Ис.32:1-2 «Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону;
2 и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей»
В курсе общей теории права одним из обязательных пунктов, которые должен усвоить будущий юрист, является вопрос о пробелах в праве и способах их устранения (преодоления). Определение пробелов звучит скучно: это полное или частичное отсутствие нормативной регламентации общественных отношений, которые объективно находятся в сфере правового регулирования. Другими словами, не все в нашей жизни должно быть урегулировано законом, есть и сферы, свободные от правового вмешательства (например, дружба, любовь, мода и т.п.). Но если что-то с точки зрения логики должно быть урегулировано с помощью законодательства, но закон об этом молчит - будьте любезны, перед вами пробел в праве.
Причины пробелов могут быть: объективные (жизнь не стоит на месте, поэтому самый разудачный закон со временем устаревает, неизбежно появляются моменты, которых законодатель объективно не мог предусмотреть на момент принятия закона); субъективные (вследствие умысла или недостаточной квалификации правотворческих органов, когда уже на момент принятия нормативно-правового акта в нем содержатся пробелы).
Как быть? Понятно, нужно корректировать законодательство. Но процесс этот долгий и трудоемкий. Поэтому для оперативного преодоления пробелов на практике существуют два основных способа:
- аналогия закона - используется положение закона, который регулирует похожие общественные отношения. А если и такого мы не можем найти, то тогда используется:
- аналогия права, то есть решение дела исходя из общих принципов права (справедливость, равенство, свобода, гуманизм и т.п.).
Обо всем этом меня заставил вспомнить пророк Исаия. Удивительно юридической получилась его формулировка: «Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону». Князья как лица, стоящие во властной иерархии ниже царя, должны править исключительно в рамках закона. В отношении их действует принцип «разрешено только то, что прямо предписано законом». Любой выход за рамки закона является злоупотреблением властью и служебным положением. Царь стоит над формальным законом, в основе его деятельности - «правда», т.е. справедливость. Он, как верховный глава, может действовать и тогда, когда писаный закон не дает ответа на проблему. Естественно, это налагает особую ответственность царя за решение вопроса. Его власть - своеобразная «апелляционная инстанция» в тех случаях, когда князья не способны решить вопрос «по закону». И здесь речь идет не о самодурстве, самоуправстве царя, а о высшей справедливости (а иногда - о высшем милосердии, превышающем наши представления о справедливости), которые только он способен проявить и имеет для этого необходимый объем знаний и полномочий.
Хотелось бы еще при жизни застать то время, когда на всех уровнях власть будет «как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей». Однако, скорее всего, это сбудется только после второго пришествия Христа.