a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

УГОДНО или ВЫГОДНО ?

Тема для этих размышлений возникла довольно необычно. Как правило, я начинаю и заканчиваю каждый день молитвой. И это не простая формальность, для меня это очень важно, поскольку мне неоднократно приходилось убеждаться в силе молитвы. Так было и в тот декабрьский вечер ушедшего 2011-го года. Какой-то день получился сложный и долгий, накопилось много проблем, и к концу дня я от усталости буквально валился с ног. Как быть? Молиться нет сил, а без молитвы лечь не могу. И я кое-как, борясь с усталостью и сном, стал на колени, стал благодарить Бога за прожитый день, делиться некоторыми своими переживаниями. И вот, в завершении молитвы, изложив Богу какие-то свои просьбы, я сказал: «да будет не так, как я хочу, но как Тебе выгодно». Проговорив эти слова почти механически, на автомате, я остановился и задумался: «Что я только что сказал Богу? Хотел сказать «угодно», а вырвалось - «выгодно»…». Так неожиданно возникла эта тема.

«Выгода» - одна из неотделимых от этого мира категорий. Мы очень часто в нашей жизни руководствуемся выгодой: заводим знакомства, вкладываем деньги, и даже порой делаем добро, полагая, что оно к нам в той или иной форме вернется. Когда неожиданно наступает чья-то смерть, сыщики руководствуются правилом: «ищи, кому это выгодно». И довольно часто это срабатывает. Нет такого преступления, которого не смог бы совершить грешный человек ради реальной или предполагаемой выгоды. Хотя, не обязательно деяние внешне может иметь вид преступления. Недавно у берегов Италии затонул суперлайнер Costa Concordia. Как оказалось, экипаж в основном состоял из китайцев и филиппинцев, которые абсолютно были не обучены действовать в чрезвычайных ситуациях. Они даже не знали, как на воду спускаются шлюпки. Но зато они готовы работать за символическую (по европейским меркам) зарплату. Собственник таким образом, вероятно, рассчитывал получить сверхприбыли.

Многие люди и вопросы веры, вопросы служения Богу оценивают с позиций выгоды: своей и чужой. Одни задают вопрос: «Что я буду иметь с того, что приду в Церковь?». Другие говорят: «Понятно, почему ты стал служителем: работа непыльная, и люди деньги постоянно жертвуют». В общем, как говорится, «и оправдана премудрость чадами ее» (Мф.11:19).

Проблема выгоды довольно часто всплывает на страницах Библии: от продажи первородства Исавом до 30 сребреников Иуды. Рассмотрим вкратце два примера: один из Ветхого, а другой - из Нового завета.


1. Валак и Валаам. Моисей ведет народ в землю обетованную. Израильтяне остановились на равнинах Моава. Валак, царь моавитян, наслышанный о тех великих победах, которые сопровождают евреев, посылает делегацию к Валааму с просьбой: «иди, прокляни мне народ сей» (Чис.22:6).

Чис.22:7-12 «И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы.

           8             И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь. И остались старейшины Моавитские у Валаама.

            9             И пришел Бог к Валааму и сказал: какие это люди у тебя?

           10           Валаам сказал Богу: Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, прислал [их] ко мне [сказать]:

         11           вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, итак приди, прокляни мне его; может быть я тогда буду в состоянии сразиться с ним и выгнать его.

12           И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен»

Казалось бы, все ясно. Это не какое-то гадание, когда можно сослаться на неправильное истолкование определенных знаков и знамений. Бог четко открыл Валааму свою волю. Но слаб человек: после первой делегации приходит вторая, состоящая из еще более знатных князей, с еще более ценными дарами. И возникает мысль: а может, Бог передумал? Уж больно предложение заманчивое!

В общем, история эта долгая, описанная в нескольких главах книги Чисел. Мы наблюдаем, как разворачивается конфликт выгоды и желания угодить Богу. «Мне это выгодно. Но угодно ли это тебе, Господи?». Несколько раз Валаам порывался сделать то, что у него просили, и вот, наконец, наступает кульминация:

Чис.24:1-9 «Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицом своим к пустыне.

2    И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий.

3  И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком,

4   говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его:

5  как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!

6  расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах;

7    польется вода из ведр его, и семя его [будет] как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.

8   Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага].

9  Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!»

Правильные слова произносит Валаам. Но если вспомнить то, что говорится о нем в Откровении:

Откр.2:14 «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали»

то получается, что между Валаамом и Валаком состоялась другая беседа, как говорится, не для протокола, где первый и изложил свои советы второму. Все-таки выгода одержала верх.

2. Анания и Сапфира.

Не менее показательной является история этих супругов, описанная в Деяниях. В то время как «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32), муж и жена решили сыграть в старую народную забаву «лицемерие». Это то, чего больше всего не мог терпеть Иисус, в чем постоянно обличал фарисеев, о чем предостерегал Своих учеников.

Лк.12:1-2 «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы»

Вот это и сработало в случае с Ананией и Сапфирой. Между тем, что выгодно им, и тем, что угодно Богу, победило первое. «И авторитет «бессребреников» заработаем, и деньжат на черный день припасем». Но действие Духа было таким сильным в первоапостольской Церкви, что отторжение подобной «закваски» наступило мгновенно.

Впрочем, прошло совсем немного времени, и ситуация стала меняться не в лучшую сторону:

Флп.2:19-21 «Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.

            20           Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,

21           потому что все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу»

Мы не знаем всех обстоятельств, которые вынудили апостола Павла сказать эти слова, но диагноз, согласитесь, не из приятных.

В реальной жизни проблемы могут возникать не только тогда, когда необходимо сделать правильный выбор при возникновении дилеммы «угодно Богу» - «неугодно Богу».

Пр.21:3 «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва»

То есть существует некая иерархия ценностей в глазах Бога. Приносить жертвы - это богоугодное занятие. Но более угодным Богу является соблюдение справедливости во всех ее проявлениях. Об этом говорит Иисус в Нагорной проповеди:

Мф.5:21-24 «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

         22  А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: 'рака', подлежит синедриону; а кто скажет: 'безумный', подлежит геенне огненной.

         23   Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24   оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»

В те далекие времена, когда израильтяне еще шли по пустыне, процедура жертвоприношения была весьма показательна. Согрешивший должен был представить приношение Богу. Для этого он направлялся через весь стан к скинии, ведя овцу. Все окружающие видели это и знали, что этот человек согрешил. Ко времени Иисуса Христа процедура была максимально упрощена. Человеку было не обязательно приходить со своей овцой, торговля велась в самом храме. При этом близкие согрешившего могли и не знать о его жертве. Он приходил в храм и решал все вопросы на месте. Но Христос говорит, что попытка примириться с Богом в обход человека, которого мы обидели, не будет иметь успеха. Втайне можно совершать милостыню (Мф.6:4) и молитву (Мф.6:6), но тайно «задобрить» Бога жертвой, не примирившись с ближним, не удастся.

Часто так бывает, что человеку с Богом проще ладить, чем с ближним. Ведь Бог не надоедает нам нравоучениями, не изливает на нашу голову поток бесконечных жалоб, не держит обид. Этим обычно занимаемся мы. Во времена Христа была довольно распространена практика, когда помощь родителям заменялась жертвой Богу.

Мф.15:1-6 «Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

                2       зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

                3       Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

                4      Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

                5      А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,

   6     тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим»

Вот так получалось «удачно»: можно было и опостылевших родителей проучить, и Богу угодить, при полной поддержке книжников и фарисеев. Но Иисус обличал такой путь, Он говорил: «загляните в свое сердце. Как вы можете приносить жертвы Богу, имея столько злобы и непрощения внутри себя? Разве от Бога можно откупиться? Наведите порядок в своем сердце, наладьте взаимоотношения с ближними, а потом приходите со своими дарами к Богу».

Человек - уникальное создание. Он пытается и в вопросах веры все переделать под себя, найти лазейки в учении Церкви, и порой настолько в этом преуспевает, что доходит до абсурда.

Историк и критик Роберт Хьюджес пишет об од­ном заключенном, приговоренном к жизни вза­перти на хорошо охраняемом острове недалеко от побережья Австралии. Однажды без всякого пово­да он набросился на своего соседа по камере и забил его насмерть. Власти отправили убийцу об­ратно на берег, чтобы он предстал перед судом, где он прямо и бесстрастно сообщил о своем преступлении. Он не выказывал никаких угрызе­ний совести и утверждал, что не держал зла на жертву. «Тогда почему же? — спросил потрясен­ный судья. — Каков был ваш мотив?»

Заключенный ответил, что он больше не мог выносить жизнь на острове, в этом ужасном мес­те, и больше не видел смысла жить вообще. «Да, да, все это мне понятно, — сказал судья. — Я понимаю, что у вас была причина броситься в океан. Но убийство! Почему убийство?»

«Дело вот в чем, — сказал заключенный. - Я католик. Если я совершу самоубийство, я попаду прямо в ад. Но если я убью кого-нибудь, я могу приехать сюда, в Сидней, и исповедаться священ­нику перед казнью. Так Бог простит меня». (Из книги: Филипп Янси. Что удивительного в благодати?)

Этот случай из той же «оперы»: человек думает о том, что в данной ситуации выгодно лично мне, не замечая никого вокруг и не задавая вопрос: «А угодно ли это Богу?». Что это вообще за Бог, у которого нужно добиваться прощения таким изощренным образом, в буквальном смысле идя по трупам?

Бог, в отличие от нас, никогда не ищет выгоду. В своей великой любви от сотворения мира Он совершает то, что Ему угодно и что содействует нам с вами ко благу.

Ис.53:10 «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его»

И еще одно место:

Кол.1:18-20 «И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное»

Какая выгода Богу от голгофской жертвы? Можем ли мы заподозрить Его в каких-либо корыстных мотивах? Возможно, Он ожидает выгоды от нас? Но один из друзей Иова очень хорошо заметил:

Иов.22:3 «И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:

            2   разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому.

3 Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?»

Итак, чтобы иметь успех в делах духовных, необходимо радикальное решение конфликта между тем, что выгодно нам, и тем, что угодно Богу, в пользу последнего. «Испытывайте, что благоугодно Богу» - говорит Апостол Павел в послании к ефесянам (Еф.5:10). И только этого следует держаться. Ведь в конечном итоге всякая выгода, которая основана не на том, что угодно Богу, является иллюзорной и ведет в погибель.


Tags: ближний, воля Божья, жертва Христа, лицемерие, христианство, ценности, эгоизм
Subscribe

  • ЖЕНИТЬСЯ или НЕ ЖЕНИТЬСЯ ?

    В 1838 году 29-летний Чарльз Дарвин, уже довольно известный ученый и секретарь Лондонского геологического общества, задумывается о возможной…

  • СПОРНОЕ ТОЛКОВАНИЕ № 15. О дочерях Лота

    "Вышел", говорит Писание, "Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и…

  • ЛЮБЯЩИЕ ЖЕНЩИНЫ

    С того момента, как Бог сотворил мужчину и женщину, любовь между ними является темой №1 для поэтов, писателей, художников, сценаристов и т.п. Без…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • ЖЕНИТЬСЯ или НЕ ЖЕНИТЬСЯ ?

    В 1838 году 29-летний Чарльз Дарвин, уже довольно известный ученый и секретарь Лондонского геологического общества, задумывается о возможной…

  • СПОРНОЕ ТОЛКОВАНИЕ № 15. О дочерях Лота

    "Вышел", говорит Писание, "Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и…

  • ЛЮБЯЩИЕ ЖЕНЩИНЫ

    С того момента, как Бог сотворил мужчину и женщину, любовь между ними является темой №1 для поэтов, писателей, художников, сценаристов и т.п. Без…