a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего

Хотя мы бесконечно отстоим от Бога, однако же Он любовь нашу друг к другу ставит близ любви к Нему Самому и одну называет подобною другой. Потому для той и другой любви Он положил почти равную меру и о любви к Богу сказал: всем сердцем твоим и всею душею Твоею, а о любви к ближнему: как самого себя (Мф. 22, 37-39). А Павел говорит, что если нет любви к ближнему, то немного пользы и от любви к Богу. Как мы, когда любим кого-нибудь, говорим, что если ты полюбил его, то и меня полюбил, так и Христос, выражая это, сказал: подобная ей, а Петру: если любишь Меня, паси агнцев Моих (Ин. 21, 16). Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10). Замечаешь ли, что любовь имеет то и другое совершенство — и воздержание от зла (зла, сказано, не делает), и делание добра (сказано: она есть исполнение закона), не только вкратце представляя для нас учение о том, что должно делать, но и делая легким исполнение этого. Она не только заботится о том, чтобы мы уразумели полезное для нас (это делает и закон), но и много способствует нам в исполнении обязанностей, совершая в нас не одну какую-либо часть заповедей, но всю добродетель во всей ее полноте. Потому будем любить друг друга и таким образом возлюбим любящего нас Бога. У людей так бывает, что когда ты полюбишь кого, то другой, любящий его, вооружается против тебя; но Бог требует, чтобы и ты приобщился любви, и ненавидит того, кто не разделяет с Ним любви. Любовь человеческая исполнена зависти и злобы, а любовь Божия свободна от всякой страсти. Потому Бог и ищет сообщников любви. Люби вместе со Мною, говорит Он, тогда и Я больше буду любить тебя. Вот слова беспредельно любящего! Если ты любишь любимых Мною, тогда Я вижу, что и Меня ты любишь усердно. Бог сильно желает нашего спасения и доказал это в самом начале. Послушай, что говорил Он, когда творил человека: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию нашему (Быт. 1, 26) и еще: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника (Быт. 2, 18). И потом, когда первый человек впал в преступление, заметь, как Бог кротко укорял его; Он не сказал ему: нечистый и пребеззаконный, получив от Меня так много благодеяний, ты и после всего этого поверил диаволу и, оставив Благодетеля, послушался демона! Но что говорит? Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт. 3, 11). Так сказал бы и отец сыну, которому он приказал не трогать меча и который, не послушавшись, ранил себя: отчего ты ранен? Оттого, что меня не послушался. Замечаешь ли, что это — слова больше друга, чем Владыки, друга, подвергшегося обиде, но и при всем том не переставшего любить? Будем же и мы подражать Богу и, когда станем укорять других, будем сохранять такую же кротость. С тою же снисходительностью укоряет Бог и жену, а правильнее сказать, слова, обращенные к жене, были не укоризной, а советом, вразумлением и предостережением на будущее время. Потому Бог не говорит ничего такого змею, так как он был изобретателем зла и не мог сложить вины на другого. Зато Бог сильно наказал его и даже не остановился на этом, но и самую землю подверг общему с ним проклятью. Если же Он и человека изгнал из рая и осудил на труд, то за это в особенности и должно поклоняться Ему и удивляться. Так как жизнь, протекающая в удовольствиях, приводит человека к нерадению, то Бог пресекает для него веселие и скорбями, как стеною, ограждает нерадение, чтобы мы возвратились к любви Его. А как поступил Он с Каином? Не с такою ли же кротостью? Будучи опять оскорблен им, Он не отвечает обидой, но увеще­вает и говорит: отчего поникло лице твое? (Быт. 4, 6). Хотя поступок Каина не заслуживает никакого извинения, что и доказывает младший брат, но при всем том Бог не укоряет его, но говорит: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4, 7). Если ты боишься, говорит Бог, что ради этой жертвы Я навсегда лишу тебя прав первородства, то ободрись: Я отдаю в твои руки полную власть над братом, исправься только и люби брата, который ничем тебя не обидел; Я забочусь о вас обоих. И Меня более всего радует то, чтобы вы не враждовали друг на друга. Так Бог, подобно чадолюбивой матери, употребляет все средства и меры, чтобы ни один человек не был отторгнут от другого.


А чтобы тебе яснее из примера понять сказанное мною, подумай о Ревекке, как она тревожилась и прибегала к разным способам, когда старший сын враждовал против младшего. Ведь хотя и любила она Иакова, но не отвращалась и от Исава, почему и говорила: для чего мне в один день лишиться обоих вас? (Быт. 27, 45). По такому же побуждению и Бог говорил Каину: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, — желая предотвратить убийство и стараясь водворить между братьями мир. Даже когда Каин убил брата, Бог не лишил его Своего промышления, но опять с кротостью обращается к братоубийце и говорит: где Авель, брат твой? (Быт. 4, 9), чтобы хотя таким образом заставить его сознаться в преступлении. Но Каин, как и прежде, и даже с большим и грубейшим бесстыдством, упорствует. Но и после этого Бог не оставляет его, а словами оскорбляемого и пренебрегаемого друга говорит ему: голос крови брата твоего вопиет ко Мне (Быт. 4, 10). И вместе с убийцей опять поражает проклятием землю, на нее изливает гнев Свой, и говорит: проклята земля, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей (Быт. 4, 11), — подражая в этом случае плачущим по умершим. Так поступил и Давид, узнав, что Саул пал, — он проклинал горы, принявшие кровь Саула, и восклицал: Горы Гелвуйские! Да [не сойдет] ни роса, ни дождь на вас... ибо там повержен щит сильных (2 Цар. 1, 21). Так и Бог, как бы возглашая надгробную песнь Авелю, говорит: голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Этими словами Бог хотел укротить кипящий гнев Каина и возбудить в нем любовь хотя бы к умершему. Ты угасил жизнь его, говорит Господь, почему же не угашаешь вражды? Но что еще делает Господь? Он любит и Авеля и Каина, потому что Он сотворил их обоих. Как же поступить Ему теперь? Оставить убийцу без наказания? Но он может сделаться от этого еще хуже. Или наказать его? Но Бог чадолюбивее всякого отца. Итак, смотри, как Он и наказывает Каина, и в самом наказании обнаруживает любовь, или, лучше сказать, не наказывает, а только исправляет. Он не предал его смерти, но связал трепетом, чтобы он мог загладить вину свою, чтобы хотя таким путем мог он возвратиться в лоно любви Божьей и примириться с Авелем, хотя и умершим, так как Бог не хотел, чтобы Каин ушел из этого мира во вражде против умершего брата. Так поступают любящие, которые, когда не могут возбудить к себе любви благодеяниями, прибегают к строгим мерам и угрозам, побуждаемые к этому не внушением своей воли, но любовью, чтобы хотя таким средством привлечь к себе тех, которые их презирают. Конечно, такая любовь возникает в других под влиянием принуждения, однако же они и ею утешаются вследствие сильной своей любви; таким образом, и наказание бывает следствием любви. Ведь те, которые не оскорбляются тем, что их ненавидят, не желают и наказывать. Это самое Павел подтверждает в Послании к Коринфянам, говоря: если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? (2 Кор. 2, 2). Таким образом, всякий раз, когда усиливают наказание, тогда доказывают и любовь. Так и египтянка вследствие сильной любви жестоко наказала Иосифа. Но она наказала по злому побуждению, потому что любовь ее была бесстыдна, а Бог наказывает с доброй целью, потому что Его любовь достойна любящего. И чтобы ты уразумел силу любви Его, Бог не отказывается употреблять более грубые выражения, приписывать Себе страсти человеческие и называть Себя ревнивым. Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20, 5), говорит Он.

Потому возлюбим Его так, как Он желает, — это Он считает великим делом. Если мы и отвращаемся от Него, Он не перестает призывать нас, если и не хотим обратиться, Он наказывает, потому что любит, а не для того, чтобы подвергать наказанию. Послушай, что у Иезекииля говорит Он городу, Им любимому и презиравшему Его: Я соберу всех любовников твоих... и предам тебя кровавой ярости и ревности; предам тебя в руки их... и побьют тебя камнями, и разрубят тебя мечами своими... и отступит от тебя негодование Мое, и успокоюсь, и уже не буду гневаться (Иез. 16, 37-42). Мог ли больше этого сказать горячо любящий друг, презираемый своею возлюбленной и несмотря на это еще пламенеющий к ней любовью? Бог все делает, чтобы склонить нас любить Его; для этого Он не поща­дил и Сына Своего. Но мы непреклонны и жестокосерды. Сделаемся же, наконец, кроткими и возлюбим Бога, как любить должно, чтобы мы могли с полным удовольствием наслаждаться добродетелью. Если тот, кто имеет любимую жену, нисколько не чувствует ежедневных огорчений, то представь, каким удовольствием будет наслаждаться тот, кто любит божественной и чистой любовью. В этом, именно в этом заключается Небесное Царствие, в этом наслаждение благами, удо­вольствие, веселие, радость, блаженство, а вернее — что бы я ни сказал об этом, ничто не в состоянии будет изобразить его,  но один только опыт может с ним познакомить. Потому и пророк сказал: утешайся Господом (Пс. 36, 4), и в другом месте: вкусите, и увидите, как благ Господь (Пс. 33, 9). Итак, станем повино­ваться и насладимся любовью Его. И тогда еще здесь мы узрим Царствие, поживем ангельскою жизнью и, пребывая на земле, будем иметь у себя нисколько не меньше, чем обитающие на небе, а после переселения отсюда светлее всех предстанем престолу Христову и будем наслаждаться неизреченною славою, быть участниками которой да будет дано всем нам благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: Иоанн Златоуст. О вере, надежде и любви. О покаянии. Избранные поучения. - Украинская православная церковь. Полтавская епархия. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2005. - С.157-162.

Tags: Бог, ближний, любовь
Subscribe

  • СКОЛЬКО СТОИТ ЛЮБОВЬ?

    Большинство людей не находят настоящей любви лишь потому, что не желают платить за нее столько, сколько она стоит… Цена настоящей любви…

  • ПРЕИМУЩЕСТВА СТРАХА БОЖИЯ

    Пару лет назад в Италии произошло необычное дорожно-транспортное происшествие. Находившаяся за рулем Renault Clio монахиня заметила у дороги черного…

  • ЛОВУШКА ЛЮБВИ БЕЗ ИСТИНЫ и ИСТИНЫ БЕЗ ЛЮБВИ

    Меня всегда окружали люди с бардаком по жизни. Но меня это не пугает – в моей жизни еще больше бардака. Вам, должно быть, тоже не в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments