Сегодня мы празднуем светлый праздник Пасхи – ярчайший бриллиант в короне христианских праздников.
«Пасха» происходит от слова «песах», что на иврите означает «проходить мимо».
Корни этого праздника мы находим в древней истории еврейского народа, а именно – в его выходе из Египта.
Очень символично, что иудейский праздник Пасхи был «учрежден» именно в Египте. Наверное, не было иной религии, более сосредоточенной на смерти, чем религия древнего Египта. Земную жизнь египтяне рассматривали как подготовку к переходу в загробный мир, который интересовал их больше, чем сама жизнь. Фараон начинал заботиться о своей гробнице сразу же после восхождения на трон, и это становилось главным делом его жизни. И чем величественней строилась пирамида, тем более обозначалась главная задача этой гробницы: она увековечивала не жизнь фараона, а его смерть. Более того, вместе с умершим фараоном умертвлялись также слуги и животные, которые должны были прислуживать фараону в загробном мире. Фараон, как воплощение бога солнца – Ра, демонстрировал свою власть над жизнью своих подданных и после своей смерти.
Таким образом, избранный народ Божий во время пребывания в Египте жил в атмосфере всеобщего приготовления к смерти. Все вокруг напоминало о неизбежности смерти: суровые фигуры египетских богов, мрачные ритуалы, пирамиды…
И вот Бог приступает к важной задаче: выведение Своего народа из египетского рабства. В 10-ти египетских казнях Он демонстрирует Свою верховную власть и развенчивает египетских богов. В последней казни он показывает, кто на самом деле суверенно решает вопросы жизни и смерти.
Предварительно через Моисея Бог повелевает всем евреям приготовиться к Пасхе. Это описано в 12 главе Книги Исход. Необходимо было в каждом еврейском доме в определенный Богом день заколоть агнца мужского пола, без порока, испечь его на огне и есть с пресным хлебом и горькими травами, а кровью его помазать косяки своего дома.
Исх 12:11-13 «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую»
Все это было прообразом грядущего Мессии – Иисуса Христа, Сына Божия, который должен был принести искупительную жертву за грехи человеческие, и кровь которого должна очистить в глазах Бога каждого грешника, принявшего данную жертву.
И вот в течение без малого 2000 лет христиане всего мира провозглашают, что эта жертва состоялась, что «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5:7). И жертва эта была принята Богом Отцом, о чем свидетельствует Воскресение Христово. Смерть не могла удержать Его, ибо не имела в Нем ничего. Жертва Сына Божия была совершенной, ибо Он был непорочный Агнец, который не подлежал смерти, поскольку не имел греха, но умер по собственной воле, показав, что «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин 13:1).
Люди по-разному относятся к смерти.
Некоторые пытаются выбросить любые мысли о ней, заполняя свою жизнь бесконечными развлечениями.
Другие безрассудно бросают ей вызов, как молодежь, которая часами может рассказывать о привидениях и смотреть фильмы ужасов в компании сверстников, заедая свой страх попкорном.
Кто-то пытается обессмертить себя в своих детях или в «нетленных» произведениях литературы и искусства.
Есть и такие, которые философски заявляют, что смерть не имеет ко мне отношения, поскольку пока есть я – нет ее, а когда придет она – не будет меня…
Наконец, некоторые смотрят на проблему смерти с юмором, как Вуди Ален, который однажды заявил: "Я не боюсь смерти. Я просто не хочу присутствовать при ее появлении".
Все это – примеры механизмов отрицания смерти, попыток ухода от признания серьезности феномена смерти.
Но Христос демонстрирует нечто совершенно новое: Он одерживает над смертью победу.
1 Кор 15:54 «…поглощена смерть победою»
Смерть и Воскресение Христа становятся победой и торжеством жизни.
Голгофа показывает весь ужас греха, глубину человеческого падения, принципиальность, но вместе с тем и бесконечную любовь Бога.
Благодаря голгофской жертве смерть прошла мимо нас – всех тех, кто с благодарностью принял этот бесценный божественный дар.
Со смертью Христа также связаны два важных церковных таинства – крещение и причастие.
Рим 6:2-4 «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»
Погружение в воду при крещении символизирует смерть для греховного прошлого. Выходя из воды, мы возрождаемся к новой жизни, приобщаемся к Воскресению Христову.
1 Кор 11:26-27 «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней»
Будучи христианами, важно регулярно принимать участие в причастии, исследуя свое сердце и обновляясь в своем хождении пред Богом.
Однако ни крещение, ни причастие не имеют смысла без главного:
без голгофского подвига Иисуса Христа, истребившего «бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол 2:14-15).
Прославим непорочного и пречистого Агнца, смертию смерть поправшего, кровью Своею нас искупившего и одержавшего величайшую за всю историю человечества победу!