a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

РЕФОРМАЦИЯ и ПРАВОСЛАВИЕ в УКРАИНЕ

Среди особенностей развития протестантизма на украинских землях следует упомянуть о его влиянии на православную церковь. Можно сказать, что в период кризиса украинское православие выжило во многом благодаря тому, что смогло вобрать в себя и применить ряд позитивных уроков, преподанных европейским протестантизмом.

В 1569 году в городе Люблине была подписана уния, в соответствии с которой Польское королевство и ВКЛ (Великое княжество Литовское) объединялись в единое государство – Речь Посполитую (буквально республику) с выборным королем, общим сеймом и сенатом, единой внешней политикой. В новообразованном государстве безусловное лидерство было за Польской стороной. Украинские земли (Волынь, Киевщина и Брацлавщина) с 1569 года перешли под управление польских магнатов и шляхты. С этого момента католические правители не переставали понуждать украинцев к принятию своей веры, освящавшей господство королевской Польши. Хотя в Люблине и шла речь о свободном исповедании веры как для православных, так и для протестантов, но уступки эти были вызваны только временной необходимостью и впоследствии были попраны. Кстати, на сейме 1569 года шла речь и об унии в смысле присоединения к Римской церкви всех инаковерующих, в том числе и православных. Неудивительно, что положение православной, равно как и протестантских церквей после этого сейма ухудшилось.
Польско-литовский король Стефан Баторий в 1580 году отдал приказ о передаче владений православных монастырей иезуитам. Его преемник Жигимонт III Ваза начал систематично устранять некатоликов с государственных постов.
В этих условиях в среде украинского православия наметилась тенденция на сближение с протестантами, которые оказались в схожем положении. Взаимная терпимость и согласие поддерживались на протяжении нескольких десятилетий, по возможности исключалась всякая полемика между этими двумя религиозными лагерями.
Один из лидеров украинского православия князь Василий-Константин Острожский советовал в письме внуку не ходить в Польше в костел, а только на собрания кальвинистов, называя их сторонниками истинного закона Христова. Знаменитый украинский историк Николай Костомаров пишет, что Острожский считал так «потому, что видел христианские дела протестантов».
Этот православный магнат с уважением указывает на то, что у них были школы и типографии, что пастыри их отличались порядочностью и тактом и противопоставлял им упадок в Украинской православной церкви, безалаберность священников, материальное своеволие архипастырей, равнодушие мирян к вопросам веры.
«Правила и постановления нашей церкви, – писал Острожский, – попирают чужеземцы, наши единоверцы не только не могут вступиться за Божью церковь, но даже смеются над ней, нет учителей, нет проповедников, нигде не услышишь Божьего Слова, нередки отступления от веры; приходится сказать с пророком: кто даст воду голове моей и источник слез очам моим!».
К чести Константина Острожского следует сказать, что он со своей стороны попытался сделать все, чтобы возродить украинское православие. В 1578 году в своем имении в г. Остроге он основал школу, в которой славянские библейские традиции объединялись с достижениями европейского образования. В Острожской школе, помимо Библии и основ православия, фундаментально изучались языки – славянский, греческий и латынь. Преподавались в ней и «семь свободных наук»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Программа, по которой велось обучение в Остроге, предусматривала начальное и среднее образование с элементами высшего. Поэтому современники называли Острожскую школу и школой, и коллегиумом, и академией. Это было первое высшее учебное заведение на Украине среди православных.
Усилия князя Константина этим не ограничились. В это же время он предоставил убежище знаменитому книгопечатнику Ивану Федорову, результатом чего был выход в 1580 году первой украинской печатной Библии, которая получила в истории название «Острожской».
В описываемый период во многом под влиянием Реформации начинают создаваться православные братства, которые взяли за образец организации протестантские общины. По аналогии с пресвитерианством, было провозглашено превосходство братств над церковной иерархией, что давало им возможность контролировать церковные порядки и даже «поправлять» епископов. Наиболее известные братства: Львовское (основано в 1586 г.) и Киевское (основано в 1615 г.).
Можно сказать, что в конце 16 – начале 17 веков украинское православие колеблется между желанием как можно теснее связаться с евангельским движением и страхом быть оторванным от вековых религиозных традиций.
В конце концов среди украинских иерархов победило третье направление – стремление к компромиссу с католицизмом, которое выразилось в подписании большей частью высшего духовенства унии (соглашения, союза) в Бресте в 1596 году. «В обмен» на сохранение храмов, постов и ряда религиозных особенностей лидеры украинского православия признали главенство папы и главный католический догмат об исхождении Духа Святого.
«Обезглавленная» таким образом православная церковь Украины очень болезненно восприняла этот факт. Оставшийся преданным своей вере Василий-Константин Острожский писал: «Многие из жителей этого края, послушных святой восточной Церкви, считают меня передовым человеком в православии, хотя я считаю себя не большим, чем равным среди других; по этой причине боюсь, чтоб не стать виноватым перед Богом и вами; поэтому оповещаю вас про то, что достоверно узнал, желая вместе с вами единодушно выступить против супостатов, чтобы с Божьей помощью и при вашей поддержке те, кто приготовил для нас сети, сами в те сети попали.
Что может быть бессовестнее и несправедливее, когда шесть или семь злодеев отпали от своих пастырей, которые их наставили, а нас считают бессловесным товаром, решают самовольно оторвать нас от правды и ввести в погибель с собою?».
Примерно так же считали большая часть украинцев, которые не приняли и осудили унию. Но оставшись без митрополита и только с двумя престарелыми епископами, православная церковь после 1596 года оказалась и вне закона. Церкви и монастыри лишались имущества. Православные украинцы вынуждены были платить высокие налоги на содержание католического духовенства, им запрещалось занимать высокие должности, создавать высшие учебные заведения и т. п. После смерти двух оставшихся православных епископов польское правительство поспешило объявить украинскую православную церковь несуществующей.
Однако в эти десятилетия на «политическую арену» Речи Посполитой выступает новая сила – Запорожское казачество, которое цепко, до фанатизма, держалось за «веру своих отцов». Сразу после создания Киевского православного братства в 1615 году в него вступил гетман Сагайдачный «вместе со всем войском Запорожским». Это должно было продемонстрировать католическим правителям, что в случае дальнейшего давления на православие, придется иметь дело с одной из наиболее грозных армий в Европе.
Именно гетману Петру Сагайдачному удалось восстановить православную иерархию. Для этого было использовано пребывание на Украине иерусалимского патриарха Феофана. Феофан под защитой запорожцев благословил нового киевского митрополита Иова Борецкого и нескольких епископов.
Последователем Иова Борецкого, выдающимся просветителем, церковным деятелем, был Петр Могила (1596–1647). Он стал митрополитом в 1632 году и в этом же году добился от королевских властей признания церковной иерархии. Для восстановления авторитета и силы православной церкви П. Могила начал проведение глубокой церковной реформы.
• Прежде всего, он сумел ввести суровую дисциплину среди священников и монахов. Могила боролся с нарушениями при назначении на церковные должности, контролировал моральные качества духовенства, ввел экзамены на соответствие служению. Надзор над священниками стали осуществлять протопопы, которые избирались среди наиболее достойных священников.
• Другим важным делом для П. Могилы было возвращение Украинской православной церкви имущества и земель, реставрация храмов. • Стремясь приблизить православную церковь к народу, П. Могила ввел богослужения на украинском языке вместо церковнославянского, который уже тогда был не совсем понятным украинцам.
• Важным способом распространения просвещения П. Могила считал книгопечатание, заботился о развитии типографий.
• Главным содержанием религиозной, культурной и просветительской деятельности П. Могилы стало образование и просвещение. Он, основав в 1631 году Лаврскую школу, объединил ее в 1632 году с Киевской братской школой, создав, таким образом, первую высшую школу – Киево-Могилянскую коллегию (позднее Киево-Могилянская академия). Благодаря проведенной в 1633–1647 годах П. Могилой реформе просвещения школьная система Украины была перестроена по наиболее эффективной системе иезуитских колледжей; обучение в коллегии было организовано по европейскому типу.
Таким образом, спустя столетие после начала реформационных событий на украинских землях, православие сумело провести реформу внутри себя, подняв высокую планку требований к священнослужителям, приблизив язык богослужения к народному, популяризируя Слово Божье и вовлекая широкие народные массы в жизнь церкви. Под гнетом и давлением, оставляемая бывшими сторонниками и даже «обезглавленная» украинская православная церковь выжила, впитав в себя ряд важных и ценных приобретений Реформации.

Источник: Шульга А. Реформация в православии // Свет Истины. 2017. №2 (27). С.3-4.
Tags: Украина, история христианства, православие, протестантизм
Subscribe

Posts from This Journal “история христианства” Tag

  • ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРИДВОРНОЕ ХРИСТИАНСТВО

    Неестественное смешение христианства с миром достигло своего апогея при императорском дворе Константина – конечно же, не таком…

  • МОНАСТЫРЬ ХОР ВИРАП

    Монастырь Хор Вирап воплощает неутолимую тоску всего армянского народа об исторической родине и библейской горе Арарат. Словно по иронии судьбы,…

  • ТРИ АРГУМЕНТА ПРОТИВ ХРИСТИАНСТВА

    «По-моему, ни в одной религии не найти такого множества фанатиков и лицемеров, – утверждала Хэлен, изучающая право. – На свете…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment