a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

МОЕ ЧТЕНИЕ 2020 ч.2.

Во второй части рейтинга книг, прочитанных мною в 2020 году, размещаю пятерку лучших, на мой взгляд, книг на духовную (богословскую) тематику.

В этом году эта пятерка (в алфавитном порядке фамилий авторов) выглядит так:

Рави Захариас. Может ли человек жить без Бога?
Тимоти Келлер. Разум за Бога. Почему среди умных так много верующих.
Френсис Коллинз. Доказательство Бога
Гордон Макдональд. Как упорядочить свой внутренний мир.
Филип Шафф. История христианской Церкви. – Т.2. Доникейское христианство. 100-325 г. по Р.Х.

А теперь – немного подробнее.

Рави Захариас. Может ли человек жить без Бога? Пер. с англ. — СПб.: Санкт-Петербургское христианское просветительское общество "Кредо", 1999. — 240 с. Книга написана на основе лекций, прочитанных студентам Гарвардского университета. Автор, опираясь на разум и логику, отстаивает основные идеи христианства. Книга состоит из трех частей. В первой части автор демонстрирует противоречивость атеистического мировоззрения, во второй части - обосновывает врожденную потребность человека осмысливать жизнь, в третьей – отстаивает истинность христианского понимания смысла жизни. В приложении даны краткие биографические справки о крупных мыслителях, которые в той или иной степени способствовали формированию атеистического мировоззрения (среди которых - Декарт, Бертран Рассел, Жан Поль Сартр и др).
Цитата из книги:
Существует анекдот, — насколько он основан на реальных событиях или выдуман, я не знаю — об известном чемпионе мира по боксу Мухаммеде Али. Имя этого боксера никогда не ассоциировалось с такими чертами характера как кротость или хотя бы скромность; напротив, все знают, что Али — хвастун и грубиян. Это обстоятельство, судя по всему, и послужило поводом к шутке. Анекдот такой: Мухаммед Али летит на самолете и слышит объявление о необходимости пристегнуть ремень перед посадкой в сложных метеоусловиях. В отличие от всех остальных пассажиров, боксер никак на него не реагирует. Заметив это, к нему подходит стюард и просит подчиниться приказу командира, но Али возражает: "Суперменам не нужны ремни безопасности". Не растерявшись, стюард парирует: "Суперменам не нужны самолеты, чтобы летать".
Я рассказал этот анекдот для того, чтобы в шуточной форме предупредить об опасности, которая нередко подстерегает интеллектуалов. Согласитесь, что людям образованным бывает свойственно этакое "суперменское" превосходство над "отсталостью и невежеством толпы". Получив образование, мы иногда ошибочно полагаем, что и саму жизнь понимаем лучше других и что академические знания приближают нас к раскрытию ее главной тайны. Однако образование не всегда равняется жизненной мудрости и поэтому не следует, исходя из того, что мы живем в эпоху технического прогресса, пренебрегать опытом, накопленным человечеством за прошедшие сотни лет. Соблазн, который нам нужно стремиться преодолеть, есть не что иное, как соблазн гордости, точнее, гордыни — ошибочного самовозвеличивания, ничем не подтвержденной уверенности в своем превосходстве над другими людьми и другими поколениями, в причастности некоему "высшему" знанию и т. д.

Тимоти Келлер. Разум за Бога. Почему среди умных так много верующих. Еще один хороший пример апологетической литературы. Автор собрал все главные претензии современной культуры к христианству, чтобы последовательно рассмотреть их в своей книге: вызовы нового атеизма, сосуществование разных религий, проблема существования ада, фанатизма и экстремизма верующих, преступлений церкви и многое другое. В первой части даются ответы на эти вопросы, а во второй указывает на существующие вокруг нас подсказки, свидетельствующие о существовании Бога.
Цитата из книги:
Когда русский космонавт вернулся из космоса и сообщил, что не видел там Бога, К. С. Льюис сказал, что с таким же успехом Гамлет мог бы искать Шекспира на чердаке собственного замка. Если Бог есть, Он не является одним из объектов вселенной, который можно поместить в лабораторию и проанализировать эмпирическими методами. Он должен поддерживать с нами такие же отношения, как драматург – с персонажами своей пьесы. Мы, персонажи, вполне можем многое знать о драматурге, но лишь в том случае, если он предпочтет вставить сведения о себе в пьесу, и только в той степени, в какой он сделает это. Следовательно, мы никоим образом не можем «доказать» существование Бога так, как если бы Он был объектом, целиком и полностью находящимся в нашей вселенной, подобно кислороду и водороду или же острову в Тихом океане.
Льюис дает нам еще одну метафору познания истины о Боге, когда пишет, что верит в Бога, «как я верю в восход солнца – не только потому, что вижу его, но и потому, что благодаря ему я вижу все остальное». Представьте себе попытку рассмотреть солнце в упор, чтобы побольше узнать о нем. Это невозможно. Оно сожжет сетчатку и лишит ее способности воспринимать свет. Гораздо более удобный способ узнать о существовании, силе и свойствах солнца – посмотреть на мир, который оно озаряет, разобраться в том, как солнце поддерживает жизнь всего, что окружает вас, и позволяет видеть все это.

Френсис Коллинз. Доказательство Бога. Френсис Коллинз – один из ведущих американских генетиков, в течение долгого времени он был руководителем проекта по расшифровке генома человека. В своей книге автор убедительно доказывает, что синтез научного и религиозного мировоззрения не только возможен, но и необходим для того, чтобы осмыслить окружающий нас мир.
Цитата из книги:
В некоторых случаях альтруистическое поведение может проявляться даже по отношению к заклятому врагу. Сестра Джоан Читтистер, монахиня ордена бенедиктинцев, пересказывает следующую суфийскую притчу.
В давние времена одна старая женщина имела обыкновение медитировать на берегу Ганга. Как-то утром, закончив свои медитации, она увидела скорпиона, беспомощно барахтающегося в быстром потоке. Затем течение отнесло скорпиона ближе к берегу, и он запутался в корнях, свисавших в воду. Несчастное существо отчаянно пыталось высвободиться, но лишь крепче запутывалось. Старая женщина немедленно протянула руку к тонущему скорпиону, но как только она до него дотронулась, тот ужалил ее в руку. Тогда женщина отдернула руку, восстановила равновесие и снова попробовала спасти скорпиона. Но при каждой попытке хвост скорпиона с такой силой жалил ее, что ее руки начали кровоточить, а лицо исказилось от боли. Мимо шел прохожий; увидев, как старуха старается вытащить скорпиона, он закричал: «Что ты делаешь, безумная? Неужели ты хочешь убить себя, чтобы спасти эту уродливую тварь?» Та посмотрела ему в глаза и ответила: «В природе скорпиона — жалить, в моей — спасать. Почему же мне из-за его природы отвергать свою?»
Этот пример может показаться утрированным — немногие из нас действительно согласились бы подвергнуть себя опасности ради спасения скорпиона. Но наверняка большинству из нас знакомо импульсивное желание помочь чужому человеку в его нужде, даже если мы от этого заведомо ничего не выиграем. И в случае, когда мы действительно это делали, мы часто испытывали потом радостное чувство «правильного поступка».
Милосердие, или бескорыстный альтруизм — главная трудность для эволюционистов. Данный тип поведения абсолютно не укладывается в их упрощенную аргументацию, так как его нельзя объяснить стремлением эгоистичных генов индивида к самосохранению. Совсем наоборот: альтруизм может повлечь страдания, увечья, даже смерть, и нет никаких признаков того, что он чем-то выгоден. И все-таки если внимательно исследовать этот внутренний голос, который мы иногда называем совестью, то становится ясно, что стремление следовать ему присутствует во всех нас, хотя мы часто противимся таким порывам.

Гордон Макдональд. Как упорядочить свой внутренний мир. Название говорит само за себя: автор обращает внимание на то, что в современном динамичном мире все ориентировано на достижение внешнего успеха, и очень мало внимания уделяется внутреннему миру человека. Нас окружает огромное количество людей, которые выглядят успешными, но не имеют мира в душе. Очень часто дезорганизованный дух на фоне внешне организованной жизни приводит к катастрофическим последствиям. Данная проблема рассматривается с позиций христианства, на основании библейских принципов.
Цитата из книги:
Загнанные люди, как правило, сверх меры заняты. Они обычно слишком заняты, чтобы заниматься простыми отношениями в семье или с друзьями; они не способны поддерживать нормальные взаимоотношения даже с самим собой, не говоря уже о Боге. Так как загнанные люди редко удовлетворяются достигнутым, они используют каждую свободную минуту, чтобы посещать больше собраний, изучать больше материалов, начинать новые программы. Они действуют, исходя из правила, что такая репутация в бизнесе является показателем успеха и повышает их личную значимость, поэтому они пытаются произвести впечатление на людей, демонстрируя свою загруженность. Они могут во всеуслышание сожалеть о своем положении, постоянно сетуя на то, что находятся в «ловушке» обязанностей, громко выражая свое желание как-то освободиться от всего, с чем им приходится мириться. Но только попробуйте предложить выход!
Правда состоит в том, что любой выход из создавшегося положения — это худшее, что могло бы произойти с ними. Они действительно не знали бы, что делать с собой, если бы внезапно у них стало меньше дел. Занятость для загнанного человека становится привычкой, образом жизни и мышления. Они находят удовольствие в том, чтобы жаловаться и искать сочувствия, но, вероятно, не хотели бы ничего изменить. Скажите только об этом загнанному человеку, и вы вызовете его гнев.

Филип Шафф. История христианской Церкви. – Т.2. Доникейское христианство. 100-325 г. по Р.Х. – СПб.: Библия для всех, 2010. – 589 с.
Во втором томе 8-томного издания рассматривается сложный период церковной истории, период распространения христианства на новые территории, период гонений и многочисленных ересей, мучеников и катакомб, период развития церковной доктрины, которая должна была реагировать на нападки со стороны сторонников иудаизма и эллинизма. Кроме указанных проблем, во втором томе рассматриваются вопросы организации церкви и церковной дисциплины во 2-м-3-м веках, поклонения христиан и христианских таинств, происхождения христианского искусства, развития аскетических тенденций, содержатся биографические очерки об отцах церкви.
Цитата из книги:
Галерия, подлинного зачинщика гонений, заставила призадуматься ужасная болезнь, и незадолго до смерти он положил конец этой бойне своим примечательным эдиктом о веротерпимости, который был выпущен им в Никомедии в 311 г. совместно с Константином и Лицинием. В этом документе он заявлял, что ему не удалось заставить христиан отказаться от их зловредных новшеств и подчинить их многочисленные секты законам римского государства и что теперь он разрешает им устраивать свои религиозные собрания, если они не будут возмущать общественный порядок в стране. В заключение он добавлял важное указание: христианам «после этого проявления милости следует молиться своему Богу о благополучии императоров, государства и самих себя, чтобы государство могло процветать во всех отношениях, а они могли спокойно жить в своих домах».
Этим эдиктом практически завершается период гонений в Римской империи.
Tags: homo legens, книга, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “homo legens” Tag

  • МОЕ ЧТЕНИЕ 2020 ч.1.

    Очередной год подходит к своему логическому завершению, а значит – самое время подводить некоторые итоги. Среди прочитанного в уходящем году…

  • МОЕ ЧТЕНИЕ 2019 ч.2.

    Итак, представляю Вашему вниманию вторую часть моего рейтинга, в которую, на этот раз, включены 7 лучших книг на религиозную (богословскую)…

  • МОЕ ЧТЕНИЕ 2019 ч.1.

    Традиционно в конце года подвожу итоги прочитанного. В данном обзоре будут отмечены пять художественных книг, которые в этом году произвели на меня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment