a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

УДИВИТЕЛЬНАЯ ВЕРА

Лк.7:2-10 «У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
7 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим»
Мы прочитали одну из тех удивительных историй, которыми полны евангельские описания жизни Иисуса Христа. На протяжении трех с половиной лет земного служения Иисусу довелось встречаться и общаться с многими людьми из разных слоёв общества: богатыми и бедными, властвующими и подвластными, уважаемыми и отверженными. О многих из них вообще нигде не упоминается, другие упоминаются только вскользь, но вот этот сотник, офицер римской армии, заслужил быть упомянутым на страницах Священного Писания. Мы не знаем его имени, его происхождения, его дальнейшей судьбы, но есть некоторые важные моменты, которые заслуживают нашего с вами внимания.
1) отношение к подвластным людям
Это отношение мы можем проследить по двум направлениям.
Во-первых, отношение сотника к своему слуге. Мы не знаем, как этот человек стал слугой – был «военным трофеем», захваченным в плен, был куплен или каким-то другим способом попал в дом сотника. Если учитывать то, что в те времена был рабовладельческий строй, то вполне закономерно будет предположить, что этот слуга был рабом, а сотник – его господином. Раб – это практически бесправное существо, которое приравнивалось к вещи. «Говорящее орудие» (instrumentum vocale). Конечно, раб представлял определенную ценность, поскольку имел некую «рыночную» стоимость, и хозяева заботились о сохранности своих рабов. Однако в те времена сложно было ожидать какого либо человеческого отношения к рабам. Один показательный эпизод мы находим в Ветхом Завете. Когда Давид прятался от Саула, какое-то время он жил в земле филистимской, и там однажды произошел следующий случай.
1Цар.30:11-13 «И нашли Египтянина в поле, и привели его к Давиду, и дали ему хлеба, и он ел, и напоили его водою;
12 и дали ему часть связки смокв и две связки изюму, и он ел и укрепился, ибо он не ел хлеба и не пил воды три дня и три ночи.
13 И сказал ему Давид: чей ты и откуда ты? И сказал он: я - отрок Египтянина, раб одного Амаликитянина, и бросил меня господин мой, ибо уже три дня, как я заболел»
Мы видим, что раб в те времена – это вещь, которую можно выбросить, если она «испортилась». Раб заболел, и хозяин просто избавился от него.
Что же мы видим в истории с римским сотником?
Лк.7:2 «У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти».
Слово «дорожил» говорит о том, что сотник ценил своего слугу. Почему он так ценил этого раба? Может быть, он дорого заплатил за него, может быть, этот слуга очень хорошо и ответственно исполнял свои обязанности. Некоторые исследователи Библии утверждают, что этот слуга был незаконнорожденным сыном этого сотника, якобы он не мог признать его сыном официально, чтобы не навлечь на себя определенных проблем, но любил и ценил его. Мне кажется, подобные объяснения кроются в природе человеческой искать в каждом факте какой-то подвох. В самом деле, с чего бы это римский офицер так ценил своего слугу, что развил такую бурную деятельность, чтобы исцелить его!
В Евангелии от Матфея эта история описана немного иначе. Там к Иисусу обращается сам сотник.
Мф.8:6 «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает»
Давайте обратим внимание на эти слова «слуга мой… жестоко страдает». Мы видим, что сотника беспокоит не просто ценность слуги как имущества, как того, кто делает у него в доме определённую работу. Его волнует страдание своего слуги! Это говорит о том, что сотник был человеколюбивым, милостивым и сострадательным. У сотника было горячее желание, чтобы слуга выздоровел, он сочувствует и сопереживает ему! Можно сказать, что на духовном уровне он преодолел огромную дистанцию между господином и рабом, он видит в этом рабе живого человека!
Во-вторых, мы видим отношение сотника к иудеям. Кем был этот сотник для иудеев? Оккупантом, завоевателем, захватчиком, представителем ненавистной римской администрации, которая силой оружия навязала свою власть, заставила евреев себе подчиниться. Обычно таких людей ненавидели и презирали. Но что мы видим? Приходят иудейские старейшины к Иисусу и ходатайствуют за этого «необрезанного» римлянина со словами: «он любит народ наш и построил нам синагогу». Мы видим, что этот сотник очень мудро использовал свои полномочия, он не превозносился над подвластными людьми, но всячески вникал в их нужды и проявлял по отношению к ним свое расположение.
2) смирение сотника
Лк.7:3-6 «Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой»
Итак, когда молва об Иисусе достигла сотника, он посылает к Нему иудейских старейшин. И перед этими старейшинами возникает сложный вопрос: «как нам убедить Иисуса прийти и исцелить слугу сотника?». И они говорят: «он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу». Мы видим, что эти люди мыслят категориями закона. Законничество заключается в том, что человек полагает: чтобы я что-то получил от Бога, я должен быть достоин. Если я не достоин, то тщетны мои усилия получить от Бога то, что я желаю. И мы видим, как приходят в столкновение путь закона и путь благодати. Путь закона говорит: старайся быть достойным, соблюдай заповеди, и ты заслужишь внимание Бога. Путь благодати говорит: признай свое недостоинство, смирись пред Богом, уповай на Его милость – и Бог прострет к тебе Свое благоволение.
В то время, как старейшины иудейские пытаются убедить Иисуса, что римский сотник достоин внимания, сам сотник утверждает обратное: «я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Он уповает не на свои дела, не на свои заслуги, а на милость Божию. Некоторые богословы утверждают, что сотник не пригласил Иисуса в свой дом, чтобы не поставить Его в неловкое положение. Он знал, что иудеям запрещалось входить в дом язычника, и посему не желал, чтобы Иисусу потом пришлось оправдываться. Однако думается, что решением сотника двигало смирение. Он действительно почитал себя недостойным.
В Священном Писании мы находим четыре упоминания о том, что человек признает себя недостойным.
Быт.32:10 «Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана»
Так говорил Иаков, который претерпел множество испытаний, но сердце его не ожесточилось, он признает свое недостоинство пред лицом Божиим, он говорит, что все, что он имеет, он получил незаслуженно.
Лк.15:21 «Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим»
Так говорит блудный сын, и получает лучшую одежду и перстень своего отца.
Ин.1:27 «Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его»
Так говорит Иоанн Креститель, величайший из пророков, об Иисусе Христе.
1Кор.15:9 «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию»
Так говорит о себе Павел, величайший апостол Христа.
Все эти случаи демонстрируют важный духовный парадокс: именно в осознании своего недостоинства перед лицом Божиим проявляется истинное человеческое достоинство. Смирение – это путь к обретению благоволения Божия, к получению многочисленных благословений. Как сказано у пророка Исаии:
Ис.66:1-2 «Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? 2 Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим»
3) вера сотника
Лк.7:6-9 «не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; 7 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. 8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. 9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры»
Третий, центральный момент этой истории – вера сотника. Наша вера – это единственное, чем мы можем удивить Иисуса. И сотник показывает нам пример абсолютного доверия Богу – «скажи слово, и выздоровеет слуга мой». Язычник становится наследником веры Авраама, который назван отцом всех верующих.
Прочитаем слова апостола Павла.
Рим.4:16-22 «Итак по вере, чтобы [было] по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так [многочисленно] будет семя твое".
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность»
В этом отрывке много сказано не только о вере Авраама, но и о том, какой в принципе должна быть вера. Прежде всего, в стихе 17 сказано – «пред Богом, Которому он поверил». Прежде всего у нас должен быть правильный объект веры. Однажды ученики обратились к Иисусу с просьбой: «умножь в нас веру». Он ответил: «если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лк.17:5-6). То есть проблема веры не в ее количестве, а в качестве. Мы можем верить в силу лекарств, в силу денег, в силу власти и во многое другое. Однако сила Божья превышает любую силу во вселенной. Поэтому очень важно иметь правильный объект веры.
Кроме того, очень важно иметь правильное представление об объекте нашей веры. Если мы имеем искаженные представления о Боге, то и наша вера будет искаженной.
Аврааму помогли правильные представления о Боге. В 17-и стихе мы читаем: «пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее». Здесь обращается наше внимание на два качества Бога: 1) Он животворит мертвых; 2) Он называет несуществующее как существующее. Конечно же, в этих словах заключена не исчерпывающая характеристика Бога. Однако для Авраама были важны именно эти моменты. Почему?
Бог пообещал Аврааму, что у него родится сын, и родит ему этого сына его жена Сарра. Однако здесь была существенная проблема: читаем стих 19 «тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении». По человеческим понятиям, это – непреодолимая проблема. Однако Авраам воспринимал Бога как «животворящего мертвых». Поэтому для такого Бога это – вообще не проблема. Второй момент заключается в следующем: Бог пообещал Аврааму, что его потомство будет, как звезды на небе и как песок морской. Аврааму такое обещание казалось нереальным, но он помнил, что Бог называет несуществующее как существующее. И Авраам «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (ст.20-21).
В этой истории мы находим два очень серьезных препятствия веры: безнадёжное положение и потрясающие возможности. Авраам посмотрел на себя, посмотрел на Сарру и осознал, что для него иметь сына абсолютно безнадежно. А иметь потомство как песок морской – это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но в том-то и заключается красота веры, что мы смотрим не на обстоятельства, а на Бога. Когда у нас правильный объект веры и правильное понимание его качеств, наша вера становится действенной.
Теперь вернемся к сотнику. У него тоже было серьезное препятствие веры: «слуга, которым он дорожил, был болен при смерти». Но у сотника был правильный объект веры и правильное понимание его качеств. Его опыт военной службы говорил о том, что если он отдаёт приказ солдату, то солдат исполняет этот приказ. Поэтому для него было абсолютно очевидным, что если Бог скажет слово, этого будет достаточно, чтобы получить просимое. Именно эта вера удивила Иисуса. На Иисуса произвело впечатление не то, что сотник любил иудеев и построил им синагогу. Его поразила вера. Иисус сказал: «сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры». Он искал среди избранного Божия народа правильного понимания качеств Бога, но не нашел. А нашел Он такое понимание у язычника.
На что хотелось бы сегодня обратить внимание. Когда мы смотрим на веру Авраама, веру римского сотника, то мы видим, что их вера имела самую непосредственную связь с обстоятельствами их жизни. Для веры Авраама важно было то, что Бог животворит мертвых и называет несуществующее как существующее, поскольку Авраам столкнулся с проблемами, для решения которых были необходимы именно эти качества Бога. Сотник, как человек военный, живущий в условиях строгой иерархии и дисциплины, видел в Боге того, кто является «главнокомандующим» всеми духовными силами. Это важно понять, что мы не можем познать Бога во всей Его полноте, но мы познаем те Его качества, которые важны именно нам, исходя их наших обстоятельств жизни. Помните, как написано в Притчах:
Пр.3:5-6 «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. 6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои»
Обратим внимание на эти слова: «во всех путях твоих познавай Его». То есть мы можем познать Бога через наши пути, т.е. конкретные обстоятельства нашей жизни. И эти обстоятельства определяют особенности нашей веры. Я не могу вложить в вас свою веру, как и вы не сможете вложить свою веру в меня. Каждый из нас проходит через определенные этапы жизни, и каждый шаг, каждая решенная с Божьей помощью проблема открывает те грани Бога, которые важны именно для меня или для вас.
Какие еще мысли возникают у нас, когда мы читаем о вере Авраама, вере римского сотника? Возможно, мы думаем: «Это была сверхъестественная вера». Но апостол Павел не согласен с этим. Он считает, что это была самая обычная вера. Любой может иметь такую веру, если захочет.
Рим.4:22-25 «Потому и вменилось ему в праведность. 23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, 24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, 25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего»
Мы с вами сегодня имеем гораздо больше познания о Боге, чем это было во времена Авраама или римского сотника. Благодаря смерти на кресте и воскресению Иисуса Христа, Сына Божия, нам открылись новые, ранее сокрытые, грани Божьего характера, Божьей силы, Божьего естества. Поэтому мы сегодня вполне можем иметь веру, которая не только ничем не уступает вере Авраама или римского сотника, но даже их превосходит.
Итак, подведём итоги. Мы сегодня говорили с вами об истории исцеления слуги римского сотника, и обратили внимание на три важных момента.
1) милостивое, внимательное отношение сотника к зависимым от него людям. В отличие от многих властвующих, которые и тогда, и в наши времена всячески демонстрируют свое превозношение над своими подчиненными, римский сотник вникал в проблемы и нужды своих подчиненных;
2) смирение сотника, который не почитал себя достойным внимания со стороны Иисуса, не считал свои достижения и заслуги, а уповал на милосердие Божие;
3) вера сотника, которая произвела впечатление на Иисуса и заслуживает того, чтобы и мы с вами обратили на нее свое внимание.
Постараемся извлечь лично для себя важные духовные уроки из этой истории. И пусть Господь нас в этом благословит.
Tags: богопознание, вера, милосердие, смирение
Subscribe

Posts from This Journal “вера” Tag

  • ТРУДНО ПОСМОТРЕТЬ на СЕБЯ

    Пусть не удивит Вас, читатель, что статья «Трудно посмотреть на себя» перепечатана целиком, без изменений или добавлений, из…

  • О НЕПОКОЛЕБИМОЙ ВЕРЕ

    1957 году певец Джерри Ли Льюис написал хит «Whole Lotta Shakin’ Goin On». Элвис Пресли записал свою версию этой песни в 1970…

  • Я не ВЕРЮ в БОГА СТЕРИЛЬНОГО

    Я не верю в Бога стерильного - Мудреца кабинетно-пыльного, Иссушенного математикой Теологией и догматикой. Философией ограниченного,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment