a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

РАДЗИВИЛЛЫ и РЕФОРМАЦИЯ

Реформация 1517 года, которая пришла на земли Великого княжества Литовского, не оставила равнодушными ни одну из магнатских фамилий. Но, пожалуй, наиболее радикально она изменила жизни и существование династии Радзивиллов.



С начала 1550-х годов главным распространителем и вдохновителем кальвинизма на украинских землях был Николай Радзивилл «Черный» (1515- 1565), воевода Виленский, канцлер Великого княжества Литовского. Радзивилл был двоюродным братом жены короля Сигизмунда Августа и поэтому имел сильное влияние при дворе. С момента своего обращения в 1553 г. он не жалел средств для распространения евангельской веры. Радзивилл собрал вокруг себя известных деятелей протестантской церкви и создал все условия для их деятельности. Канцлер заложил типографии в Бресте и Несвиже, выпускавшую переводы книг Библии и другую духовную литературу. По словам И.И.Огиенко, «он (Радзивилл) привлек за собой к новой вере много знатных православных семейств».

Крупная шляхта Великого княжества Литовского, тяготясь диктатом православной и католических церквей, приняла кальвинизм крайне положительно. В новом направлении главой был не король (князь) как у лютеран, и не духовный сановник как у католиков, а владелец поместья, где находилась протестантская община. К 1560 году кальвинизм приняли многие магнаты Великого княжества Литовского: Сапеги, Кишки, Ходкевичи, Тышкевичи, Соломерицкие, Дорогостайские и др.

Исследуя историю семьи Николая Радзивилла «Черного», нельзя не отметить печальный исторический факт – никто из сыновей этого магната не стал продолжателем дела отца. С одной стороны, Радзивилл дал прекрасное образование своим детям, обучив в созданной им же кальвинистской гимназии и отправив в Европу для продолжения, с другой – по-видимому недостаточно уделив личного времени и молитв.

Старший сын – Николай Христофор Сиротка – отучился в гимназии в Несвиже, затем в университетах Страсбурга и Тюбингена. Потом под влиянием иезуитского проповедника Петра Скарги перешел в католицизм и был принят в рыцари мальтийского ордена. Подобный путь прошли и его братья – Станислав и Альбрехт, а Юрий Радзивилл не только принял более распространенную версию христианства, но и стал католическим священником, приняв в 1579 году сан епископа, а в 1584 году – кардинала.

Анализируя массовый отход от веры всех сыновей главного распространителя кальвинизма в Великом княжестве Литовском, необходимо отметить, что переход в католицизм произошел у всех после смерти отца в 1565 году. Возможно, ранняя смерть Николая Радзивилла «Черного» лишила детей важного влияния в период становления и утверждения их мировоззрения. Печально, что в дальнейшем они не просто изменили конфессию, но стали горячими противниками того вероисповедания, которого придерживался их отец.

К счастью, Николай Радзивилл «Черный» был не единственным защитником кальвинизма на литовских, польских, белорусских и украинских землях. Не менее последовательным защитником Реформации стал его двоюродный брат – Николай Радзивилл «Рыжий». Будучи участником Сандомирского межконфессионального синода 1570 года, он рассчитывал утвердить принципы религиозной веротерпимости на государственном уровне. Такая возможность представить в 1573 в Варшаве. Созванный в этом году сейм должен был выработать принципы государственной политики в условиях «межкоролевья». В 1572 году умер последний представитель династии Ягеллонов, а новый король – Генрих Валуа будет коронован только на следующий год. Принятый в результате акт Варшавской конфедерации заложил основы религиозной терпимости знати и свободных людей в Речи Посполитой. Фактически он стал первым подобным документом в Европе. Хотя акт и не предотвратил всех конфликтов на основе религии, но сделал Речь Посполитую намного более безопасным и толерантным местом, чем большая часть Европы, где в то время бушевали религиозные войны.

Первый выборный король – Генрих Валуа – утвердил данный документ, обязавшись клятвенно соблюдать религиозную свободу своих подданных и не принимать ни одного решения без согласия сейма: “В случае же, если мы (от чего, Боже, сохрани!) не выполним этих статей или условий, или учиним что-либо вопреки им, законам и вольностям, то всех жителей королевства и великого княжества объявляем свободными от должного нам повиновения и верности”.

Под актом Варшавской конфедерации стоит печать Николая Радзивилла «Рыжего», на тот момент Великого канцлера Литовского. Он оказался плодотворней своего двоюродного брата. Его дети, внуки и даже потомки следующих поколений продолжили дело веры своего предшественника. Двое сыновей Радзивилла, Христофор Перун и Николай, были и оставались до смерти убежденными протестантами, распространяя свою веру и ценности Реформации и оказывая поддержку другим. Они проявили себя также как блестящие полководцы и успешные руководители, стяжав себе славу на полях Ливонской и польско-шведской войн.

Пожалуй, стоит особо отметить Януша Радзивилла, внука Николая Радзивилла «Рыжего», получившего прекрасное протестантское образование в Страсбургском и Базельском университетах. Он не только открыто исповедовал свою веру, но и, будучи делегатом сейма в 1603, 1605, 1606 годах, возглавлял кальвинистскую и православную группы делегатов, отстаивая политические и религиозные права некатоликов. Нетерпимость Януша к несправедливости подвигла его к восстанию против короля Сигизмунда ІІІ Вазы, стремившегося ограничить права некатолического населения своего государства.

Сын Януша Радзивилла – Богуслав вошел в историю как последний представитель мужской протестантской линии Радзивиллов. Он закончил свою карьеру в качестве генерал-губернатора герцогства Пруссия с титулом фельдмаршала Швеции.

Дочь Богуслава Радзивилла – Людовика Каролина, оставшись после смерти отца владетельницей обширных земель в Литве и Беларуси, всячески покровительствовала кальвинистам и православным. На ее средства в университете Кенигсберга обучались выходцы из 12 белорусских кальвинистских семей.

Подводя итог короткому исследованию династии Радзивиллов, можно отметить незаурядные способности представителей как католического, так и протестантского крыла этого семейства. Несомненно, для земель Великого княжества Литовского их влияние неоспоримо. Но если сыновья Николая Радзивилла «Черного» не смогли продолжить путь своего отца, то потомки Николая Радзивилла «Рыжего» изрядно преуспели в этом. Можно сказать, что их твердость в вере продлили жизнь протестантизму на восточнославянских землях еще на несколько десятилетий.

Источник: РАДЗИВИЛЛЫ И РЕФОРМАЦИЯ. Глава из книги А. Шульги «Реформация и Украина» // Свет Истины. – 2017. - №1(26). – С.1, 4.
Tags: Украина, история христианства, кальвинизм, католицизм, протестантизм
Subscribe

Posts from This Journal “история христианства” Tag

  • БАЛЬТАЗАР ГУБМАЙЕР

    10 марта 1528 года в Вене был сожжен на костре в возрасте 47 лет от роду Бальтазар Губмайер, один из вождей анабаптизма. В тридцатых годах…

  • ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ

    31 октября 1517 года монах ордена августинцев, профессор философии и теологии университета в Виттенберге Мартин ЛЮТЕР обнародовал 95 тезисов,…

  • ПРОЩАЛЬНАЯ БЕСЕДА

    (В Константинополе, перед отправкой в ссылку) Сильные волны, жестокие бури! Но я не боюсь потопления, ибо стою на камне. Пусть свирепствует…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment