Мы привыкли считать, что истинная свобода существует там, где есть выбор. Это касается любой сферы - политики, экономики, культуры, сферы товаров и услуг. Многие считают, что это относится и к сфере нравственности, и к сфере религии.
Но давайте задумаемся: действительно ли в духовной сфере свобода и выбор неразрывно связаны, переплетены таким образом, что чем больше у нас выбора - тем больше свободы?
Как вы думаете: когда Бог сказал Адаму о Дереве познания добра и зла, Он предложил ему сделать выбор? Представим себе, что отец или мать говорят ребенку: «Не прикасайся к электроплите, обожжешься!» - они что, таким образом дают ему выбор? Скорее, в этих словах содержится предупреждение об опасности. Бог также предупреждал Адама об опасности. И мы видим, что у Адама не возникло желания проверить слова Бога, нарушить запрет, пока не подошел сатана. И хотя история, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но давайте представим себе, что сатана не появился бы в Эдеме. Возможно, все так бы и закончилось: Адам принял бы слова Бога к сведению и продолжил бы жить в раю.
Первый моральный выбор человеку предложил сатана. Он дал повод думать, что к словам Бога можно относиться с недоверием, скептически. И здесь произошло поражение воли человека, и плоды этого мы пожинаем до сих пор. Попробуйте сегодня сказать своему ребенку: «Там в шкафу стоит шкатулка - никогда не заглядывай в нее!». Я думаю, что он едва дождется, когда вы выйдете из дома - и сразу бросится к шкафу.
У человека появился выбор - и он потерял свободу, поработился греху. Не ошибемся, если скажем: «Свобода - это не право делать, что хочу, а сила делать то, что хочет Бог».
Человек создан, чтобы исполнять волю Божью, в этом его предназначение и истинная свобода. Как вы думаете, имеет ли рыба свободу остаться в воде или выпрыгнуть на сушу? Экологическая ситуация иногда заставляет китов выбрасываться на берег, но делает ли это их свободными? Скорее это является искажением их природы. Так и загрязнение сознания грехом заставляет человека делать вещи, которые его убивают, и при этом многие думают, что в этом проявляется их свобода.
Парадоксальная вещь - истинная свобода не нуждается в выборе. Выбор - это всегда колебание и неуверенность. Колеблется и выбирает только немощная, грешная воля. В жизни невозрожденного человека постоянно сталкиваются желания, влечения, одно захлестывает другое. Человек колеблется и не имеет мира в душе.
Но может быть, это касается только людей? А как насчет Бога? Бог свободен? Безусловно! А есть ли у Бога выбор?
Ин.3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного»
А мог не отдать?
Может ли мать, увидев, что загорелась кроватка, не спасти своего ребенка? Теоретически - да, у нее есть выбор: может спасти, а может пожалеть свой маникюр и не спасти. Но если она, имея возможность спасти, не спасет свое дитя - разве это мать? Но Слово Божье говорит:
Ис.49:15 «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя»
Голгофа показывает нам, что у Совершенной Любви нет выбора: когда кто-то находится в смертельной опасности, Любовь приходит на помощь. Всемогущий Бог «Себя отречься не может».
Но мог ли Иисус отказаться взойти на крест? Думаю, что нет. И не потому, что Он привык выполнять приказы. Это был не приказ, это было веление сердца.
Ин.10:17-18 «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее»
Иисус был свободен, поскольку имел силу выполнить волю Отца до конца. «Да будет воля Твоя» - это высшая степень свободы.
Мы в нашей жизни постоянно вынуждены делать выбор. Это - неизбежный результат падшей природы. Но самый главный выбор - Иисус. Среди множества путей каждый человек должен найти тот единственный «узкий путь», который ведет к Богу. «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Только у ног Иисуса мы находим ту первозданную свободу - не колеблясь, без страха и сомнений следовать за Богом. Это невозможно, пока Дух Святой не даст нам силу свыше.
Чем ближе мы к Богу, тем меньше мы выбираем. У истинного христианина нет выбора: проявить милосердие или нет, помочь нуждающемуся или не помочь. Удивительная заповедь «возлюби ближнего, как самого себя» удивительна еще и тем, что мы не выбираем, кто наш ближний. Ближним может оказаться кто угодно, и часто это может быть человек, который нам несимпатичен или причиняет неудобства. Только благодать Божья может изменить наше сердце так, что мы сможем по-настоящему возлюбить ближнего.
Однажды встретив слепорожденного, ученики спросили Христа: «кто согрешил, что он родился слепым?». Ответ Иисуса был: «это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3). Раньше я думал, что дела Божии - это исцеление. Этот человек родился, чтобы Иисус его исцелил. Но, на самом деле, если задуматься: сколько тогда (да и сегодня) других людей, страдающих различными недугами, не получили исцеления? Так может быть, дела Божии, о которых говорил Иисус - это дела милосердия, которые могут совершить по отношению к таким людям окружающие? Люди, имеющие какой-либо физический недостаток, являются тем объектом, в отношении которого мы можем проявлять свою любовь, свое внимание. Они, сами о том не ведая, одним своим видом служат духовному обновлению людей. Наверное, трудно найти человека, который был бы равнодушен при встрече с инвалидом. Правда, есть люди, которые начинают насмехаться, дразнить, издеваться над таковыми, но они тем самым только демонстрируют свою духовную инвалидность. Все же чаще люди смягчаются и стараются проявить внимание. Беспомощные, нуждающиеся во внимании люди выполняют очень важную миссию - быть катализатором милосердия в этом падшем мире.
Итак, мы должны понять: тот факт, что мы часто стоим перед нравственным или духовным выбором, не говорит о нашей свободе, а говорит о нашей слабости. Мы способны долго выбирать, а сделав выбор - снова сомневаться. Мы можем давать обещания - и нарушать их, вставать - и снова падать. Но Господь всегда будет простирать к нам свои руки, поскольку «Себя отречься не может». Его любовь бесконечна, Его милосердие безбрежно.
В крещении человеку даются силы для новой жизни. Однако искушения сильны, и мы не совершенны. Порой требуется полная концентрация, чтобы не впасть в искушение. Но, одержав победу над своим греховным побуждением, человек с каждым шагом будет приближаться к Небесам, и сердце его будет наполняться восторгом, и, пройдя множество мучительных шагов, переступив через себя, оглядываясь назад, он будет думать: «Как я мог сомневаться? Разве можно это блаженство променять на те искушения, которым я чуть было не поддался?» И с помощью Божьей он достигнет полной свободы, которая не выбирает, но в любых обстоятельствах следует за Господом.
И Ему, источнику каждого верного жизненно важного решения и подателю всяческих благ, и земных, и небесных, да будет вечная слава, во веки веков.