a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ЗАБОТА о МАТЕРИАЛЬНОМ

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?
Евангелие от Матфея 6:25



Введение
Впервые прочитав этот отрывок из Евангелия, мы задаём себе множество вопросов: теперь можно вообще ничего не делать и ждать, что в твою дверь постучит доставка еды, вручит пакет, развернется и уйдет, ни словом не обмолвившись об оплате?
Как мне питаться, одеваться и проявлять заботу о семье, особенно в экономически тяжелый период, и в то же время исполнять слова Христа из Евангелия от Матфея?
Где граница моей озабоченности материальными ценностями?
Неужели повеление Христа из этого текста невозможно исполнить?
Что бы во всем этом разобраться, мы рассмотрим подробнее суть происходящего в Евангелии от Матфея.
Контекст
В Матфея 6:25 Христос открывает смысл всего отрывка, изложенного с 19 по 34 стихи шестой главы. Он говорит о заботе о материальном. Эти слова звучат в общем контексте Нагорной проповеди, манифеста Царства, где во главе стоит Сам Бог. Царства с характеристикой его граждан из пятой главы и новыми религиозными практиками, о которых Христос говорит в шестой главе, где милостыня, молитва и пост имеют акцент личных, тайных отношений с Богом. Граждане Царства имеют особые отношения к материальному, регламентированные Христом в отрывке, упомянутом нами выше.
Прежде, чем приступить к разбору этого отрывка, нам нужно разобраться, какой смысл вложил автор в слово "забота".
Забота
Итак, Христос говорит об отношении к материальному, употребляя интересное слово "забота", по гречески — μεριμνάω (merimnaó), что значит "беспокойство" или "озабоченность".
Арчибальд Томас Робертсон, баптистский проповедник и исследователь Библии, чья работа была сосредоточена на Новом Завете и греческом Койне, так описывает значение слова merimnaó:
"быть разделенным на части или (фигурально) разлетаться на части, разноситься (в разные стороны), под действием силы, оказываемой греховной тревогой, перерастающей в беспокойство".
Таким образом, буквально значение слова "забота" в нашем тексте — это быть расколотым, где ум раздвоен, и ты ни о чем другом не думаешь, как об объекте своего беспокойства. Это состояние, когда все вопросы уходят на второй план, а ты сфокусирован на своей проблеме. В современном языке возможно применить такие выражения для описания этого состояния: "голова забита", "обеспокоен и встревожен", "только об этом и думаешь" и, наконец, "паника". Именно такое беспокойное поведение, как паника, часто применяется в описании людей, переживающих из-за драматических изменений в экономике — в условиях финансового кризиса, краха фондовых рынков и валют.
Паника характеризуется необдуманными решениями и страхами.
Именно такое значение слова merimnaó открывается нам при взгляде на близкий по смыслу отрывок из Матфея 10:16-20:
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь (merimnaó), как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
О чем говорит этот текст? Есть кое-что, что не зависит от нас — внешние обстоятельства, когда верующих будут отдавать на суды и будут бить. При этом нам можно и нужно быть готовыми, быть мудрыми и простыми, остерегаться людей. Другими словами, оригинальное значение слова merimnaó, указанного в тексте как "не заботьтесь", означает: не переживайте, что говорить вам в момент опасности, когда вас призывают к ответу.
Однако это вовсе не исключает фактор подготовки в виде чтения и изучения Писания, назидания в вере, знания апологетики для того, чтобы быть готовыми дать ответ, когда нас призовут к нему. Это не исключает необходимости знать Евангелие, чтобы защищать его и проповедовать его (как Павел отвечал на судах, когда его привлекали в качестве ответчика). Христос говорит лишь не переживайте чрезмерно, что вам отвечать. Но вы можете отвечать то, что Дух Святой напомнит вам на базе тех знаний, которые вы почерпнули в вашем духовном развитии.
Божия забота о нас
Теперь, когда мы разобрались с значением слова "забота" в нашем тексте, давайте посмотрим, что же Бог хотел открыть нам о себе.
«Не заботьтесь для души вашей» — в этих словах Христос говорит о практической стороне вопроса: чтобы мы не переживали о простых, но в то же время важных и насущных вещах.
Далее в шестой главе Евангелия от Матфея Христос говорит, используя примеры из окружающего мира: "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы". Христос упоминает три компонента процесса получения урожая — сеяние, жатва и сбор — которые отсутствуют у птиц. Однако несмотря на то, что у птиц нет этого сложного процесса, Бог все равно заботится о них и питает их. Ответственность же птиц — питаться. Они все равно заботятся о пропитании в определенной мере, ведь пища не прилетает к ним в гнезда чудесным образом. Но они не переживают о пропитании до состояния паники.
И нам не стоит переживать! Почему? Потому что Его любовь и забота гораздо больше и удивительнее, чем мы можем себе это вообразить. Бог проявил эту заботу ещё от начала, при сотворении мира. Он создал нас по Своему образу! «Вы не гораздо ли лучше птиц?» - говорит Христос в конце 26 стиха. Мы гораздо ценнее птиц, в глазах Бога, мы — венец Его творения, созданные по Его образцу и похожие на Него. Созданы для общения с Ним и прославления Его. За нас уплачена дорогая цена, для прощения нашего отступления, для возвращения нас в общение с Богом. Для этого Бог готов заботиться о нас более, нежели о птицах.
Забота о самом себе
И, наконец, в 27 стихе, Христос заключает: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» Он показывает бессмысленность чрезмерной заботы о самом себе. Забота (переживания и тревога) об увеличении роста на такую величину не может принести заметного успеха. Невозможно прибавить себе рост на 50 сантиметров никаким известным способом. И попытки это сделать приведут лишь к разочарованию, поэтому они лишены всякого смысла. Это бессмысленно и бесполезно, не стоит даже прилагать усилий.
И как мы не способны выбирать себе рост, мы не способны выбирать регион нашего проживания, год рождения и многое другое. Для нас это внешние факторы, на которые мы не в силах повлиять.
Однако есть и наша мера ответственности: ожидать минимум и радоваться большему. При этом больше думать, как мы можем прославить Бога в наших обстоятельствах. А Божья ответственность — забота о нас в пределах нормы и восполнения наших нужд.
Забота о насущном
Итак, заботиться о материальном, в свете сказанных Христом слов в шестой главе Евангелия от Матфея — это не просто думать о материальном и проявлять попечение о себе. Это нечто большее. Это чрезмерные переживания и тревога. В этом нет практического смысла: ты не сможешь кардинально изменить ситуацию. Ты можешь потерять покой, принимать в состоянии паники необдуманные решения, но это не изменит твоей ситуации.
Как же нам быть с заботой о насущном? Нужно готовиться и быть готовыми, приготовлять все необходимое для жизни.
Есть кое-что, что от нас не зависит — это внешние обстоятельства. Будут ситуации, когда нам будет не подконтрольно наше материальное положение. Есть пределы нашей ответственности, и она довольно ограничена. Забота о материальном бессмысленна, когда становится озабоченностью.
Но то, что можно и нужно делать, это заботиться в современном, прямом значении этого слова. Не переживать, но проявлять попечение, расчетливость и уделять должное внимание материальной стороне жизни.
Современное значение слова "забота" — это мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-то. Это значительно отличается от употребленного Христом в нашем тексте слова merimnaó. И да, в современном значении мы призваны заботиться! Проявлять заботу о своем будущем и оказывать внимание, попечение и уход за теми людьми, кто находится в зоне нашей ответственности.
Несколько практических примеров, как мы можем проявлять нашу заботу о материальном:
·       Думать о собственном обеспечении и обеспечении близких, думать об их будущем;
·       Думать и заботиться об имуществе, которое вверил нам Господь;
·       Заботиться о поместной церкви, братьях и сестрах, особенно о тех, кто испытывает нужду;
·       Проявлять заботу о людях вокруг, быть отзывчивыми и восполнять их нужды ради Евангелия — приобретая друзей для Царства теми средствами, которыми нас наделил Бог.
И нам точно не нужно:
·       Жить заботой о материальном и насущном;
·       Болеть этим и доводить себя до разделения в разуме — когда ты полностью уходишь в заботы;
·       Ставить заботу приоритетом в своей жизни и проявлять этим свое недоверие Богу.
Вывод
Забота — это хорошо и нормально в пределах разумного, в пределах базовых потребностей и адекватной реакции на окружающий контекст. Не нормальна озабоченность и зацикленность. Более того, чрезмерная забота о материальном это бессмыслица для человека, находящегося в заложниках экономических обстоятельств.
Проверка себя
Как я могу применить слова Иисуса Христа о заботе в своей практической жизни? Вот несколько вопросов, которые помогут мне подумать, как это сделать:
·       Что для меня забота о материальном?
·       Забочусь ли я до уровня потери покоя?
·       Мои мысли сосредоточены постоянно на том, чтобы приобрести материальный достаток?
·       Моя забота о материальном приводит к недоверию Богу?
·       Могу ли я самостоятельно изменить свой рост хотя-бы на 50 сантиметров?
·       Могу ли я изменить экономические процессы в регионе своего проживания?
·       В чем проявляется моя забота о материальном? Могу я признаться в недостаточной заботе о церкви, ближних и своей семье?

Источник: Роман Шемпель. Забота о материальном
Tags: деньги, заповеди, страх, ценности
Subscribe

Posts from This Journal “деньги” Tag

  • ДЕНЬГИ для ПРОКАЖЕННЫХ

    Проказа (лепра, болезнь Хансена) является одним из древнейших заболеваний. Поскольку в течение столетий механизм ее возникновения был неизвестен, а…

  • НОЧНОЙ ЭКЗАМЕН

    Леонтий Александрович Белкин возвращался вечером с работы и увидел на земле монету. Хотел было поднять, но потом подумал: «Что же это я,…

  • СПОРНОЕ ТОЛКОВАНИЕ №20. Вразумляйте бесчинных

    Если мы что-то и запомнили из школьного курса истории древнего мира, то это выражение «хлеба и зрелищ». Это был лозунг городской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment