a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ЮРИДИЧЕСКИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ КОЛДОВСТВА

Обычное право всех народов жестко преследует колдунов. В Древнем Риме, даже в поздний период его истории, любые разновидности магии, ворожбы, заклятий рассматривались как тягчайшие преступления и карались смертью. В кодексе XII таблиц предписывалось “не заклинать чужих плодов”, предусматривалось наказание тем, “кто заворожит посевы...”, а также тем, кто “переманивает чужой урожай”. Особый размах, как известно, получила борьба с ведьмами в средневековой Европе.
Статьи, направленные против колдовства, содержал кодекс обычного права Танганьики: «Если может быть доказано, что жена без разрешения мужа обращается к колдуну и допускает колдовские обряды, муж имеет право потребовать развод. Колдун, который пользует жену без разрешения ее мужа или дает ей колдовские зелья, подлежит штрафу».
Представления о колдунах широко распространены среди населения африканских стран и сегодня. Колдуны внушают страх и практически все жизненные неурядицы списываются африканцами на их счет. Время от времени возникают даже общественные движения по борьбе с колдовством. Так, в конце 70-х годов ХХ века в Танзании оформилось движение камчапе: группы людей передвигались по деревням, «очищая» их от колдунов. При этом использовались специальные церемонии ордалии, которые предполагали выявление колдунов посредством употребления ими сильнодействующих ядов. Было «очищено» около 100 деревень, в результате чего 9 человек было доставлено в больницу. Имели место случаи убийства предполагаемых колдунов. В частности, было убито 7 пожилых женщин, которые отказались покинуть деревню после того, как на них пало подозрение в колдовстве.
В Африке колдовство является причиной судебных процессов не только среди деревенского населения, но и образованных людей, даже в среде политических элит. Так, в конце ХХ века в Чаде по приказу президента Томбалбая было арестовано 30 человек, которые обвинялись в совершении «политического колдовства». Суд «черной овцы» приговорил одну из заговорщиц к смертной казни. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что она и ее сообщники, среди которых был будущий правитель Чада (генерал Маллум), живьем закопали в землю черную овцу, которую они предварительно ослепили. Суд постановил, что колдовской ритуал имел целью уничтожить президента страны…
В дореволюционной России поверья, связанные с колдовством были широко распространены. Не зря С. Есенин писал: «Запугали нас силы нечистые, что ни прорубь — везде колдуны». Например, существовала вера в колдовские свойства свечи, изготовленной из жира некрещеного младенца: если ночью с такой свечой войти в дом, то все будут спать. Такая же чудодейственная сила, как считалось, заключена в мертвой руке, что следует из русской пословицы: «Люди спали, точно мертвой рукой обвел». Поэтому к колдовству нередко прибегали для совершения противозаконных действий. Например, русские крестьяне верили, что укравший благополучно в ночь перед Благовещением, может целый год воровать, не опасаясь, что его поймают. Вследствие такого поверья воры по ремеслу старались совершить кражу в благовещенскую ночь; при этом они гнались не за ценностью вещи, а только за искусным и ловким совершением кражи. Крестьяне же старались в эту ночь обеспечить себя на целый год от штрафов за самовольные порубки; вещь, взятую тайком у соседа, они возвращали ему наутро.
В целом же к колдунам так же относились, как к наиболее опасным преступникам, которых боялись, а уличенных в этом деле жесточайшим образом наказывали. Преступления, связанные с колдовством, были широко распространены не только на селе, но и в городах. Уличенных чаще всего наказывали в ходе самосудов. Так, 25 сентября 1895 года в Петербурге «рано утром в толпе стояли мальчик Василий Алексеев и какая-то женщина, одержимая припадками не то истерического, не то эпилептического свойства. Возле этой пары стояла крестьянка Наталья Новикова; она разговорилась с мальчиком и подарила ему яблоко. Мальчик куснул яблоко, вслед за тем с ним сделался истерический припадок. На крик Алексеева прибежал городовой и отвел больного в приемный покой городской части. Но толпа на этом не успокоилась. Предположив, что яблоко наговоренное и что Новикова не простая крестьянка, а ведьма, околдовавшая ребенка, толпа бросилась за ней и избила ее до полусмерти».
Однако и официальные суды также принимали колдовство в расчет. Например, в 1886 году в Тальянском волостном суде (Уманского уезда Киевской губернии) рассматривалась тяжба крестьянина Б. с крестьянином Х; последний заявил суду, что противная сторона, чтобы выиграть дело, решилась воздействовать на суд силою чародейства. Поэтому Х. просил обыскать своего противника. Б. обыскали, и, найдя у него в шапке несколько тряпичек, узелок и какое-то зелье, признали эти вещи за чары и постановили: не рассматривая тяжебного дела, наказать Б. двадцатью ударами розог... А однажды, во время рассмотрения дела о драке женщин, сельский суд заметил, что одна из обвиняемых сыпала мак около судейского стола; признано было, что она занималась колдовством, и взыскано с нее три рубля.
Стремление воздействовать на советский суд магическими средствами с целью избежать наказания фиксировалось в житейской практике некоторых народов Севера. Этнограф Г. Н. Грачева сообщает: «Для традиционного мировоззрения нганасан чрезвычайно характерен рассказ старика, который когда-то в юности совершил проступок, подлежащий суровому наказанию официальных властей. Стремясь его избежать, он искал “какой матери или нго (предку) кричать”. Проходя к месту суда по замерзшей реке, по берегам которой рос кустарник, он подошел к одному из кустов и обратился к нему за помощью. Отломав приглянувшийся ему сучок, он пригрел его за пазухой, покормил, взял с собой, постоянно разговаривал с ним и просил его о помощи. Наказание было назначено минимальное, что привело к выводу о благожелательном отношении именно этого сучка к человеку и о его возможностях в мире нго. Ему была сшита одежда, его подкармливали и хранили в особых нартах, обращались к нему с просьбами».
В современном российском мегаполисе поверья, связанные с колдовством, распространены ничуть не меньше. В СМИ множество рекламных объявлений колдунов и магов, предлагающих самые различные услуги.
Взрыв магической идеологии обнаружился в 90-е в период общественной дезинтеграции, когда прежние ценностные ориентации, свойственные общественному сознанию, были девальвированы. В известной мере возродилась и обычно-правовая ментальность. … О силе влияния данного рода представлений в российском обществе красноречиво свидетельствует история с Г. Грабовым, обещавшим родственникам воскресить жертвы Беслана. Причем незадолго до привлечения к уголовной ответственности Грабовой открыто заявил о своем намерении баллотироваться в президенты РФ. Самое примечательное, как выяснилось, заключается в том, что многотысячная армия адептов Грабового состояла преимущественно не из «темных крестьян», а из горожан, зачатую имеющих высшее образование и даже ученые степени.

Источник: Бочаров В.В. Неписаный закон: Антропология права. Научное исследование. — 2-е изд. — СПб.: Издательство АИК, 2013. — 328 с.
Tags: оккультизм, преступление, юриспруденция
Subscribe

Posts from This Journal “оккультизм” Tag

  • ЗАБЛУЖДЕНИЕ МАСТЕРА

    “… Не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят,…

  • ФУНКЦИИ ЗЕРКАЛ В ДРЕВНИХ И ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

    Культовая и магическая роль зеркал у многих народов Евразии общеизвестна. Однако их функции в древних и традиционных обществах несколько…

  • ВЕРА в НЛО и ДРУГИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

    Вера - важная составляющая жизни человека. Наверное, абсолютно неверующих людей не существует. Каждый в кого-то (или во что-то) верит. Однажды…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment