a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИОЗНОГО КОМПЛЕКСА

Религия является особой сферой жизни человека. Ее основным признаком, отличающим религиозное от не- или внерелигиозного, является наличие сверхъестественного в картине мира и веры в его реальное существование. При этом сверхъестественное может выступать как существом или сущностью, личным Богом (единственным в монотеизме), так и пантеоном богов (в политеизме), духов (в полидемонизме) и т.д. или неким сверхъестественным актом, выходящим за рамки естественного, физически обусловленного хода событий (например, реинкарнация в религиях Индии) и др.

Сверхъестественное – нечто, выпадающее из ряда вещей и явлений естественного мира и недоступное объяснению естественными причинами, то есть, теми, которыми располагает «земная реальность», в частности, наука (физика, химия, биология, психология, антропология и др.) В сфере религии, под сверхъестественным понимается чудо как явление или событие, которое не поддается причинно-следственному (логическому) объяснению и воспринимается как нечто запредельное, сверхприродное, принципиально непознаваемое средствами науки или обыденного сознания, постигаемое лишь в процессе сверхчувственного, мистического, религиозного опыта человека, как некое инобытие…

Традиция западноевропейской философской и теологической мысли, начиная с поздней античности и средневековой схоластики, по сути отождествляет божественное и сверхъестественное. Новая и новейшая европейская история расширили объем понятия «сверхъестественное», в которое отныне были включены новые значения, связанные с искусством, литературой, кинематографом, фэнтези и др., то есть с теми видами творчества, которые создают «иную реальность», изначально существующую лишь в сознании художника, режиссера, писателя, и лишь затем, с помощью неких материальных носителей, отчуждаемую во внешний мир. Здесь возникает вполне уместный вопрос: а каков же критерий отделения сверхъестественного как божественного в религии и сверхъестественного как иной реальности в искусстве и литературе? Ответ, я полагаю, не сложен: для религии, в отличие от искусства и литературы, всегда необходима вера в реальность существования этого сверхъестественного. Если человек не верит в Бога, Божественную Троицу, Аллаха, реинкарнацию в соответствии с личной кармой, в загробное существование и воздание и т.п., значит, строго говоря, он не является верующим, ибо религиозная вера является центральным элементом сознания верующего человека, живущего в рамках ценностно-нормативных представлений религии, последователем которой он является и оценивающий мир, события, явления в нем происходящие с точки зрения божественных (сверхъестественных) заповедей и запретов, божественных кары и одновременно сотериологической надежды. То есть сакральный аспект жизни верующего всегда доминирует над профанным.

Таким образом, оказывается, что критерием религии, религиозного является наличие сверхъестественного в картине мира и вера в его реальное существование.

Поняв, что отличает религиозное от вне- или нерелигиозного, необходимо выяснить, какие организации и по каким критериям следует относить к религиозным, какова типология религиозных организаций.

Для определения того, является ли данная организация/группа религиозной, в социологии религии широко используется понятие «религиозный комплекс».

Религиозный комплекс представляет собой совокупность элементов, присущих любой религии. В структуре религиозного комплекса обычно выделяются четыре основных элемента: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Ядром религиозного сознания, как уже отмечалось, является религиозная вера. Религиозное сознание имеет два уровня: обыденный и концептуальный. Обыденный уровень – это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим - последователям определенной религии или религиозного направления. Концептуальный уровень вмещает в себя систему религиозных идей, их теологическое и религиозно-философское обоснование.

Религиозная деятельность включает в себя культовую и внекультовую составляющие. Культовая религиозная деятельность состоит в отправлении религиозного культа, совершении обрядов, ритуалов, церемоний, богослужений, мистерий, жертвоприношений и др. К внекультовой религиозной деятельности относятся хозяйственно-экономическая, издательская, просветительско-образовательная, воспитательная, миссионерская, милосердно-благотворительная, управленческая и т.п. деятельность религиозных организаций.

Религиозные отношения, также, бывают как культовыми – складывающимися между верующими религиозной общины в процессе общего отправления культа, – так и внекультовыми, возникающими в процессе их общения, напрямую не связанного с отправлением культа или отношениями между религиозными организациями. Это, например: совместные мероприятия, межрелигиозные конференции, обмен информацией, совместные социальные проекты и др.

Помимо того, религиозные отношения имеют еще две стороны: объективную (общение верующих друг с другом) и субъективную (отношение верующего к Высшему, к сверхъестественному и т.д.).

Четвертым элементом религиозного комплекса является религиозная организация, выполняющая как религиозные, так внерелигиозные функции. Исполнению религиозных функций служат культовые религиозные организации. Внекультовые религиозные организации занимаются внекультовой религиозной деятельностью. Культовые религиозные организации имеют определенную типологию, сводящую все их множество к трем основным типам (неосновных насчитывается до пятнадцати): церковь, секту и деноминацию. Каждый из названных типов отвечает определенной группе признаков.

Так, церковь (от греч. Κυριακη – дом Господа) в христианстве понимается как тип религиозной организации, отвечающий следующим признакам:
принадлежность к церкви определяется традицией;
последователи в основном анонимны;
верующие делятся на духовенство и мирян;
священнослужители получают специальное образование и готовятся к принятию сана и осуществлению своей деятельности;
церковь, как правило, сотрудничает с государством, на территории которого она действует.

Помимо социального аспекта, понятие «христианская церковь» в вероучительном плане рассматривается как единство верующих прошлого, настоящего и будущего, прошедших через таинство крещения. Догматически эта церковь рассматривается как мистическое тело, возглавляемое Богочеловеком – Иисусом Христом, посредством которого для ее последователей становится возможным будущее спасение. Понятие «церковь» несколько переосмысливается в протестантизме. Появляется учение о видимой (сообщество всех крещенных) и невидимой церкви (сообщество только спасенных).

Секта (лат. sekta – школа, направление, учение, от лат. sequor – следую) – тип религиозной организации, отвечающий ряду следующих религиозных признаков:
претензия на избранничество (то есть данная секта существует лишь для избранных);
неприятие мира;
добровольное религиозное обращение и сознательное вступление в секту;
прямое членство в ней;
отсутствие жесткого деления на клир и мирян;
отсутствие разветвленной бюрократической организации;
в ряде случаев всеобщее священство;
значительная роль харизматического лидера (как правило, основателя секты);
менее формальное и более эмоционально-личностное богослужение;
активная миссионерская деятельность;
контроль за членством;
склонность к социальному изоляционизму;
замкнутость жизни;
оппозиция по отношению к крупным историческим религиям, их вероучениям и культовой практике;
зачастую, оппозиция по отношению к нормам и ценностям государства, на территории которого функционирует секта.

Ряд социологов религии полагают, что в современных условиях от термина «секта» следует отказаться, поскольку он был актуален только тогда, когда существовала государственная религия («церковь»), а все отклонения от нее именовались «сектами». В условиях светскости большинства государств мира, при отсутствии в них государственной религии и, как частный случай, государственной церкви, понятие «секта» утратило свою актуальность…

Помимо религиоведческого подхода, аксиологически нейтрально рассматривающего секту как один из типов религиозных организаций наряду с церковью и деноминацией, термин «секта» на бытовом уровне (в повседневности) нередко используется с негативной коннотацией, что, по существу, является некорректным при именовании тех или иных религиозных организаций, так как заведомо формирует к ним негативное отношение…

Еще одним из основных видов религиозной организации является деноминация (от лат. denominato – перенаименование, обозначение, наделение специальным именем) – тип религиозной организации в христианстве. Специфика деноминации заключается в том, что религиозные организации такого типа занимают промежуточное положение между сектой и церковью. Критериями отнесения религиозной организации к данному типу могут служить в зависимости от пространственно-временных рамок существования той или иной деноминации, либо превалирующие, либо незначительные – следующие:
синтез характеристик церкви и секты;
институциализация в социально-правовом поле;
определенная ограниченность распространения деноминации региональными или социальными рамками;
численно больший, чем в секте, но меньший, чем в церкви, состав последователей;
приток новых верующих за счет членов семей деноминации;
постоянное членство;
принцип равенства всех членов;
бюрократически-организационная структурированность;
выборность руководителей общины;
наличие административных и духовных должностей, занимаемых профессиональными администраторами и служителями культа при отсутствии деления на клир и мирян;
регламентация жизни членов деноминации и контроль за выполнением принятых в деноминации правил поведения;
наличие внутриобщинной этики, системы бытовых предписаний и др.;
сочетание оппозиционности и компромиссности в отношении других религиозных направлений;
забота о материальном благосостоянии членов деноминации и самой религиозной организации в целом;
сотрудничество с внешним миром, отсутствие идеи изоляционизма, возможность для приема в деноминацию новых последователей (не членов семей верующих), сочетающееся с идеей собственного «богоизбранничества», наряду с открытостью для новых последователей;
продолжающийся процесс формирования вероучения и культа, который носит ярко выраженный эмоционально-образный характер.

Деноминация может оставаться неизменной, но чаще всего, она постепенно эволюционирует в сторону церкви. При определенных обстоятельствах от нее могут отделяться небольшие группы, которые можно было бы именовать сектами исключительно в религиоведческом аспекте…

Источник: Элбакян Е.С. Религиозное/нерелигиозное: к вопросу о критериях (теоретический и практический аспекты). Религия и право. 29 Апреля 2021.

Полный текст статьи: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=530&ELEMENT_ID=8366
Tags: Церковь, вера, деноминации, организация, религия, секта, чудеса
Subscribe

Posts from This Journal “религия” Tag

  • ПОСЛЕДНЯЯ ЛЕКЦИЯ АЛЕКСАНДРА МЕНЯ ч.2.

    И в чем же тут тайна? Как понять — почему, как магнитом, человечество притягивает к личности Иисуса Христа, хотя он пришел в мир уничиженный,…

  • ВИДЕНИЯ ХИЛЬДЕГАРДЫ

    Религиозная литература всех времен полна рассказов о «видениях», в которых возвышенные, невыразимые словами переживания сопровождаются…

  • БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА РЕЛИГИИ

    Экстремизм и фанатизм, ведущие к несправедливости и угнетению, – постоянная угроза в любой группе верующих. Для христиан противоядием от нее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment