Библия - серьезная книга. Это книга о реальности. А реальность, как мы все хорошо знаем, часто бывает беспощадной и кровавой. Библия совсем не приукрашивает этот факт, но описывает реальность с тревожной прямотой. Большая часть Священного Писания была написана в жестокие времена обеспокоенными, усталыми и даже подавленными авторами. И на вершине библейской истории, в основе библейского послания – Сын Божий, умирающий кровавой смертью на жестоком римском кресте.
Итак, когда мы открываем Библию, нам редко удается найти легкое чтение.
Даже в книге Псалмов, этом собрании вдохновенных духовных стихов, принесших неизмеримое утешение бесчисленному количеству святых на протяжении веков, мы часто сталкиваемся с тревожными темами. В многочисленных псалмах мы находим вопросы авторов о том, что значит доверять Богу, которым они дорожат, когда они становятся свидетелями какой-то жестокой и кровавой реальности, реальности, которая бросает вызов их пониманию или ожиданиям Божьих обещаний и целей.
Эти псалмы попадают в категорию, которую мы называем псалмами плача. В некоторых псалмах-плачах, таких как Псалом 9, мы видим отраженный в стихах кризис веры автора.
Для чего, Господи, стоишь вдали,
Скрываешь Себя во время скорби? (Псалом 9:22)
Может ли христианин-гедонист молиться таким образом?
Почему вопрос звучит именно так? Мы в Desiring God верим, что Библия учит тому подходу к жизни, который мы называем христианским гедонизмом. Мы видим в Священном Писании, что христианин - это не тот, кто просто интеллектуально соглашается с основными христианскими утверждениями об истине. Христианин любит Бога всем своим сердцем (Матфея 22:37), ценит Бога как свое величайшее сокровище (Матфея 13:44–46; Филиппийцам 3:7–8; Евреям 11:24–26) и ищет Бога как источник своего величайшего и продолжительного удовольствия (Псалом 16:11). Триединый Бог Библии должен быть для христианина «безмерной радостью» (Псалом 43:4). Резюмируя это предложение, христианские гедонисты верят, что Писание учит, что Бог прославляется в нас больше всего, когда мы наиболее удовлетворены в Нем.
Мы определенно можем найти множество христианских гедонистских молитв в Псалмах, например, Псалом 72: 25–26:
Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле.
Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог – твердыня сердца моего и часть моя вовек.
Но как насчет 9-го псалма, в котором автор сетует на свое мучительное недоумение по поводу несправедливых и насильственных действий против невинных, беспомощных людей? Его беспокоят не только злодеяния, свидетелем которых он стал; его беспокоит, что нечестивые процветают благодаря своему злу. И Бог, праведный Судья, похоже, позволяет этому случиться. Итак, с типичной библейской откровенностью он спрашивает Бога: «Почему ты прячешься в трудные времена?» Если человек действительно любит Бога, доверяет ему и дорожит им больше всего на свете, может ли он так молиться? Может ли тот, кто радуется в Боге, когда-либо оплакивать очевидную дистанцию по отношению к Богу и пренебрежение с Его стороны?
В общем, да. Фактически, христианские гедонисты молятся Богу так в определенное время, потому что он - наша «безмерная радость», потому что мы дорожим им, потому что мы любим его. И потому, что иногда Божьи пути мучительно трудно понять. Мы видим эту печальную, но радостную динамику в жестоких реалиях Псалма 9.
Во-первых, нам нужно понять, что беспокоило этого псалмопевца. Он изливает свое горе:
«По гордости своей нечестивый преследует бедного… корыстолюбец ублажает себя» (Псалом 9: 23–34).
«В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: "не взыщет"; во всех помыслах его: "нет Бога!" (Псалом 9:25).
«уста его полны проклятия, коварства и лжи» (Псалом 9:28).
«сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного» (Псалом 9:29).
«хватает бедного, увлекая в сети свои» (Псалом 9:30).
Бедняков эксплуатирует и даже убивает кто-то, облеченный властью ради финансовой выгоды. Жертвы находятся в «беспомощном» или беззащитном положении и поэтому «бедные падают в сильные когти его» (Псалом 9:31). Творятся невыразимые дела, и молчание только усугубило бы несправедливость всего этого. Поэтому, как и Иеремия, псалмопевец «не может молчать» (Иеремия 4:19).
Псалмопевец стремится выразить словами злобу, которую он видит. Мы чувствуем его праведный гнев. Такое ужасное притеснение и несправедливость должно вывести его (и нас) из себя.
Но хотя псалмопевец обращается к Богу с настоятельной серьезностью, я не верю, что его гнев направлен на Бога. Он направлен на нечестивых, сеющих такое разрушение. Псалмопевец обращается к Богу со своим пламенным негодованием по отношению к злодеям и со слезным состраданием к жертвам, потому что он надеется на Бога, Который в силах принести справедливость и избавление. Вот почему он молится.
Мы тоже являемся свидетелями ужасной несправедливости, а иногда и являемся ее жертвами. В наши дни ни в чем не повинных, беззащитных нерожденных младенцев законно убивают, а детей, а также уязвимых или попавших в ловушку взрослых продают для секса, причем все это приносит финансовую прибыль тем, кто совершает несправедливость. Перед лицом таких вещей мы не можем молчать. В первую очередь, перед Богом. Из сострадания к страждущим и из праведного гнева на преступников мы изливаем наши скорбящие сердца Богу, на Которого мы надеемся и от Которого получаем надежду.
Но тем не менее, эти первые строки псалма звучат так, будто Бог является получателем по крайней мере части гнева псалмопевца:
Для чего, Господи, стоишь вдали,
Скрываешь Себя во время скорби? (Псалом 9:22)
Если это не гнев или разочарование, что это? Это выраженное словами болезненное недоумение кризиса веры.
Кризис веры не следует путать с отказом от веры. Почти каждый святой переживает кризисы веры разного рода, и обычно мы должны терпеть кризисы веры, чтобы вера росла и укреплялась - подробнее об этом чуть позже. Но самым ярким свидетельством того, что этот псалмопевец не отвергает Бога, является наличие этого псалма – псалмопевец молится! И в своей молитве он делает с Богом то, что все мы делаем с теми, кого мы любим и кем глубоко дорожим, которые действуют (или, возможно, не действуют) способами, которых мы не понимаем: он честно выражает свое замешательство и боль.
Душа псалмопевца обеспокоена тем, что его библейское знание характера Бога, похоже, не соответствует реальности, которую он видит. Он верит, что Бог – праведный судья (Псалом 9:9), который «дает суд» сироте и угнетенному (Пс.9:39). Но он не видит правосудия в отношении беспомощных и уязвимых. Он видит процветание нечестивого угнетателя беспомощных. Он не понимает, почему Бог немедленно не останавливает эту несправедливость. Для него это кризисный момент, и он говорит об этом Богу.
Однако я считаю неправильным предполагать, что, поскольку псалмопевец вопрошает Бога о том, почему он кажется далеким или скрытым, он обвиняет Бога или ругает Его за пренебрежение своими обязанностями. Он описывает свое переживание реальности - то, как ситуация представляется ему через его ограниченные человеческие чувства. И причина, по которой он молится таким образом, заключается именно в том, что он любит Бога и доверяет ему.
Это верный христианский ответ на кризис веры. Когда мы болезненно озадачены очевидным разрывом между тем, что мы знаем о Боге из Священного Писания, и тем, что мы наблюдаем в мире, когда тайна провиденциальных целей Бога встречается с конечностью нашего понимания и не имеет для нас смысла, Бог хочет, чтобы мы взывали к Нему. Он хочет, чтобы мы взывали к Нему именно потому, что мы любим Его и доверяем Ему, даже когда наш опыт бросает вызов тому, во что мы верим.
Тот факт, что Библия так честно говорит о реальности, является частью ее качества самоподтверждения; безупречная честность - один из признаков искренности и правды. И тот факт, что в Библии говорится о кризисе веры псалмопевца по поводу проблемы зла, является частью того, почему Псалмы так долго утешали многих людей; мы тоже переживаем такие кризисы.
Рано или поздно каждый христианин переживает кризис веры, а некоторые из нас неоднократно. Но кризис веры не означает потери веры. Фактически, именно через кризисы веры мы узнаем, что такое вера на самом деле.
Священное Писание полно рассказов о святых, которые пережили множество кризисов веры, когда Бог, управляющий реальностью, во всей ее кровавой жестокости, не оправдывает понимания и ожиданий святых, что приводит этих святых к глубокой борьбе. 11 глава Послания к Евреям заполнена такими святыми, которые через кризисы узнали, что на самом деле означает «ходить верою, а не видением» (2 Коринфянам 5:7).
Я упоминал ранее, что христианские гедонисты любят молиться словами Псалма 72:25-26:
Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле.
Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог – твердыня сердца моего и часть моя вовек.
Я не упомянул, что Псалом 72 - это еще одно повествование о кризисе веры, и эта молитва - часть плода этого кризиса. Итак, когда приходят ваши собственные кризисы, не думайте, что ваша вера, любовь и радость ушли; это означает, что Бог желает взрастить их в горниле скорби. Потому что выковывание христианского гедониста часто происходит в огне кризиса веры.
Источник: Джон Блум. Вера зарождается в кризисе