Бог дал рай - это знак Его попечительности; мы оказались недостойными дара - это знак нашей непризнательности. Он отнял рай у недостойных - это было делом Его благости. Какая же благость, скажешь, в отнятии дара? Подожди - и, наверное, услышишь. Подумай, в самом деле, чем был бы Каин, если бы жил в раю после убийства. Если уже он, и будучи изгнан из того жилища, осужден на страдание и труд, видя близкую угрозу смерти; если, имея пред глазами несчастье отца и осязая еще, как бы руками, следы гнева Божия; если, и останавливаемый столькими бедствиями, впал в такое нечестие, что не узнал природы, забыл об общности мук родившей, убил не причинившего ему никакой обиды, коснулся братнего тела, обагрил кровью правую руку свою и не послушался Бога, Который увещевал его быть спокойным, но оскорбил Творца и нанес бесчестие родителям, - смотри, на какое злодейство не решился бы он, если бы оставался в раю. Если он, и тогда как лежало на нем столько узд, сделал смертельные скачки, то в какую бы пропасть он не низринулся, когда бы отняты были эти преграды?
Хочешь ли и от матери его узнать, сколь великим было благом изгнание из райского жилища? Рассмотри, что была Ева прежде и чем стала после. Прежде она обольстителя диавола, этого злого демона, почитала более достойным веры, нежели заповеди Божии, и от одного взгляда на дерево попрала данный Богом закон; когда же изгнана была из рая, то, смотри, как она стала лучше и благоразумнее, - она, родив сына, говорит: приобрела я человека от Господа (Быт. 4, 1). К Господу тотчас прибегла та, которая пред тем презрела Господа; уже не природе приписывает плод свой и не силе брака усвояет рождение сына, но признает Владыку природы и Ему приносит благодарность за рождение дитяти. Та, которая прежде обольстила мужа, впоследствии и дитя свое научила, и дала ему такое имя, которое могло приводить ему на память дар Божий; а родив еще другого сына, говорит: Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин (Быт. 4, 25). Жена помнит о несчастии и не ропщет, но еще благодарит Бога, и называет дитя по дару, доставляя ему в этом всегдашний предмет для научения. Так и в самом лишении Бог дал еще большие блага! Жена изгнана была из рая, но чрез изгнание приведена к богопознанию, так что прибрала больше, чем потеряла. Но если полезно было, скажешь, это изгнание из рая, то для чего и вначале Бог дал рай? Полезно это было, человек, по причине нашей беспечности, так как, если бы прародители были внимательны к самим себе, и признательны к Господу, и умели вести себя воздержно и скромно, то остались бы в чести; но когда пренебрегли данным даром, тогда полезным оказалось изгнание. Для чего же вначале Бог дал рай? Для того, чтобы показать Свое человеколюбие и то, что Он готов всегда возвести нас в большую честь, но что мы сами виною всех наказаний и мучений своих, лишая себя по беспечности данных нам благ.
И вот, как любящий отец вначале позволяет сыну своему жить дома и пользоваться всем отцовским, когда же увидит, что сын от этой чести стал хуже, лишает его стола и удаляет от своего лица, а часто выгоняет и из самого дома отцовского, чтобы он по изгнании, сделавшись лучше от этого позора и бесчестия, показал себя достойным опять возвратиться в дом и получить отцовское наследство, - так сделал и Бог. Он дал человеку рай, но, когда человек оказался недостойным, изгнал его, чтобы он, живя вне рая и в бесчестии, сделался лучше и благоразумнее и затем оказался достойным возвращения. И вот, когда он впоследствии сделался лучше, Бог опять вводит его в рай и говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Видишь, что не только дать рай, но и изгнание из рая было делом величайшей попечительности? Если бы человек не был изгнан из рая, то и не оказался бы опять достойным рая.
Источник: Иоанн Златоуст. О вере, надежде и любви. О покаянии. Избранные поучения. - Украинская православная церковь. Полтавская епархия. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2005. - С.469-471.