a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ВЕРА ЦЕНТУРИОНА


Лк.7:2-9 «У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

3             Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

4             И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,

5             ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

6             Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

7             потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

8             Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

9             Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры»

Это событие, само по себе необычное, становится тем более удивительным, если задуматься, кто такой был сотник в те времена. Это был центурион римской армии, под началом которого была сотня отборных воинов. Из истории мы знаем, что у римлян была суровая дисциплина. К примеру, за плохое несение ночной стражи, воровство, лжесвидетельство и нанесение себе увечий солдат могли прогнать сквозь строй  товарищей, вооружённых дубинками. Все это происходило под руководством центуриона; кроме того, существовало такое наказание, как публичная порка легионеров, которую осуществлял сам центурион. Это были люди жесткие, суровые, прошедшие сквозь огонь и воду, готовые выполнять приказ военачальника в любую непогоду и в любое время суток.

Но из прочитанного мы находим в этом человеке, беспощадном римском центурионе, важные человеческие черты. Во-первых, он дорожил своим слугой. Во-вторых, старейшины свидетельствуют о нем: «он любит народ наш». В-третьих, на свои личные средства он построил синагогу. То есть, будучи строгим к своим подопечным, он вел себя не как оккупант, завоеватель, которому глубоко безразличны подчиненные ему люди. В нем просматривается порядочность, человечность, внимание к нуждам людей.

 

И вот, когда заболевает слуга сотника, происходит следующее: «Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его». Ему достаточно было услышать об Иисусе, чтобы принять важное решение - обратиться к Нему за помощью. Но, возможно, центурион видел в Иисусе не более чем народного целителя, «экстрасенса», который обладает какой-то неведомой силой? Его дальнейшие действия опровергают это. «И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи!». Сотник называет Христа Господом. И это не просто слова. Мы видим внутренне состояние этого человека, его сердце, в котором обитает истинное смирение: «ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой».

О, это блаженное осознание своего недостоинства! Блудный сын говорит: «я уже недостоин называться сыном твоим» (Лк.15:21); Иоанн Креститель подчеркивает: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин.1:27); Апостол Павел восклицает «я недостоин называться Апостолом» (1 Кор.15:9). Мытарь просит прощения, не смея поднять глаз своих к небу (Лк.18:13)… И мы видим, что удивительным образом наше истинное достоинство, наша ценность в глазах Бога зависит от того, умеем ли мы признать свое недостоинство. Отец бросается на шею блудному сыну, Иоанн Креститель признается высшим пророком, Павел удостаивается благословений, которых не имел ни один Апостол, мытарь пошел из храма оправданным более, нежели самоправедный фарисей.

Так и этот римлянин, язычник, удостоился похвалы из уст Христа: «Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры».

Иисус удивился… Еще только однажды в Слове Божьем говорится, что Он удивился:

Мк. 6:1–6 «Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их»

Удивить Господа может то, что является наиболее важным для Него: наши вера или неверие. И эта история побудила Христа сказать слова: «сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры». И то, что вызвало это удивление, заключается в словах центуриона: «скажи слово, и выздоровеет слуга мой». Удивительно, что тогда, когда иудеи, избранный Божий народ, ходили за Христом, ища внешних знамений, исцелений, чудес, римский воин, нечистый и недостойный с точки зрения фарисейской праведности, ищет Слова. «Скажи только слово…». Человек, хорошо знавший, что такое дисциплина, поскольку сам отдавал приказы воинам и исполнял приказы своего начальства, обращается к Иисусу как к источнику здоровья и самой жизни, как к Тому, Кто Словом Своим может властно управлять стихиями и процессами этого мира.

Вспомним другого римского центуриона, который был поставлен руководить страшной крестной казнью Господа Иисуса Христа.

Мк.15:39 «Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий»

Согласно преданию, этого сотника звали Гай Кассий Лонгин. Он страдал катарактой. В момент, когда Христу пронзили бок копьем, кровь брызнула на лицо сотнику, и он был исцелен. После этого сотник стал христианином, проповедником, и позднее (примерно в 58 г.) умер мученической смертью. В его сердце зажегся огонь веры в непосредственной близости от того места, откуда берет начало христианская вера, в эпицентре нашего упования и нашего благовестия.

Вспомним еще об одном римском сотнике – Корнилии:

Деян.10:1-6 «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел] отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой»

 Снова сотник, и снова - достойный человек. Конечно, в римской армии было много разных людей, но библейского упоминания удостоились центурионы благочестивые и милостивые. В беседе с Корнилием Петр произносит такие слова:

Деян.10:34-35 «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему»

Три разных сотника, которые обрели благодать в глазах Бога. Первый узнал о нем из уст других людей, второй лицезрел распятого Христа, третий познакомился с Христом благодаря видению Ангела и проповеди Петра. Разными путями приходят к Богу люди, и нет таких обстоятельств, которые могли бы воспрепятствовать этому. Казалось бы, «профессия» центуриона не располагает к особой духовности. Сотника постоянно окружали насилие, кровь, жертвоприношения языческим богам и прочие мерзости. Но если даже в таком окружении и при таком занятии человек имеет шанс быть угодным Богу, то какое оправдание может найти тот, кто живет, как он считает, более-менее прилично, как порядочный человек, но не ищет Бога, избегает веры в Того, Кто жизни Своей не пощадил ради него?

Еще на один момент хотелось бы обратить внимание. Эти люди, центурионы, жили в рамках определенной культурной традиции, «матрицы», которая программировала их жизнь. Стать христианином для них - это значит совершить поступок, выйти за пределы традиции. Мне это чем-то напоминает ситуацию, которая сложилась в нашей стране в условиях атеистического воспитания. Раньше вера как бы передавалась по наследству, из поколения в поколение, и быть атеистом было стыдно. В ХІХ веке даже бранную кличку придумали людям, которые ни во что не верят - нигилисты. Но затем все стало с ног на голову. Нигилистом стало быть престижно, а верующим - позорно. И человеку, чтобы стать верующим, нужно было совершить поступок. Во многом это присутствует и сейчас, если говорить не о номинальной вере, замешанной на рождественских елках и пасхальных куличах. Стать верующим - значит совершить маленький подвиг, подвиг веры. Так, как это сделали упоминаемые сегодня римские центурионы.

 


Tags: Слово, Христос, вера
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА

    Научная картина мира во многом состоит из статистических или «усредненных» истин. Она исключает любые редкие пограничные случаи,…

  • УБЕЖИЩЕ в ПУСТЫНЕ

    С очетание крутых затенённых выступов и пресноводных источников создаёт природный «кондиционер», поддерживаемый окружающими холмами,…

  • КРАСОТА И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДИ

    Я зык Десяти Заповедей кажется несвойственным культуре и здравому смыслу, оскорбляет и шокирует любого, кто не принял Божьего Богоцентризма.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments