a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ПРЕДВЕСТНИКИ РЕФОРМАЦИИ

Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 года, когда доктор богословия Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви. Однако учение Лютера возникло не на пустом месте. Еще в ХIV в. в Европе возникло движение, известное как Христианское возрождение (Devotio Moderna). Его происхождение связывают с именем голландца Гергарда де Гроота (Герард Грооте), родившимся в 1340 г. Он получил разностороннее образование - обучался философии, медицине, церковному праву и логике в университете Парижа. В 1358 г., получив степень магистра искусств и пробыв еще некоторое время в Париже, он отправился совершенствовать свои знания в Прагу. Вернувшись домой, Грооте был удостоен чести представлять город при папском дворе в Авиньоне, где он успешно провел переговоры с папой Урбаном V по вопросам пошлин и налогов.

Таким образом, Грооте начинал свою жизнь вполне преуспевающим человеком. Но он видел лицемерие монашества и духовенства, их аморальный образ жизни. За пять лет наблюдения, дискуссий и раздумий Грооте превратился в аскета.

В самом конце 1379 г. он получил чин дьякона от епископа Утрехта и начал проповедовать в Девентере, Зволле, Кампене, Амерсфорте, Амстердаме, Харлеме, Лейдене, Утрехте, Дельфте, Генте и во множестве малых селений. Грооте обладал поразительной силой убеждения. Люди приходили на его проповеди за многие километры, бросив работу и даже пренебрегая пищей, дабы успеть вовремя. Желавших его услышать не вмещали самые большие церкви. Грооте обличал аморальность, торговлю церковными должностями, физическую и интеллектуальную леность монахов, их лицемерие, алчность. Он называл монахов волками в овечьей шкуре, призывая прихожан следовать Христу, а не церковникам. Повсеместно там, где Грооте обращался к народу, возникали группы людей, объединявшихся по общности взглядов, им проповедовавшихся.


Грооте оставался странствующим проповедником до 1383 г. Он снискал огромный авторитет у прихожан, но нажил много врагов в среде духовенства, которых душила зависть и ненависть к человеку, так яростно их обличавшему. Они обратились с жалобой к епископу Утрехта и потребовали запрета проповедей Грооте на том основании, что он был лишь диакон, а не священник. Епископ встал на сторону массы духовенства, и Грооте вынужден был прекратить свои проповеди. Но это было пирровой победой его врагов. В 1383 г. Грооте, вынужденный переосмыслить свое положение, сформулировал новую идею. Совершенно недостаточно, сказал он, чтобы духовенство было образованным. Народ должен тоже уметь читать и сам решать, в чем суть Священного Писания. Прихожанин должен делать больше, чем слушать проповедника, он должен читать и думать сам.

Грооте не ограничился призывом. Он стал переводить по частям Библию на родной язык, сопровождая перевод пояснениями. В частности, Грооте утверждал, что высший закон—это Закон Божий, а поэтому нельзя повиноваться ни одному человеку, даже Папе Римскому, если слово человеческое противно Закону Божию.

Последователи Грооте объединялись в так называемые братства и сестринства совместной жизни. Эти сообщества не были монастырями, их члены не давали обета, могли покинуть братство (но после этого не могли в него вновь вступить).

Братства и особенно сестринства совместной жизни повсеместно подвергались травле со стороны духовенства. Их членов на улице называли лоллардами и призывали к сожжению на костре. Перед смертью Грооте посоветовал своим последователям основать монастыри ради защиты своего образа жизни и оказания поддержки тем, кто останется в миру.

В те годы при возникновении различных спорных моментов было принято обращаться за юридическими консультациями к известным юристам, главным образом профессорам в университетах.

Один из сохранившихся примеров (конец XIV ст.) представляет обращение Кельнского Городского Совета по делу о так называемых «Братствах совместной жизни» (Bruder des gemeinsamen Lebens). У юристов просили дать заключение, считают ли они подобные ассоциации правомерными или нет. Один из ответов подписан двумя докторами и двумя лиценциатами прав Кельнского университета. Запрос был сформулирован следующим образом: «В известных местностях некоторые люди соединяются для совместной жизни. Так некоторые клирики живут в одном доме, где они заняты перепиской дозволенных законом книг. Другие, не умеющие писать, заняты ремеслами или другой ручной работой в другом доме. Эти лица, живущие в двух домах, трудятся и живут на выручку от своего труда, и разделяют между собой заработок и движимое имущество, когда есть такое. Они вместе обедают, не просят милостыни и имеют правителя (ректора), который заботится о жилище. Они повинуются ему, как хорошие ученики своему хозяину, и распределяют время для труда, отдыха и тому подобного. Они решили пребывать в общине, чтобы жить более спокойно; главная цель этой жизни — не выгода, но надежда, что, живя таким образом, они угождают Богу и служат Ему. Таково задание. Спрашивается, можно ли признать такое общежитие законным и имеют ли его члены право выбирать ректора, создавать для себя особые уставы и вообще то, что предоставляется законом обществам. Точно так же спрашивается, что гласит закон о женщинах, которые живут отдельно от супругов, шьют, прядут и ткут, добывая средства для описанного выше образа жизни?». Доктора гражданского права вынесли вполне благоприятное решение вопроса с добавлением, что женщины могут жить в таком общежитии только в том случае, если их труд в нем не противоречит женственности (si statui muliebri non repugnet). Указывалось также, что не дозволяется вводить новые религиозные верования, но что жизнь сообща не запрещена сама по себе.

Можно к этому добавить, что «Братства совместной жизни» выдержали множество нападок со стороны ревностных представителей официальной церкви, но были поддержаны Констанцским Собором, а их общины и школы продолжали процветать в течение всего XV столетия.

Источники:

1. Виноградов П. Г. Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе. - М.: Издательство «Зерцало», 2010. — 288 с. — (Серия «Русское юридическое наследие»)

2. Асланов Л.А.  Культура и власть. Философские заметки. Кн. 1. — М.: Изд-во ИТРК, 2001. — 496 с.


Tags: история христианства, христианство в действии, юриспруденция
Subscribe

  • КРАСОТА И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДИ

    Я зык Десяти Заповедей кажется несвойственным культуре и здравому смыслу, оскорбляет и шокирует любого, кто не принял Божьего Богоцентризма.…

  • КАМЕННЫЙ УТЕС

  • ВСТРЕЧА с БОГОМ

    Наша земная жизнь полна встреч и расставаний. На своем жизненном пути мы встречаем множество разных людей. Порой эти встречи мимолетны, они не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments