a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ПРОЦЕСС САТАНЫ

В средневековой Европе при обучении юристов широко использовались так называемые «процессы сатаны». Это были вымышленные процессы, в которых упоминались различные виды тяжб и процессуальных средств, очевидно с намерением познакомить новичка с техническими терминами и такими основными процессуальными формами, как вызов в суд, неявка, ссылка на справедливость, иск о собственности, защите владений, возражение и встречное возражение, отвод, изложение иска, обман и т.д. Юридическими средствами богословы стремились показать, что после искупительной жертвы Спасителя ад потерял свою власть над родом человеческим и что искупление, достигнутое этой жертвой, может быть рассматриваемо как акт не только милости, но и справедливости. Вот содержание одного из таких процессов.
Сатана под именем Маскарона появляется перед трибуналом Христа и приносит жалобу против человеческого рода; Христос назначает день для разбирательства. Ответчик не является на суд в назначенный день, и истец требует, чтобы суд признал его выигравшим процесс по неявке противника, но Христос дает отсрочку по соображениям справедливости (aequitas) и в силу своей дискреционной власти в качестве судьи. На следующий день является в качестве адвоката со стороны человеческого рода Дева Мария. Маскарон возражает против допущения такого поверенного: Богородица не правомочна быть адвокатом, во-первых, потому, что она женщина и, во-вторых, в силу своего родства с судьей. Христос не признает это возражение действительным и переходит к разбирательству дела. Иск, вчиненный Маскароном, есть actio spolii, иск о лишении ада его владения. Богородица представляет возражение с точки зрения права: оно основано на том, что ад получил род человеческий во временное хранение и обязан удерживать его у себя лишь в интересах Бога. Actio spolii отвергается судом, и тогда Сатана вчиняет новый иск о собственности; он требует осуждения человечества на основании первородного греха и слов Бога: «в тот день, когда ты вкусишь от плода запретного древа, смертию умрешь». Пресвятая Дева возражает против этого: ад сам явился причиной грехопадения и не имеет права пожинать плоды собственного обмана (dolus). Тогда Сатана предъявляет встречное возражение: если это так, то человечество должно быть осуждено officio judicis, по долгу судьи, так как справедливость не дозволяет оставлять преступление безнаказанным. Пресвятая Дева протестует против этого нового изворота, как незаконного видоизменения основания предъявленного иска. Кроме того, в пользу обвиняемого приводится решающий аргумент: Христос претерпел наказание за человеческий род и удовлетворил справедливость своей добровольной жертвой. После этого Маскарону отказывают в иске.
 
Источник: Виноградов П. Г. Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе / П.Г. Виноградов; под ред. У. Э. Батлера и В. А. Томсинова. - М.: Издательство «Зерцало», 2010. — 288 с. — (Серия «Русское юридическое наследие»). - С.251-253.
 
Tags: дьявол, суд, юриспруденция
Subscribe

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ДОБРОДЕТЕЛИ

    Таково свойство добродетели: ей удивляются даже и те, кто её преследует. Таково свойство зла: его презирают даже те, кто его делает. Иоанн…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ МАМОНОВА

    15 июля 2021 года от последствий коронавирусной инфекции на 71-м году жизни скончался актер, поэт, музыкант и радиоведущий Петр Николаевич…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ЖЕЛАНИЯХ

    Не к добру людям исполнение их желаний. Гераклит Удвоенное желание есть страсть, удвоенная страсть становится безумием. Продик…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments