a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

РЕНЕ ДЕКАРТ – ВЕРУЮЩИЙ СКЕПТИК ?

Рене Декарт (1596-1650)
Декарта называют "отцом современной философии". Окончив иезуитский колледж во Франции, Декарт отправился на военную службу в Германию, где, по собственному свидетельству, получил божественное предписание разработать унифицированное описание реальности на основе математических принципов. Декарт утверждал, что не существует ничего непостижимого, что все может быть осмыслено посредством логики. За свою жизнь Декарт создал несколько философских трудов, в том числе "Начала философии".



Философский подход Декарта лучше всего сформулирован им самим: "Я мыслю — следовательно, я существую". Эти слова стали крылатыми. Не видя иных доказательств собственного существования, Декарт пришел к выводу, что таким доказательством служит сам процесс рассуждения. Тот же подход применялся ученым и для обоснования бытия Бога: поскольку человеческий разум несовершенен, представление о Совершенном Разуме не могло возникнуть в нем само собой. Следовательно, это представление было заложено в него Самим Совершенным Разумом, то есть Богом.

Нетрудно увидеть слабые места этих аргументов. Если согласиться с постулатом Декарта о несовершенстве человеческого разума, то разве не может представление о Боге быть следствием этого несовершенства?

Когда Декарт пытается доказать, что только рационально необходимое является абсолютно достоверным, то неизбежно становится жертвой собственной логики, ибо берет в качестве отправного пункта размышлений принципы, не являющиеся рационально необходимыми.

Декарт жил в эпоху быстрого распространения скептицизма, самыми видными проповедниками которого стали Рабле (1492 - 1533), Монтень (1533 - 1592) и Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626). Происходивший из семьи адвокатов и предпринимателей, Декарт унаследовал замечательные способности к логике и математике, что во многом предопределило и его интерес к философии. За свою жизнь он написал несколько выдающихся трудов, которые в какой-то момент хотел объединить в "Проект универсальной науки, призванной возвести человеческую природу на ее высшую ступень", но впоследствии отказался от этого замысла, посчитав неуместным вторгаться в область сугубо религиозную.

Основной целью Декарта было получение достоверных знаний о трансцендентном, однако в решении задачи он опирался исключительно на математические методы, принижая и недооценивая роль метафизики. Постепенно Декарт низвел само понятие о божественном к "аксиоматической истине", которую невозможно подтвердить логически. Здесь следует еще раз подчеркнуть, что Декарт не отрицает бытия Бога, но методологически выводит его за рамки рационально познаваемого.

В "Началах философии" он пишет:
"Когда я, несовершенное и зависимое существо, задумываюсь о Существе совершенном и независимом, то есть о Боге, то Его бытие представляется мне очевидным, на основании чего я заключаю, что Бог несомненно существует, и я завишу от Него в каждую секунду жизни".

Несмотря на подобные утверждения, Декарт, несомненно, сделал шаг навстречу скептикам. Со своей "аксиоматической истиной" он оказался в лагере несогласных с утверждением Павла о том, что "…можно знать о Боге… ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы". Бог для Декарта превратился во что-то наподобие божества деистов, и свой интерес ученый сосредоточил не столько на познании Творца, сколько Его творения. Христианское богословие, таким образом, было в значительной мере вытеснено математическим рационализмом, в котором существование Бога объясняло все неясные моменты. Спиноза, ученик Декарта, развил систему учителя до ее логического завершения и был заслуженно назван "метафизиком современного атеизма". Сам Декарт писал:

"Я — католик, и намерен остаться им до конца дней. Я верю в учение Церкви, однако беру эту веру в скобки: она принадлежит области чувств и эмоций, тогда как моя универсальная наука есть область разума и знаний".

Из этих слов метод Декарта становится очевиден. Он состоит в том, чтобы отделить религию, веру и богословие от философии и эмпирических наук. Философия, таким образом, лишается живой связи с божественным откровением и превращается в светскую дисциплину, что в полной мере продемонстрировал Спиноза.

Урок, который можно из этого извлечь, таков: значение имеет не только уверенность в существовании Бога, но и то, каким образом она достигается. Если методика ошибочна, как в данном случае, то есть, если Бог "отодвигается" в область иррационального, то остается только шаг до перехода на атеистические позиции.

Источник: Рави Захариас. Может ли человек жить без Бога?
Tags: Бог, вера, мышление, наука и религия, философия
Subscribe

Posts from This Journal “наука и религия” Tag

  • ВАН ГОГ и МАТЕРИАЛИЗМ

    Когда я сталкиваюсь с по-пионерски бодрым атеистическим материализмом, который полагает, что дух сводится к психологии, психология - к биологии,…

  • О НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА

    Научная картина мира во многом состоит из статистических или «усредненных» истин. Она исключает любые редкие пограничные случаи,…

  • ПОИСК ЯЗЫКА БОГА

    Прошедшее столетие ознаменовалось беспрецедентным пересмотром наших представлений о Вселенной в целом ряде аспектов. Принадлежащая Эйнштейну…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments