a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

О ЗАКОНЕ и ПРАВДЕ

Ис.32:1-2 «Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону;

2             и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей»

В курсе общей теории права одним из обязательных пунктов, которые должен усвоить будущий юрист, является вопрос о пробелах в праве и способах их устранения (преодоления). Определение пробелов звучит скучно: это полное или частичное отсутствие нормативной регламентации общественных отношений, которые объективно находятся в сфере правового регулирования. Другими словами, не все в нашей жизни должно быть урегулировано законом, есть и сферы, свободные от правового вмешательства (например, дружба, любовь, мода и т.п.). Но если что-то с точки зрения логики должно быть урегулировано с помощью законодательства, но закон об этом молчит - будьте любезны, перед вами пробел в праве.


Причины пробелов могут быть: объективные (жизнь не стоит на месте, поэтому самый разудачный закон со временем устаревает, неизбежно появляются моменты, которых законодатель объективно не мог предусмотреть на момент принятия закона); субъективные (вследствие умысла или недостаточной квалификации правотворческих органов, когда уже на момент принятия нормативно-правового акта в нем содержатся пробелы).

Как быть? Понятно, нужно корректировать законодательство. Но процесс этот долгий и трудоемкий. Поэтому для оперативного преодоления пробелов на практике существуют два основных способа:

- аналогия закона - используется положение закона, который регулирует похожие общественные отношения. А если и такого мы не можем найти, то тогда используется:

- аналогия права, то есть решение дела исходя из общих принципов права (справедливость, равенство, свобода, гуманизм и т.п.).

Обо всем этом меня заставил вспомнить пророк Исаия. Удивительно юридической получилась его формулировка: «Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону». Князья как лица, стоящие во властной иерархии ниже царя, должны править исключительно в рамках закона. В отношении их действует принцип «разрешено только то, что прямо предписано законом». Любой выход за рамки закона является злоупотреблением властью и служебным положением. Царь стоит над формальным законом, в основе его деятельности - «правда», т.е. справедливость. Он, как верховный глава, может действовать и тогда, когда писаный закон не дает ответа на проблему. Естественно, это налагает особую ответственность царя за решение вопроса. Его власть - своеобразная «апелляционная инстанция» в тех случаях, когда князья не способны решить вопрос «по закону». И здесь речь идет не о самодурстве, самоуправстве царя, а о высшей справедливости (а иногда - о высшем милосердии, превышающем наши представления о справедливости), которые только он способен проявить и имеет для этого необходимый объем знаний и полномочий.

Хотелось бы еще при жизни застать то время, когда на всех уровнях власть будет «как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей». Однако, скорее всего, это сбудется только после второго пришествия Христа.


Tags: закон, справедливость
Subscribe

  • СТАЛЬ и БАРХАТ

    Ин.8:1-11 « Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут…

  • А Я ГОВОРЮ ВАМ

    Мф.5:21-26 « Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата…

  • СТРАТЕГИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЗАЩИТЫ

    В июне 1996 года Дориан Ламбле Коулман из Школы права при Университете Говарда опубликовала статью в журнале Columbia Law Review под названием…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • СТАЛЬ и БАРХАТ

    Ин.8:1-11 « Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут…

  • А Я ГОВОРЮ ВАМ

    Мф.5:21-26 « Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата…

  • СТРАТЕГИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЗАЩИТЫ

    В июне 1996 года Дориан Ламбле Коулман из Школы права при Университете Говарда опубликовала статью в журнале Columbia Law Review под названием…