a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

РЕЛИГИОЗНОСТЬ и АТЕИЗМ - СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Любопытную рецензию на книгу Фредерика Бегбедера «Я верую - я тоже нет» дает Ян Шенкман. Еще один штрих к портрету современного человека, к его мировосприятию и самооценке, ценностям и сомнениям, вере и неверию.

Верующего человека сегодня трудно воспринимать всерьёз. Неверующего – тем более. И религиозность, и атеизм давно уже превратились в социальные роли. В игру, временами опасную, временами откровенно нечестную. Нас толпой окружают "вынужденные" христиане, мусульмане, иудеи, буддисты... Вынужденные потому, что живут в России. Или в Таджикистане. Или в Китае. География сама сделала за них выбор. И история. И культура. И стадное чувство. Вот четыре причины вялых и бессмысленных религиозных позывов нынешних "воцерковлённых". В принципе бог им не нужен. Многим он даже мешает. Гораздо важнее чувство собственного превосходства над окружающими, гордость за... За что? По-моему, не за что.

С атеистами примерно та же история. Большинство из них просто не дало себе труд задуматься о том, верят они или нет. А если не верят, то во что именно. Они – условные атеисты. Благородное слово "агностики" к ним неприменимо. Агностик сомневается, а они даже и не рефлектируют на религиозные темы. Разница – как между манной кашей и автоматом Калашникова.

 

Агностик – тот, кто задаёт вопросы. Это и делает Фредерик Бегбедер в книге "Я верую – я тоже нет". … У книги есть ещё один автор. Епископ Жан-Мишель ди Фалько. Человек благостный, но далеко не дурак. Ди Фалько много лет назад был духовником Бегбедера, ученика младших классов парижской школы. Как-то даже не верится. Почитав "99 франков" или "Романтического эгоиста", ни за что не скажешь, что их автор когда-то учил Закон Божий.

Временами их диалог напоминает спор Остапа с ксёндзами. Порой – циничные беседы ремарковских персонажей где-нибудь в парижском кабаке за бутылкой "Шато-Марго". Гораздо реже – разговор духовного отца и духовного сына. Но в принципе диалог поколений налицо. Бегбедер с каким-то мазохистским удовольствием рассказывает епископу о своей жизни: "Я родился в 1965 году и вырос в мире, где упразднили немало ценностей: семью, брак... Все разводятся, у меня есть ребёнок, а я уже не живу с его матерью. Не будем говорить о глобализации, об отмене границ (понятия отечества, по сути, уже не существует), об унификации мира, о крахе коммунистической утопии... Всё это очень важно: крушение идеологий, религий, утопий. Нет больше Бога, нет больше надежды на равенство между людьми, остаётся только потребление. В мире, где я вращаюсь уже тридцать восемь лет, люди нуждаются в новой утопии или объяснении. Нельзя же просто сказать им: рождайтесь, потребляйте и умирайте!"

Мучения эти вполне понятны. И причины приводит Бегбедер веские, объективные. Такое ощущение, что должна спуститься летающая тарелка и десантировать Бога где-нибудь между секс-шопом и казино. Тогда появится цель в жизни и снизится объём потребления.

Что делает епископ? Помимо приличествующих случаю увещеваний, он активно кается в том, что старшее поколение не сумело внушить младшему религиозное чувство. Не воспитало их в жёсткой религиозной традиции. То есть попросту оставило им право выбора. Зря.

В этом выборе вся и штука. Он оказался непосильным и для нынешних сорокалетних, и для тридцатилетних. Безразлично, в России или во Франции. Жить (и верить) по чужой указке они категорически не хотят. А выбор сделать не могут. Моральных сил не хватает. Эти силы нужны и настоящему верующему, и настоящему атеисту. Но их нет и неоткуда их взять.

Трагичная вышла книга. Но и забавная в то же время. Разговор глухонемого с окулистом. Я верую – я тоже нет. Вот и поговорили.

 

Источник: Когда Бегбедер был маленький... Писатель и епископ: кто кого, зачем, доколе и почему // Истина и жизнь. – 2006. - №12.

 


Tags: атеизм, вера
Subscribe

  • ГДЕ НАЙТИ ВРЕМЯ ?

    Где найти время ? Почти каждый день мы слышим избитый ответ на все случаи жизни: У меня нет на это времени! Вы когда-нибудь задумывались,…

  • ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

    Еккл.3:1-8 « Всему свое время, и время всякой вещи под небом: 2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать…

  • ВНУТРЕННЯЯ ОПОРА

    Психологические наблюдения показали, что, помимо всего прочего, лагерная обстановка влияла на изменения характера лишь у того заключенного, кто…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • ГДЕ НАЙТИ ВРЕМЯ ?

    Где найти время ? Почти каждый день мы слышим избитый ответ на все случаи жизни: У меня нет на это времени! Вы когда-нибудь задумывались,…

  • ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

    Еккл.3:1-8 « Всему свое время, и время всякой вещи под небом: 2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать…

  • ВНУТРЕННЯЯ ОПОРА

    Психологические наблюдения показали, что, помимо всего прочего, лагерная обстановка влияла на изменения характера лишь у того заключенного, кто…