a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

АФОРМАЛИЗМ ХРИСТИАНСТВА


«Все, что ценно в мире сем, - ничто в глазах Бога. Спасение не достигается ни знатностью, ни богатством, ни ученостью, ни формальной праведностью фарисеев. Такое учение было, с одной стороны, в высшей степени притягательным, а с другой стороны, таило в себе аформалистические и адогматические потенции. В процессе превращения из гонимой секты в господствующую Церковь, христианство неизбежно претерпевает всевозможные изменения, в результате которых многие из первоначальных ценностей оказываются буквально перевернутыми. Вместо детской простоты - сложнейшая и отвлеченнейшая система догматов. Вместо призыва «кто хочет быть больший - будь всем слуга» - могущественный и властный епископат, окружаемый божескими почестями. Вместо отрицания фарисейской праведности - в смертный грех возводится малейшая ошибка при обряде и т.п. На смену аформализму и адогматизму раннего христианства приходят формализм и догматизм средневековой церкви. Все это не было заложено в самом Писании, а явилось результатом извечного стремления человека раз и навсегда упорядочить, зафиксировать и заковать жизнь духа в рамки религиозных законов и обрядов. Человеку всегда хочется, чтобы истина была не где-то над ним и вне его, а здесь, в руках, пойманная и посаженная в клетку человеческих установлений. Но дело в том, что адогматичность и аформалистичность христианства зафиксированы в Священном Писании. А Писание можно перетолковать, можно спрятать, но нельзя сказать, что оно ошибается. Поэтому Писание всегда было угрозой формальной Церкви, и поэтому его всегда, чаще всего, по-видимому, бессознательно, старались прятать от мирян. Тем не менее за сухой формалистикой магических действий, обеспечивающих спасение, всегда чувствовалась идея, что эффективность всей этой формалистики зависит от абсолютного неформального условия - любви к Богу. Именно этот аформализм, всегда сохраняющийся в качестве основного ядра христианства, был и остается источником его гибкости и силы. Наличие этого аформалистического ядра в христианстве всегда таит в себе возможность взрыва-протеста против далеко зашедшей формальной интерпретации христианства в данных конкретных условиях. Всегда остается возможность, что преданность организации может перейти в преданность идеалу, проповедуемому этой организацией, и бунту против организации во имя ее идеала. Именно это и произошло в Реформации, которая стала бунтом против Рима во имя проповедуемого Римом Христа».

Источник: Борисов А. Побелевшие нивы. Размышления о русской православной церкви. - М., 1994. - С. 142.

 


Tags: Бог, любовь, формализм, христианство
Subscribe

  • ТЕПЛО ЛЮБВИ

    Прежде я хочу сказать: я люблю Россию, так как там живут матушки! Их имена Нина, Катя или Наташа, - а то и Татьяна. Не я хочу всех их назвать…

  • МОЖЕТ ЛИ ЛЮБЯЩИЙ БОГ БЫТЬ СУДЬЕЙ ?

    В авторитетном труде Роберта Белла «Привычки сердца» (Habits of the Heart) говорится об «экспрессивном индивидуализме»,…

  • СВОБОДА СЛОВА И БОГОХУЛЬСТВО: ГРАНИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

    Европу накрыла новая волна насилия, порожденная серией карикатур, опубликованных во французском журнале Charlie Hebdo. Эта проблема не нова, и она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • ТЕПЛО ЛЮБВИ

    Прежде я хочу сказать: я люблю Россию, так как там живут матушки! Их имена Нина, Катя или Наташа, - а то и Татьяна. Не я хочу всех их назвать…

  • МОЖЕТ ЛИ ЛЮБЯЩИЙ БОГ БЫТЬ СУДЬЕЙ ?

    В авторитетном труде Роберта Белла «Привычки сердца» (Habits of the Heart) говорится об «экспрессивном индивидуализме»,…

  • СВОБОДА СЛОВА И БОГОХУЛЬСТВО: ГРАНИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

    Европу накрыла новая волна насилия, порожденная серией карикатур, опубликованных во французском журнале Charlie Hebdo. Эта проблема не нова, и она…