a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

КОГДА ПРИРОДА УБИВАЕТ БЛАГОДАТЬ


Недавно открыл для себя Френсиса Шеффера (основатель христианской коммуны Лабри, Швейцария), книги которого, в частности, раскрывают особенности мышления человека в разное время с анализом их влияния на христианство. Например, в книге «Бегство от разума» он показывает роль Фомы Аквинского в изменении мировоззренческих ориентиров западного человека. До него главный упор делался на небесном, весьма отдаленном и святом; его изображали в виде символов, между тем как таковому земному внимания почти не уделяли. Аквинат же стал руководствоваться мыслью о единстве небесного и земного. То, что сотворено Богом, не может восприниматься как нечистое. С библейской точки зрения природу сотворил Бог, вот почему она важна и презирать ее не следует. Не стоит пренебрегать телом в угоду душе. Красота исполнена смысла. Половое общение само по себе не есть зло. Все это вытекает из признания того факта, что природа есть благой дар Божий, и человек, пренебрегающий им, на самом деле презирает Божье творение. При этом человек в известном смысле презирает Самого Бога. Эти положения философии Возрождения уходят своими корнями в учение Фомы Аквинского.

Последствия подобного изменения мышления были довольно противоречивыми. И Ф. Шеффер демонстрирует их на примере изменения подхода к изображению Девы Марии.

 

До сего времени все небесное считалось таким святым, что в реалистической манере его никогда не изображали. Так, Деву Марию и Христа никогда не пытались писать похожими на себя или иного реального человека. Их представляли символы. Причем их изображения превосходили размером фигуры иных людей.

В 1443 г. Ван Эйк написал картину Богоматерь канцлера Ролена—ныне эта вещь находится в Лувре. В глаза бросается фигура канцлера Ролена, взирающего на Деву: он того же размера, что и она. Дева Мария уже не в стороне, и канцлер не крошечная фигурка, как потребовал бы заказчик подобного сюжета в прежние времена. Канцлер сложил руки в молитве, однако, он равен Богоматери.

Обратившись к творчеству Филиппо Липпи (1406–69), находим следующий шаг. Недавно, всего несколько лет назад, живописцы и мысли не допустили бы изобразить Деву Марию в виде настоящей живой девушки. И вот в 1465 г. Филиппо Липпи пишет Богоматерь, чем инициирует радикальный пересмотр художественных канонов. Он пишет портрет молодой красивой женщины с младенцем на руках. Богоматерь уже не отчужденный символ, а просто красавица с ребенком. Но об этой картине надо знать еще кое-что. Натурщица, с которой Филиппо Липпи писал Деву Марию, была его любовницей, и вся Флоренция знала, что это была его любовница. Никто не осмелился бы сделать такое прежде, всего несколько лет тому назад.

Во Франции примерно в 1450 г. Жан Фуке (ок. 1416–1480) писал Богоматерь с любовницы короля, Аньез Сорель. Всякий приближенный ко двору и видевший эту картину, знал, что это был портрет очередной королевской любовницы. Фуке изобразил ее с одной раскрытой грудью. Раньше это была Дева, кормящая Младенца Иисуса, теперь на картине очередная любовница короля с одной обнаженной грудью.

Именно с этого времени природа начинает рассматриваться как нечто важное и самоценное. Раньше никому в голову не пришло бы, к примеру, подняться в горы ради самих гор. Раньше пророки поднимались на гору, чтобы общаться с Богом.

Эти (и другие) примеры позволяют Френсису Шефферу сформулировать один важный принцип: Высшее поглощается низшим, когда последнее приобретает автономный статус. В нашем случае раскрепощенная от Бога природа стремится поглотить благодать.

 


Tags: Аквинский, Дева Мария, Френсис Шеффер, искусство, история христианства, природа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ДЕТСТВО СТИВА ДЖОБСА

    Стив Джобс наиболее известен своими Mac, iPhone и iPad, но его новаторские идеи также изменили индустрию музыки, кино и цифровых изданий. Став…

  • ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЗАМОК

    Эти фотогеничные руины – одна из самых популярных достопримечательностей Германии. Гейдельбергский замок, по сути, должен был давно…

  • АНГЕЛ из НОЖЕЙ

    Исаии 2:1-4 « Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. 2 И будет в последние дни, гора дома Господня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

Recent Posts from This Journal

  • ДЕТСТВО СТИВА ДЖОБСА

    Стив Джобс наиболее известен своими Mac, iPhone и iPad, но его новаторские идеи также изменили индустрию музыки, кино и цифровых изданий. Став…

  • ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЗАМОК

    Эти фотогеничные руины – одна из самых популярных достопримечательностей Германии. Гейдельбергский замок, по сути, должен был давно…

  • АНГЕЛ из НОЖЕЙ

    Исаии 2:1-4 « Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. 2 И будет в последние дни, гора дома Господня…