a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

АЛЬТРУИЗМ в РЕЛИГИИ и ПРАВЕ


Альтруизм - нравственный принцип, способный порождать распространенные формы внутренней мотивации, которые не позволяют человеку психически концентрироваться только на самом себе и своих делах. Такие формы мотивации дают возможность человеку более или менее легко принимать решения о поступке, направленном на благо других лиц либо коллектива, свободно формировать личный опыт дружеского, солидарного поведения на основе актуально переживаемого долга и обязанности. Альтруистически мотивированный поступок не рассчитан, как правило, на какое-либо внешнее поощрение, премию или награду; он всегда конструируется как бескорыстный, хотя может принести человеку, его совершившему, больше удовлетворения и пользы, чем действия какого-нибудь искателя больших и малых выгод. «Альтруистическая направленность личности субъективно сопровождается переживаниями: желанием приносить другим радость, сочувствием, состраданием, чувством участия, жалости и т.п. Выделение альтруистической мотивации как детерминирующей предполагает стремление к слиянию блага для себя и блага для других» (Насиновская Е.Е. Альтруистический императив // Современная психология мотивации. - С.152). Но в таком слиянии одно благо (это, конечно, благо альтруистически действующего лица), может полностью раствориться в другом. Религиозная «норматика» принимает такой вариант без колебаний, когда, например, рекомендует благочестивым богачам раздать свое имущество бедным, а самим сесть рядом с нищими и ждать, когда им подадут милостыню очередные «жаждущие разориться люди». Моральный идеал призывает нас восхищаться человеком, который сам не съест кусок хлеба, но накормит голодного, снимет с себя рубашку, чтобы прикрыть наготу другого.

 

Для правовой системы характерно более осторожное отношение к использованию потенциала альтруистического поведения, хотя многие юридические институты явно рассчитаны на определенную активность альтруистического мотива. По идее, дарение есть «акт юридического самопожертвования»… Но в действительности даритель ничем особенно не жертвует и право не требует от него ничего подобного. Он вполне удовлетворяется тем, что в договоре дарения присутствует альтруистический элемент - безвозмездное, т.е. не требующее платы или иного вознаграждения, отчуждение вещи одним лицом в пользу другого. Такой же умеренный альтруизм присущ и юридическому институту благотворительности, правовому статусу общественных фондов и общественных учреждений, призванных оказывать социальную помощь и предоставлять бесплатные услуги нуждающимся людям. При неудачном регулировании соответствующих юридических институтов может наступить истощение альтруистической мотивации, на которую они рассчитаны.

Идущие от самого индивида, сопровождаемые психическими побуждениями высокой интенсивности альтруистические мотивы часто сдвигаются на цели, которые являются предметом юридически установленной обязанности. Таковы материальные и иные обязанности родителей по отношению к детям, опекуна по отношению к опекаемому, супружеские обязанности, взаимные обязательства лиц, связанных доверительными отношениями, договором поручительства, обязанности, возникающие из юридического представительства и т.д. Конечно, в исполнение всех этих обязанностей можно вкладывать различный объем личного чувства, но чем больше эмоциональной теплоты и искренности проявляют участники подобных правоотношений, тем полнее реализуются обязанности, быстрее и лучше достигаются личные и общественные цели обязанного поведения. Существование обязанностей, которым в человеческой психике соответствует потребность действовать для других (в интересах других), опровергает распространенный предрассудок, будто право безразлично к эмоционально-мотивационной стороне юридических действий, может быть вполне удовлетворено формальным исполнением требований нормы. Если такое право бывает, то это «плохое» право, созданное равнодушным и малограмотным законодателем, не владеющим знаниями о закономерностях социального и правового регулирования.

 

Источник: Мальцев Г.В. Социальные основания права. – М.: Норма, 2007. - С.242-244.

 

Что вы думаете о подобных представлениях о религиозном альтруизме?

 

Знакомы ли вам примеры «истощения альтруистической мотивации»?

 


Tags: альтруизм, нравственность, право, религия
Subscribe

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ ГОЛДЫ МЕИР

    Го́лда Ме́ир (21 апреля 1898 – 8 декабря 1978) , фамилия по мужу — Меерсон, урождённая Мабович — израильская политическая и…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ГОРДЫНЕ

    Гордыня и жажда суетной славы и власти — вот та ядовитая змея, которая, раз проникнув в вельможные сердца, внедряется в них до тех пор, пока…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ АЛЬБЕРА КАМЮ

    Альбе́р Камю́ (фр. Albert Camus, 7 ноября 1913 — 4 января 1960) — французский философ, журналист, писатель, драматург, публицист и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ ГОЛДЫ МЕИР

    Го́лда Ме́ир (21 апреля 1898 – 8 декабря 1978) , фамилия по мужу — Меерсон, урождённая Мабович — израильская политическая и…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ГОРДЫНЕ

    Гордыня и жажда суетной славы и власти — вот та ядовитая змея, которая, раз проникнув в вельможные сердца, внедряется в них до тех пор, пока…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ АЛЬБЕРА КАМЮ

    Альбе́р Камю́ (фр. Albert Camus, 7 ноября 1913 — 4 января 1960) — французский философ, журналист, писатель, драматург, публицист и…