a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

КАК БИБЛИЯ СПАСЛА ЗАПАД от КОММУНИЗМА

В том, что на рубеже XIX–XX вв. подметили марксисты (насчёт эксплуатации народа, смены общественных формаций, империализма как последней стадии капитализма и т. д.), было много верного. Теоретики марксизма – не будучи пролетариями – назначили пролетариат на роль гегемона истории, провозгласили необходимость классовой борьбы на уничтожение и пообещали новый рай – коммунизм. Марксисты разоблачили религию как "опиум для народа", как ложное компенсаторное средство для угнетённых.

Проглядели марксисты лишь одно: что по вечерам в миллионах протестантских домов разного достатка в Северной Европе и США отцы семейств с Библией в руках тихо объясняли своим детям, что такое хорошо и что такое плохо и почему надо выполнять заповеди Божии (Голливуд, увы, фильмов на эту тему не снимал). Потому что никакие экономические теории и ноу-хау сами по себе ничего не значат, если у народа нет изначальных этических ценностей, которые принимаются на веру и необходимость которых наука доказать не в состоянии – добро и зло, как известно, не научные категории. Именно благодаря этим ценностям классовые конфликты, которых Запад тоже не избежал, не оказались для него смертельными и социальное развитие общества шло эволюционно.

Марксистские режимы, напротив, повсеместно и с видимой закономерностью несли народам несчастья. После краткого периода эйфории и даже некоторого народного энтузиазма, иногда не сразу, по прошествии времени, "почему-то" происходило всегда одно и то же: возвращение к анархии с последующей диктатурой, вождизм, тотальная коррупция, самодурство, шариковщина и ложь, пронизывающая все сферы жизни.

Выяснилось, что марксисты были правы в деталях, но ошиблись в главном. Без осознанного примата духовного начала над материальным, без веры, без волевых усилий, направляющих общество в сторону этических ценностей, и чечевичной похлёбки на всех не хватит, а уж о всеобщем благосостоянии и говорить не приходится.


Атеизм-материализм учил, что главное – материя, товары и для их создания нужно развивать средства производства и производственные отношения... и одновременно быть альтруистом, то есть идеалистом. Такой мировоззренческий мутант оказывался нежизнеспособным, так как был противен природе человека. Ведь материалист – это извращённый идеалист. Не получится верить в материю и при этом жить по заповедям Божиим. Рано или поздно устанавливается связь между образом мысли и образом поведения. По законам духовной природы человека и общества для избравших марксизм наступало не изобилие, а обнищание (вопреки теории, материя в виде товаров исчезала с прилавков).

А всё потому, что квазинаучная теория была построена на ложной предпосылке примата материального начала над духовным. Чтобы залатать прорехи теории, привлекали диалектику, лукавый релятивизм и прочее идеологическое трюкачество. Но никакие заклинания и целых три закона диалектики не помогали. Выяснилось также, что невульгарного материализма не бывает. Существуют законы физические и законы духовные. Отказавшись от свободы ради чечевичной похлёбки материализма, коммунизм подписал себе смертный приговор, оказался настоящим "цианистым калием для народа". Он всё ещё теплится на Западе в умах некоторых кокетничающих левизной профессоров, но это уже вторичный субкультурный эффект – не более того. В Северную Корею, например, этих профессоров никакими коврижками уже не заманишь.

Главный принцип экономического развития лежит в этической сфере, которая, как известно, тесно связана с моральными ценностями, то есть с верой, мировоззрением, жизненной ориентацией в целом. Люди очень разные: один ради денег мать родную не пожалеет, другой готов пожертвовать собой за свои принципы. Оказывается, вера в Бога – не только утешение для сирых и убогих, но и мощный побуждающий фактор для сильных. Как писал Макс Вебер в начале своей книги, "стремление к наибольшей денежной выгоде само по себе не имеет ничего общего с капитализмом".

Этой книге Вебера – "Протестантская этика и дух капитализма" ("Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus"), самому известному социологическому трактату, в этом году исполняется 101 год (статья 2006 года - a-lex_7). Его гипотеза стала серьёзной альтернативой модному в то время марксизму, привлекавшему неглубокие умы своей простотой и псевдоочевидностью. По Веберу – всё иначе, сложнее. Христианство, убеждает он, может быть мотивирующим фактором в активной жизнедеятельности. Вебер предложил идею: именно христианство в его протестантской разновидности сделало возможным появление современного капитализма, положившего начало обществу всеобщего благоденствия, куда сегодня стремятся люди со всего мира. В центре внимания Вебера – протестантизм со всем его моральным, волевым и аскетическим пафосом. Это светское христианство людей твёрдой морали, вынесших строгость моральных принципов из монастырей – в мир. И созидание благополучия мира стало восприниматься ими как сверхзадача христианина.

Кроме того, кальвинистская доктрина предопределения побуждала верующих демонстрировать свою богоизбранность успешной предпринимательской деятельностью, умножением благ земных. Отсюда – знаменитая трудовая этика протестантизма, в наибольшей степени развитая в кальвинизме (современное реформатство). Важно также, что усердный труд в любой сфере стал цениться сам по себе, а не только по его результатам. Были важны именно волевые усилия в этом направлении. Труд стал пониматься как христианский долг, а вся жизнь – как служение высшему началу – Христу.

Осознавшие себя спасёнными, освобождёнными от греха Христом, благодарные христиане развили небывалую энергию творчества, что, по Веберу, и создало современное западное общество. Было преодолено аристотелевско-средневековое учение о том, что человеку не следует приобретать больше богатства, чем это необходимо для достойной жизни, следует лишь достойно вписываться в универсум. Избыточность творческой энергии христиан, а не их корысть – вот что породило США (это самый яркий пример), которые, в свою очередь, помогли послевоенным Германии, Японии, Южной Корее и другим "юго-восточным тиграм".

Могут спросить: разве христианство не везде одинаково? Выясняется, что нет. Самые развитые страны – протестантские, менее развитые – католические, ещё менее – православные. Вера тесно связана с мировоззрением, которое определяет уклад, стиль жизни. Какова вера – такова и жизнь. Согласно М. Веберу, на Западе произошло счастливое соединение традиционных, библейских этических ценностей с культурой рационального осмысления проблем, и это сочетание породило социальные действия, направленные на достижение общего блага. Рациональная методология была известна и в других странах, а основные этические заповеди мировых религий примерно одинаковы – но в западном христианстве были две важные особенности: иное, более персоналистическое понимание личности (отсюда – важность прав человека) и иной, более универсальный тип рациональности. Это благоприятное сочетание и создало на библейской основе знаменитую протестантскую этику.

У католиков уважение к личности, сотворённой по образу и подобию Божию, – на особом месте; у них есть философия неотомизма, универсальной рационализации; выработана изощрённая правовая и иная культура; католические монастыри дали Европе университеты и множество учёных. Однако психология гармоничного вписывания в универсум недостаточно побуждала католиков к избыточной, как им представлялось, творческой деятельности. Следует сказать, что современные католики многому научились у протестантов, провели мягкую реформацию на Втором Ватиканском Соборе (1962–1965), развили социальную доктрину, посвящают целые конференции осмыслению духовных оснований и мотиваций труда.

В православии рациональная методология отсутствует (вместе с соответствующей философией), богословских факультетов в российских университетах не было, концепции социального действия (термин М. Вебера) также нет. Библейские ценности, таким образом, "повисают в воздухе", их хватает в лучшем случае на личную аскезу и храмовое благочестие, что со светским трудом, в миру, никак не связано.

В 2000 г. Русская Православная Церковь приняла Социальную доктрину, не хватает лишь механизма, который привёл бы эту доктрину в действие. Одних деклараций недостаточно, чтобы от созерцательного типа духовности перейти к деятельному. Труднее всего найти религиозную мотивацию для светской деятельности. В православных монастырях трудовая этика часто не уступает протестантской. Проблема в том, чтобы и работу в миру христиане понимали как призвание от Бога. Кое-какие положительные сдвиги, конечно, имеются. В некоторых университетах стали образовываться теологические факультеты, но сдвиги в общественном сознании, как известно, происходят медленно.

Эта тема более чем актуальна для России, ведь она на одном из первых мест в мире по преступности, коррупции, убийствам и абортам, которые тоже – убийство. А по уровню благосостояния – на одном из последних мест. Всё это не случайно – по степени атеизации населения наша страна, увы, "впереди планеты всей".

Человек, единственное существо, способное поднять взор к небу, сотворён по образу и подобию Бога, значит, наделён свободной волей, разумом, стремлением к добру. Человек несёт ответственность за творение, за окружающий его мир. Если он осознает себя в таком качестве, то создаст и трудовую этику, и благоустроит мир вокруг себя.

Обобщим: материализм как социальная философия ведёт к обнищанию; идеализм же в форме, например, протестантизма – к экономическому развитию, что и доказывает Вебер. Так же считал и прот. Сергий Булгаков, называя такой идеализм деятельным.

Конечно, христианство – это более чем идеализм. С философской точки зрения – это персонифицированный идеализм. С мистической – это укрепляющая людей благодать. Увидеть связь между верой во Христа и честным и интенсивным трудом не так легко. Макс Вебер эту связь увидел. Поэтому нелишне и нам сегодня обратиться к поучительной книге Макса Вебера.


Источник: Игумен Вениамин (Новик). Как Библия спасла Запад от коммунизма. Макс Вебер о социальном действии христиан // Истина и жизнь. – 2006. - №6.

Tags: Библия, атеизм, католицизм, коммунизм, православие, протестантизм, христианство
Subscribe

  • ЧТО ГОВОРИТ ОБО МНЕ ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ ГРЕХ ?

    Один из наиболее частых вопросов, которые может задать христианин, также является одним из самых тревожных: что мой продолжающийся грех говорит обо…

  • ПРИЧТЁН к ЗЛОДЕЯМ

    Были ли в вашей жизни случаи, когда вас принимали за кого-то другого? Такие случаи нередки, людей могут спутать из-за их внешнего сходства, из-за…

  • ГЛАГОЛЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

    В эти пасхальные дни повсеместно звучат такие знакомые всем нам слова: «Христос Воскрес!» - «Воистину Воскрес!». Эти слова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • ЧТО ГОВОРИТ ОБО МНЕ ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ ГРЕХ ?

    Один из наиболее частых вопросов, которые может задать христианин, также является одним из самых тревожных: что мой продолжающийся грех говорит обо…

  • ПРИЧТЁН к ЗЛОДЕЯМ

    Были ли в вашей жизни случаи, когда вас принимали за кого-то другого? Такие случаи нередки, людей могут спутать из-за их внешнего сходства, из-за…

  • ГЛАГОЛЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

    В эти пасхальные дни повсеместно звучат такие знакомые всем нам слова: «Христос Воскрес!» - «Воистину Воскрес!». Эти слова…