданное, обратится к своему перво­источнику, она восстанет в истинной свободе и будет свободной; и в одно это мгновение все потерянное вре­мя возвратится вновь.

Люди часто говорят мне: «Помолись за меня», и я ду­маю: зачем вы выходите из себя; зачем не остаетесь в са­мих себе и не черпаете из своего собственного сокровища? В вас самих заключена вся истина по существу своему.

Дай Бог, чтобы мы поистине оставались внутри, в сущности, и владели бы правдой в истинном блажен­стве без различия и посредников! Аминь.

Источник: Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. - СПб.: Амфора, 2008. - 255 с.



Tags: Бог, Мейстер Экхарт, человек
Subscribe

  • ВЕРА ЗАРОЖДАЕТСЯ в КРИЗИСЕ

    Кризис веры может казаться огромным духовным препятствием, но часто он становится самым большим шагом вперед . Библия - серьезная книга. Это…

  • О СОМНЕНИЯХ в БОГЕ

    Что делать, когда приходят сомнения, что Бог существует? Сомнения сомнениям рознь. Потому свой ответ на этот вопрос разделю на две части.…

  • СВОЕВРЕМЕННАЯ ЗАБОТА

    Быт.4:8-16 « И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. 9 И сказал…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • ВЕРА ЗАРОЖДАЕТСЯ в КРИЗИСЕ

    Кризис веры может казаться огромным духовным препятствием, но часто он становится самым большим шагом вперед . Библия - серьезная книга. Это…

  • О СОМНЕНИЯХ в БОГЕ

    Что делать, когда приходят сомнения, что Бог существует? Сомнения сомнениям рознь. Потому свой ответ на этот вопрос разделю на две части.…

  • СВОЕВРЕМЕННАЯ ЗАБОТА

    Быт.4:8-16 « И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. 9 И сказал…