a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

МАТРИАРХАТ и ПАТРИАРАТ глазами БАХОФЕНА


Предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из работы Эриха Фромма «Здоровое общество», в котором приводятся взгляды И. Бахофена на матриархат и патриархат, анализируются их плюсы и минусы, характеризуются особенности отцовской и материнской любви. В общем, довольно любопытно…

 

Поколением раньше Фрейда жил еще один гениальный че­ловек, который увидел, что главная роль в развитии человека принадлежит узам, связывающим его с матерью. Это был Иоганн Якоб Бахофен… В своей теории матриархата он предположил, что патриархаль­ному обществу предшествовала такая стадия развития человечества, при которой узы, связывавшие человека с матерью, с родом и землей, были высшей формой приобщенности к миру как в индивидуальном, так и в социальном плане… И хотя многие исторические построения Бахофена не­бесспорны, он, несомненно, открыл форму общественной организации и психологическую структуру, которые игнорировались психологами и антропологами, так как, с их патриархальной точки зрения, мысль об обществе, управляемом скорее жен­щинами, чем мужчинами, казалась просто абсурдной. Тем не менее имеется множество данных, свидетельствующих о том, что до нашествия с Севера в Греции и Индии существовали культуры с матриархальной структурой. На это указывает боль­шое количество материнских божеств и их важное значение. (Венера из Виллендорфа, Божественная мать в культуре Мо-хенджо-Даро, Изида, Иштар, Рея, Кибела, Хатор, Божественная Змея в Ниппуре, Аккадская Богиня Воды Аи, Деметра и индийская богиня Кали, дающая жизнь и отнимающая ее, - таковы лишь некоторые примеры.) Даже во многих со­временных примитивных обществах можно видеть пережитки матриархального строя в установлении кровного родства по материнской линии или в формах брака с проживанием семьи в общине жены; еще более показателен факт, что даже там, где общественные формы уже не являются матриархальными, можно найти много примеров матриархального типа связей с матерью, родом и землей.

Бахофен имел четкое представление как об отрицательном, так и о по­ложительном аспектах привязанности к матери. Положитель­ный аспект заключается в свойственном матриархальному строю духе утверждения жизни, свободы и равенства. По­скольку люди - дети природы, дети матерей, постольку они все равны, имеют одинаковые права и притязания, и существу­ет только одна ценность, действительно имеющая значение, - это жизнь. Другими словами, мать любит своих детей не пото­му, что один лучше другого, не потому, что один в большей сте­пени оправдывает ее ожидания, чем другой, а потому, что все они - ее дети и в этом своем качестве все они схожи и имеют одинаковое право на любовь и заботу. Бахофен ясно видел и отрицательную сторону матриархальной культуры, заключающуюся в том, что узы, привязывающие человека к природе, узы крови и земли препятствуют развитию его индивиду­альности и разума. Человек остается ребенком и оказывается неспособным к прогрессу.

 

Бахофен дал не менее развернутое и глубокое толкование роли отца; при этом он также указал как положительные, так и отрицательные стороны отцовской функции. Излагая несколь­ко расширительно идеи Бахофена, я бы сказал, что мужчина, не приспособленный природой для деторождения (конечно же, я имею при этом в виду невозможность беременности и родов, а не чисто рациональное знание того, что мужское семя необ­ходимо для зачатия ребенка), не обремененный необходимос­тью кормить ребенка и заботиться о нем, больше отдален от природы, чем женщина. Менее укорененный в природе, он вы­нужден развивать свой интеллект, создавать искусственный мир идей, принципов и производимых человеком вещей, которые заменяют ему природу как основу существования и безопасно­сти. Связь ребенка с отцом не так сильна, как его связь с мате­рью, потому что отец никогда не играет той роли, которую игра­ет мать в первые годы жизни ребенка, объемля все и вся своей защитой и любовью. Напротив, во всех патриархальных обще­ствах отношение сына к отцу - это, с одной стороны, отноше­ние подчинения, с другой стороны, - бунта, что постоянно не­сет в себе элемент разрушения. Подчинение отцу отличается от фиксации на матери. Последняя является продолжением естественных связей, продолжением фиксации на природе. Подчинение отцу порождено человеком, оно искусственно, ос­новано на силе и законе и поэтому не так сильно и непреодоли­мо, как связь с матерью. Отец воплощает в себе абстракции, совесть, долг, закон и иерархию, в то время как мать олицетво­ряет собой природу и безусловную любовь. Отцовская любовь к сыну не похожа на безусловную любовь матери, которая лю­бит своих детей просто потому, что они ее дети; это - чув­ство к сыну, которого отец любит больше всех, так как он в наи­большей мере оправдывает отцовские ожидания и больше дру­гих подходит для того, чтобы стать наследником собственнос­ти и земных дел своего отца.

Отсюда следует важное различие между материнской и от­цовской любовью. Вряд ли ребенок может что-то сделать, что­бы повлиять на любовь матери или управлять ею. Материнс­кая любовь сродни милости Господней; если она есть, она - благословенный дар, если ее нет, ее неоткуда взять. В этом и заключается причина того, что индивиды, не сумевшие преодо­леть фиксацию на матери, часто пытаются вызвать материнскую любовь невротическим, магическим образом, делая себя беспомощными, больными или эмоционально возвращаясь в состояние маленького ребенка. Магическая идея состоит в следующем: если я стану беспомощным ребенком, мать будет вы­нуждена вернуться и заботиться обо мне. В то же время на от­ношения с отцом можно оказывать влияние. Отец хочет, чтобы сын рос, умел брать на себя ответственность, думал, занимал­ся созидательной деятельностью; или (и) был послушным, по­могал отцу, был таким, как он. Независимо от того, на что на­правлены отцовские ожидания - на развитие или на повино­вение, - сын имеет возможность завоевать отцовскую любовь и расположение, делая то, что хочет отец. Подведем итоги: положительные стороны патриархального комплекса - это разум, дисциплина, совесть и индивидуализм; отрицательные стороны - иерархия, угнетение, неравенство, покорность.

 

Источник: Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. - М.: Юрист, 1995. - С.309-312.

 


Tags: любовь, матриархат, патриархат, психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments