Религия - как переживание - очень сложна. Ее непосредственное и специфическое переживание, дающее общение с Богом, есть молитва. Конечно, молитва, как мистическое устремление, как полет духа, как духовный экстаз, как вера и чувство, - не может ставиться рядом с наукой для какого бы то ни было сравнения.
Между религией в этом смысле и наукой может быть столько же противоречий, сколько между математикой и музыкой или между математикой и любовью.
Сравнивать мы можем понятия и явления, лишь беря их в одной плоскости, в свете одного критерия. Поэтому мы отвлечем от религии ее интеллектуальные утверждения о действительности - ту ее сторону, которая является общей как для религии, так и для науки - и посмотрим, не противоречат ли эти знания и суждения о действительности друг другу. Или они только в том смысле разноречивы, что говорят о разном, а не об одном и том же разное, взаимно исключающее?
Вот некоторые основные утверждения о действительности, которые исповедуем мы, христиане.
Бог существует - даже больше - только Он и существует и то, что в Нем и с Ним связано. Он сотворил мир. В Нем все имеет свое бытие, вне же Его лишь бывание и томление духа.
Христос действительно Богочеловек, Который был распят и воскрес и придет снова на эту землю. Душа человека имеет личное бессмертие…
И теперь скажите, где в нашей науке, в математике, физике, биологии, истории есть утверждения, противоречащие этим названным только что суждениям - утверждения общеобязательные, объективные, доказанные, т. е. научные?
Их нет и не может быть по существу - потому что все эти положения касаются сущностей, которые лежат вне компетенции науки, а не явлений, которые ей доступны.
Источник: Что такое религия? // Вера и жизнь. – 1989. - № 2 (74).