a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

СУД над ИИСУСОМ ХРИСТОМ


Сегодня, в преддверии светлого праздника Пасхи, который ежегодно напоминает нам о великом подвиге Христа, давайте вспомним некоторые предшествовавшие распятию Иисуса события. Дело в том, что Сын Божий был осужден и приговорен к смерти по иудейскому и по римскому закону. Это, без преувеличения, две величайшие и уникальнейшие юридические системы мира. Мы с вами живем в мире, который основан на принципах римского права, на представлениях о справедливости, которые были заложены в Древнем Риме. Иудейский закон также отличался повышенным вниманием к справедливости и милосердию. Достаточно вспомнить то внимание, которое в законе уделялось заботе о пришельце, сироте, вдове, а также упомянуть о специальном времени, когда отпускали рабов на свободу и возвращали землю ее прежним собственникам. Ничего подобного языческий мир не знал.

И вот здесь, в деле Христа, эти две уникальные юридические системы пересеклись.

Давайте попытаемся вкратце рассмотреть, как развивались события в те роковые дни, и как все должно было быть, если следовать логике правосудия.

ИУДЕЙСКИЙ СУД

Мф.26:47, 55 «И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народныхВ тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня»

Как мы видим, уже с самого начала, с момента ареста, все пошло не так, как следовало. Дело в том, что по иудейскому закону взятие под стражу до следствия допускалось лишь в двух случаях: - если ожидалось сопротивление со стороны обвиняемого; - если ожидалось его бегство. Слова Иисуса при аресте показывают, что Он хорошо знал закон. Его арестовали до того, как было предъявлено обвинение. Более того, как показывают дальнейшие события, у суда и не было четко сформулированного обвинения.

Ин.18:12-13 «Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником»

В этом отрывке мы с вами видим сразу три нарушения закона.

 

- иудейским законом категорически запрещались ночные допросы. Это мы можем видеть на примере ареста Петра и Иоанна:

Деян. 4:1-3, 5 «Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки и отдали [их] под стражу до утра; ибо уже был вечер… На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники»

- Анна (Хенан бен Шет) на тот момент уже не был первосвященником и не имел официальной власти, не имел полномочий кого-либо допрашивать;

- по иудейскому праву запрещались индивидуальные допросы, допускались только коллективные. Это имело теологическое обоснование: только Бог может судить в одиночку, так как Он не ошибается; люди же должны судить коллективно.

Теперь давайте посмотрим на само содержание допроса.

Ин.18:19-24. В этом отрывке Иисус задает вопросы: «Что ты спрашиваешь Меня?» и «Что ты бьешь Меня?». Этими двумя вопросами Иисус показал, что Он знает закон лучше, чем Его судьи. Таким образом, мы обнаруживаем еще два нарушения:

- нужны свидетели обвинения, которых не было;

- по закону запрещается насилие, подсудимый должен иметь полную свободу защиты.

После этого мы видим, что Иисус практически ничего не говорил: Он не желал участвовать в этом беззаконии.

Анна увидел, что его методы не подействовали, и отправляет Иисуса к Каиафе, чтобы соблюсти некоторую видимость процедуры суда.

Мф.26:57-66 «А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины…

                59            Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти,

                60            и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля

                61            и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.

                62            И, встав, первосвященник сказал Ему: [что же] ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?

                63            Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?

                64            Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

                65            Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!

66           как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти»

Итак, против Иисуса собрали синедрион. Но. как утверждают исследователи Библии, это был не полный синедрион (70 чел.), а т.н. «малый синедрион» - 23 человека (ровно столько, сколько необходимо, чтобы приговорить человека к смерти). Каиафа, который был саддукеем, как и его тесть, не пригласил на этот совет фарисеев. И это был очень хитрый и коварный ход, ведь фарисеи могли создать для этого суда большие проблемы. Помните, как позднее Павел ловко использовал разногласия между фарисеями и саддукеями в свою пользу? (Деян.23:1-9). Конечно, фарисеи недолюбливали Иисуса, ведь Он так часто обличал их. Но на самом деле Иисус считал их учение здравым. Помните Его слова: «Что говорят вам делать, делайте, по делам же их не поступайте», т.е. проблема была не в учении, а в делах, в лицемерии фарисеев.

Фарисеи были ревнителями закона, особенно что касалось субботы. И здесь мы должны вспомнить один важный момент в законе: если суд выносил оправдательный приговор, то он мог закончиться в тот же день; если же приговор был обвинительный - решение должны были отсрочить на следующий день. По этой причине суд не мог начинаться накануне субботы или праздника. Однако саддукеям не нужны были игры в справедливость, их цель была одна - Иисус должен был умереть!

В стихе 59 мы видим чудовищное нарушение: «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти». По закону первосвященник должен был привести к клятве свидетелей, предупредить их об ответственности за дачу ложных показаний, внушить им страх за лжесвидетельство. Вместо этого мы видим, как он заклинает Иисуса: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?».

Итак, обвинение подвели под закон о святотатстве. При этом раздирались одежды, и виновный должен был подвергнуться каменованию (кстати, первосвященнику запрещалось раздирать одежды, и здесь мы видим еще одно нарушение закона). Но Иудея была тогда под властью Рима, и только римские власти имели право приговаривать кого-либо к смерти. Таким образом, действие переносится на сцену римского правосудия.

СУД РИМА

Ин.18:28-31 «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.

29           Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?

30           Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.

31           Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого»

Мы видим, что религиозные лидеры не входят в зал судебных заседаний, так как там возвышались алтари римских богов. Это привело бы к их ритуальному осквернению. Вот она, бездна человеческого падения: незаконно осудить человека - это не оскверняет, а находиться в одном помещении с идолами - мерзость…

Но дальше - еще интереснее:

Лк.23:2 «и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем»

Здесь мы снова видим два грубейших нарушения:

- первое можно назвать «незаконная переквалификация»: синедрион выдвинул одно обвинение (в богохульстве), а перед Пилатом объявляется совсем другое;

- второе - это ложное обвинение, так как многие слышали, как Иисус сказал: «давайте кесарево кесарю, а Божье - Богу», т.е. ни о каком призыве не платить налоги в словах Иисуса не было и намека. Однако это было то обвинение, которое реально могло настроить Пилата против Иисуса, поскольку он, как римский чиновник, не мог допустить подобного пренебрежения властью цезаря.

Впрочем, вначале Пилат пытается действовать в рамках римских законов, и после допроса Христа он выносит вердикт: «я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин.18:38). Однако далее мы видим, что и римское правосудие дает осечку:

Лк.23:23-24 «Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их»

Худо дело, когда приговор выносится не на основании справедливости, а в зависимости от того, кто громче кричит и кто имеет реальную власть. Пилат принимает решение, руководствуясь не законом, а политическими мотивами и желанием не допустить массовых беспорядков на вверенной ему территории.

Итак, все это судилище показало, как далеко ушел этот мир от Бога и Его заповедей, если даже органы, призванные быть оплотом справедливости, законности, грубейшим образом попирают и закон, и справедливость. Сегодня хороший адвокат развалил бы это дело в два счета. Но так надлежало тому быть, как было предсказано пророками и предопределено Богом. Иисус стал жертвою за грехи всего мира, Голгофа стала не только приговором прогнившему правосудию, но и знаком великой победы света над тьмою, святости над грехом, любви над предательством. И это наполняет наши сердца надеждой и благодарностью Иисусу Христу за Его великий подвиг.

 


Tags: Христос, закон, правосудие, справедливость, суд
Subscribe

  • ГЛАГОЛЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

    В эти пасхальные дни повсеместно звучат такие знакомые всем нам слова: «Христос Воскрес!» - «Воистину Воскрес!». Эти слова…

  • ПОГЛОЩЕНА СМЕРТЬ ПОБЕДОЮ

    Covid-19, который так быстро разлетелся по всей нашей небольшой планете — чему сопутствовало развитие современного транспорта— сведет в…

  • КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

    Шаги Христа, идущего на крест, - Кто их считал, кому их боль знакома? Тот каждый шаг, как скорбный благовест, Летел тревожно над землей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments