a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ЛИСИЦЫ в ВИНОГРАДНИКЕ

Песня Песней 2:15 «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете».
Среди «любовной лирики» Песни Песней неожиданно мы находим эти слова. О чем здесь говорится?
Всем известно, что христианская жизнь должна быть плодоносной. Мы призваны к тому, чтобы приносить духовные плоды. И это не только наше призвание, не только программа, «спущенная» нам сверху, но и естественный ход вещей. Если духовное состояние христианина в порядке, то он будет приносить плоды. Если плодов нет, значит, есть определенные проблемы.
Почему так порой случается, что виноградник обильно цветет и радует глаз, но урожая нет? Тот, кто когда-либо занимался виноградарством, знает, от чего зависит урожай. Есть множество факторов: обрезка, удобрение, полив, подвязка, обработка от болезней и вредителей, укрывание на зиму… Все это – большой труд. Чтобы вырастить урожай, нужно хорошенько потрудиться, и это касается не только винограда.
В духовном плане то же самое. Мы должны постоянно бодрствовать и трудиться над своим «виноградником». Здесь тоже можно жестоко обмануться, - увидеть обильное цветение, но так и не дождаться плодов. Этому могут быть разные причины, но в прочитанном нами тексте внимание акцентировано на одной серьезной проблеме – это вредительство лисиц.
Священное Писание часто изображает врагов детей Божьих в образе различных зверей, чаще всего они имеют устрашающий вид (дракон, псы). Например, мы знаем, что есть тот, кто ходит, как рыкающий лев, ища, кого он сможет поглотить. Для нас с вами, возможно, этот образ не так красноречив, ведь мы можем встретиться со львом разве что в зоопарке, но для тех людей эти слова рисовали в воображении вполне определенную картинку. Встреча со львом ничего хорошего им не сулила, поскольку это был в их местности самый опасный зверь. В других регионах планеты можно было бы сравнить сатану с другими животными. Например, с аллигатором. В некоторых местностях США и Китая эти звери считаются очень опасными и коварными. Есть даже такое выражение – «линия аллигатора». Когда аллигатор лежит на месте, он кажется ленивым и неповоротливым, и даже спящим, однако через прикрытые веки он внимательно следит за своей жертвой. Когда кто-либо пересекает «линию аллигатора», т.е. определенную невидимую черту, у него практически не остается шансов на спасение. Аллигатор мгновенно бросается и хватает свою жертву.
Итак, каждый из нас, если бы нам пришлось встретиться со львом или аллигатором, вполне осознавали бы опасность и были настороже.  Но кому придет в голову бояться лисичек, ведь они такие милые и безобидные?
Кто же это такие, лисенята? В древности и в средние века при толковании этого стиха лисенятами считали еретиков. Как лисицы в поисках мышей подрывают корни виноградника, и он гибнет, так и еретики, подрывая основы истинной веры, отсекают христианина от истины, от Христа, и также ввергают его в погибель.
Современные специалисты по Ветхому Завету говорят, что лисица в древние времена у евреев была символом чего-то мелкого, незначительного. Например, в Книге Неемии описан эпизод, когда народ Божий начал восстанавливать стены Иерусалима.
Неем.4:1-3 «Когда услышал Санаваллат, что мы строим стену, он рассердился и много досадовал и издевался над Иудеями;
2 и говорил при братьях своих и при Самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие Иудеи? неужели им это дозволят? неужели будут они приносить жертвы? неужели они когда-либо кончат? неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные?
3 А Товия Аммонитянин, [бывший] подле него, сказал: пусть их строят; пойдет лисица, и разрушит их каменную стену»
В этих словах выражено презрение к тому, чем занимаются евреи; их враги полагали, что для того, чтобы разрушить их дело, не понадобится больших усилий. Лисица пробежит – и все завалится. Любая мелочь способна уничтожить их труды.
Другой пример:
Иез.13:1-5 «И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! изреки пророчество на пророков Израилевых пророчествующих, и скажи пророкам от собственного сердца: слушайте слово Господне!
3 Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели!
4 Пророки твои, Израиль, как лисицы в развалинах.
5 В проломы вы не входите и не ограждаете стеною дома Израилева, чтобы твердо стоять в сражении в день Господа»
Здесь говорится о том, что пророки Израилевы измельчали, они водятся собственным духом, а не Духом Божьим, они пророчествуют пустое и ложное, они не способны стать в проломе за народ Божий.
