a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

О СИМОНЕ ВОЛХВЕ и СИМОНИИ

Одной из одиозных библейских фигур является Симон Волхв, с которым мы встречаемся в книге Деяний святых Апостолов, во время проповеди Филиппа в городе Самарийском.
Деян.8:9-11 «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10           Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11           А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями
»
«О Симоне волхве (или маге) св. Иустин Философ сообщает, что он был из Самарянского селения Гиттона. Магами (или по-славянски - волхвами) в греческой литературе обычно называли Персидских жрецов, священнослужителей Зороастрийской религии. В этом значении слово употребляется во 2-ой главе Евангелия от Матфея, но уже с V века до Р.Х. у этого слова было еще одно значение - это профессиональный колдун, претендующий на власть и величие, часто оказывающийся не более чем обманщиком-шарлатаном. Именно в этом смысле оно употреблено в книге Деяний по отношению к Симону…
В христианской литературе Симон Маг занимает значительное место как первый ересиарх, отец гностицизма, противник Петра в Самарии, Кесари, Антиохи и Риме. О его жизни и учении писали в апологетических и в антиеретических сочинениях, в апокрифических деяниях и романах, начиная от Деяний Павла до Средневековья. По свидетельству св. Иринея Лионского, Симон выдавал себя за Отца и Творца всего мира… Для Иринея Симон - не просто еретик, а еретик главный, от которого произошли все ереси и гностические системы»
Источник: Священник Владимир Лапшин. Деяния Святых Апостолов. Комментарии. – Рига, 2005. - С.113-114.
Библия говорит о том, что Симон волхв был поражен чудесами, которые творил Филипп, уверовал и принял крещение. Однако позже, когда в тот город пришли Петр и Иоанн, произошел следующий казус:
Деян.8:18-21 «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги,
19           говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого.
20           Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21           Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом
»
От имени Симона волхва произошло понятие «симония», под которым понимают покупку и продажу церковных должностей. Это явление было распространено во все времена церковной истории, но особенного расцвета оно достигло в средневековье.
«Грех симонии, или взяточничества, достиг своего апогея в одиннадцатом веке, в то самое время, когда феодальная система была в полном расцвете. История повествует нам, что в то время духовные должности, начиная с престола Петра и кончая малыми положениями блюстителей душ, оценивались определенной суммой и были предметом купли-продажи. Сам римский епископский сан в те времена был настолько подвержен таким печальным действиям, что его результатом стало наличие трех пап: Бенедикта Девятого, Сильвестра Третьего и Григория Шестого, из которых первый восседал в Латеране, второй в Ватикане, третий в соборе Марии. Скандал между этими тремя папами и их приверженцами наконец стал таким ярым и ожесточенным, что итальянцы вынуждены были призвать немецкого короля Генриха Третьего, чтобы тот разрешил спор. На соборе, состоявшемся в 1044 году в Сутри, были изложены доказательства непрекращающейся безнравственности и разврата, а также явной симонии всех трех пап. Кто из них сегодня был бы признан законным преемником престола Петра, мы не знаем. Одно ясно, что все они были одержимы теми же помыслами, как Симон волхв, «который помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян.8:20).
Не могло того быть, чтобы зло, так явно проникшее в верхние слои церкви, не проникло и в низшие слои и не накладывало бы свой отпечаток и на все духовенство. Если епископ думал, что ему должно будет уплатить высокую цену за сан епископства, то он, стремясь избежать больших затрат, поднимал цену за должность стоящим в его распоряжении более низким чинам духовенства… Такое печальное положение открывало двери церкви самым отъявленным мошенникам. Миряне без воспитания или без религии, необразованные грубые варвары покупали себе духовное служение и, таким образом, насилием проникали в ряды духовенства. Едва ли есть необходимость говорить о том, что они принесли с собой разврат, невежество, неверие и суеверие…
До тех пор, пока церковь была бедной, гонимой и поносимой, никто не помышлял пускаться в погоню за церковными санами. Но как только она объединилась с государством, и богатства мира начали стекаться в церковную казну, искушение посвятить себя церковной службе весьма увеличивалось»
Источник: Миллер А. История христианской Церкви. Т.1. - С.481-482.
 
И кто скажет после всего этого, что Реформация была не нужна?
 
Tags: Симон волхв, история христианства, симония
Subscribe

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ КРИСТИАНА БОУВИ

    Кристиан Нестел Боуви (1820-1904), американский писатель-сатирик и издатель. Раньше, когда крупное состояние можно было составить только…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА

    Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии —…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ДОБРОТЕ

    Доброта — защитная реакция юмора на трагическую бессмысленность судьбы. Сомерсет Моэм Доброта — язык, на котором немые могут…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ КРИСТИАНА БОУВИ

    Кристиан Нестел Боуви (1820-1904), американский писатель-сатирик и издатель. Раньше, когда крупное состояние можно было составить только…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА

    Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии —…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ДОБРОТЕ

    Доброта — защитная реакция юмора на трагическую бессмысленность судьбы. Сомерсет Моэм Доброта — язык, на котором немые могут…