То есть при толковании этого слова следует учитывать культурный контекст: у нас лисица – это символ хитрости, а у евреев в древние времена это был символ ничтожества. Иисус тоже употреблял это слово в таком смысле.
Лк.13:31-32 «В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. 32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий [день] кончу»
То есть в то время, для тех людей эти слова звучали так, как будто Иисус сказал: «Пойдите, скажите этому ничтожеству: все, что Мне полагается сделать, я буду продолжать делать, и никакой Ирод меня не остановит».
Итак, возвращаясь к нашему духовному винограднику: что это за лисички, которые портят наш виноградник? Давайте прочитаем небольшой отрывок из Послания Апостола Павла к Ефесянам.
Еф.5:1-5 «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога»
При внимательном прочтении этих слов мы можем увидеть, что грехи бывают разные. Одни явные и крайне опасные, а другие – не такие очевидные. Первая группа грехов и их последствия описаны в 3 и 5 стихах. Блуд, нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у нас. Тот, кто поражен этими грехами, назван идолослужителем, и приговор ему очень суров, - он не имеет наследия в Царстве Божьем.
Блуд – внебрачные сексуальные отношения, нечистота – любые другие извращения, похотливые мысли, увлечение порнографией и т.п. Любостяжание – страсть к наживе, корыстолюбие, излишнее попечение о богатстве. Известный американский проповедник ХIХ века Дуайт Муди, подчеркивая опасность любостяжания, писал: «Любостяжание завлекло Лота в Содом. Любостяжание погубило Ахана и всю его семью. Любостяжание завладело сердцем пророка Валаама и ввело его в грех. Любостяжание увело от Бога сыновей Самуила. За любостяжание Гиезий был поражен проказой. Любостяжание заставило богатого юношу отойти от Христа с печалью. Любостяжание привело Иуду к тому, что он предал своего Учителя».
Написано, что ничто нечистое не войдет в небесный Иерусалим (Откр.21:27). Поэтому этот список может быть и расширен. Например, еврейские раввины учат, что к смерти ведут зависть, страсть и стремление к почету, - грехи, которые отображают разные этапы человеческой жизни. В детстве – проявляется зависть; ребенок тянется к чужим игрушкам, потому что ему кажется, что они лучше, чем у него. В молодом возрасте – проявляются различные страсти и желания, сердце порабощается разными похотями. В преклонном возрасте, когда уже и многие желания угасли, остается страсть к почету. «Вот, он вошел, все встали, а на меня не обратили внимания…».
Далее, возвращаясь к 5-й главе Послания к Ефесянам, мы читаем в 4-м стихе: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение». Здесь перечислены так называемые грехи языка. В другом переводе этот стих звучит так: «В вашей речи не должно быть непристойностей, пустых разговоров или глупых шуток, лучше используйте свой язык для благодарения Богу». Здесь показано важное противопоставление, и можно сказать, что чем меньше человек благодарит Бога, тем больше он грешит своим языком. В благодарном сердце нет места для похабных анекдотов, сальных шуток, сплетен и т.п. Некоторые  христиане, к сожалению, превратно понимают слово «смехотворство», полагая, что христианину нельзя шутить и веселиться. Это абсолютно неправильно, ведь Слово Божье призывает нас радоваться, и добрый юмор вполне уместен в христианской жизни. Но красный свет мы должны зажечь перед такими проявлениями грешного языка, как высмеивание других людей, пошлые, двусмысленные и оскорбительные шутки. То есть речь идет не о запрете юмора. Мы можем вспомнить, что сам Иисус часто обличал фарисеев за сребролюбие, а они смеялись над ним. Именно таким людям Он говорил: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете». Это не означает, что Он был против любого смеха.
У каждого народа есть свое понимание юмора, и евреи – не исключение. Вот одна история.
Однажды раввин рассказал своим ученикам притчу «Лис и виноградник». Жил один лис, который очень любил виноград. И он ходил кругами вокруг одного виноградника, ожидая, когда наконец созреют плоды. Наконец урожай созрел, и лис решил действовать. Однако его ожидало разочарование: между прутьями ограды пролезла только его голова. Лис несколько дней постился, и наконец смог протиснуться в виноградник. Долгое время он лакомился разными сортами винограда, получал наслаждение, но когда пришло время уходить, проблема повторилась: его голова пролезла между прутьями, а пузо не пускало. Лис пришел в ужас: ведь в любой момент может прийти хозяин виноградника, и тогда можно и с жизнью расстаться! И вот лис стал бегать по винограднику, несколько дней его уже не прельщали красивые и аппетитные гроздья. Наконец он достаточно похудел и выскользнул из виноградника. Отдышавшись, он сказал винограднику: «От тебя никакой пользы: сейчас я такой же худой, как и был до того, как в тебя влез».
Один из учеников раввина сказал: «Какой-то неумный попался лис. Ему надо было поступить по-другому: перебрасывать самые лучшие грозди через забор, а потом вылезти и съесть их». Учитель возразил: «Нет, так не поступит ни один лис. Ведь пока он находится в винограднике, ему кажется, что все принадлежит ему. Находясь внутри, он может съесть все, что захочет, а за пределами виноградника он сможет съесть только то, что он сумел перебросить».
Не похожи ли люди на этого лиса? А как насчет христиан? Христиане любят повторять, что мы – странники и пришельцы (для кого-то, возможно – странные пришельцы), наше жительство – на Небесах. Часто мы вспоминаем о том, что сокровище следует вкладывать туда, где воры не подкапывают и не крадут. Но как часто мы реально перебрасываем то, что нам так дорого, туда, «через забор»? И не случается ли так, что только перед лицом смерти дитя Божье вспоминает, что ему нужно от чего-то отказаться, чтобы «протиснуться» в Царство Небесное?
Следует каждому задуматься: возможно, в моей жизни есть что-то, какая-то мелочь, которая запинает меня на пути к Божьему Царству?
Духовно зрелые, опытные служители утверждают: если верующий, или поместная церковь не двигаются вперед в духовной жизни, то почти всегда причиной этому - лисенята. Как важно вовремя обнаружить и изловить этих маленьких лисичек, которые портят наш духовный виноградник. Это может быть какая-то мелочь (пустословие, увлечение компьютерными играми, еще что-то), но в духовной жизни нет мелочей.
Рассказывают, что однажды Микеланджело работал над скульптурой из мрамора. К нему зашел друг, посмотрел за работой и ушел. Вернувшись через некоторое время, он сказал: «Я смотрю, что за прошедшее время ты ничего не сделал». Великий мастер ответил: «Я постоянно работал над скульптурой с тех пор, как ты ушел». Друг спросил: «Но что же ты делал?». Микеланджело ответил: «Я смягчил линию здесь, подправил здесь губу, здесь мускул сделал более четким, отполировал здесь и углубил здесь». Друг сказал: «Но это же мелочи». Микеланджело ответил: «Возможно это и мелочи, но именно мелочи приводят к совершенству, а в совершенстве нет мелочей!».
Так и в духовном плане, - здесь тоже нет мелочей. Помните, об этом и Иисус учил.
Лк.16:10-12 «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. 11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? 12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?»
Мф.25:21 «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего»
В деле Божьем нет мелочей. Маленькие обиды, маленькие привычки могут разрушительно сказываться на жизни христианина, и обильное цветение виноградника так и не сменится обильным урожаем. Помните, как Бог сказал Каину: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7). Там, у порога, лежит что-то незначительное, маленькое, но если ты не будешь бодрствовать, то это маленькое и незначительное может вырасти до огромных размеров. У Каина все началось с зависти, а закончилось убийством брата. Он не осознавал всей опасности своего состояния, и это привело его к катастрофическим последствиям. Франсуа Фенелон, французский священнослужитель, писатель, педагог, богослов однажды сказал, что мы начинаем осознавать свои грехи только тогда, когда Бог начинает исцелять нас от них. Мы плохи не тогда, когда начинаем осознавать свои проступки, а как раз наоборот.
Итак, мы с вами прочитали этот короткий, но очень важный стих из Песни Песней:
Песня Песней 2:15 «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете».
Знаете, что там сказано дальше? Очень интересное продолжение:
Песня Песней 2:16 «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему…»
Пусть Господь благословит, чтобы никакие лисички не портили наш виноградник, и никакие мелочи не отделяли нас от Христа. Пусть Возлюбленный наш Спаситель принадлежит нам, а мы – Ему.
Во славу Божию. Аминь.
Tags: грех, духовность, плоды, христиане
Subscribe

Posts from This Journal “грех” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment