a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ОСНОВОПОЛОЖНИК ОРГАНИЗОВАННОГО ТУРИЗМА

Англичанина Томаса Кука (1808—1892) принято считать первым организатором туризма в современном значении этого понятия, а также основателем первой в мире туристской фирмы. Так, 5 июля 1841 г. баптистский священник Томас Кук, являвшийся руководителем провинциального Общества трезвости, организовал первую коллективную экскурсионную поездку по железной дороге из Лестера в Лафборо для 570 «друзей трезвости». Практика проведения этой поездки оказалась удачной, поэтому вскоре последовали другие экскурсии. Первоначально Кук реализовывал экскурсионные билеты всего за один шиллинг — эта сумма покрывала расходы на транспорт, легкий ланч в пути и экскурсионное обслуживание, но не включала вознаграждение самому организатору. Как убежденный борец против бытового алкоголизма, он видел в этих мероприятиях хороший пример здорового, интересного отдыха, альтернативного употреблению спиртных напитков. Однако филантропический период в деятельности Томаса Кука завершился в 1847 г., когда он создал «Общество Томаса Кука», впоследствии переименованное в компанию «Томас Кук и сын». Благодаря креативности мышления и инновационному подходу руководителя эта фирма очень быстро заняла ведущие позиции на мировом туристском рынке и просуществовала до 2001 г., когда была приобретена немецкой компанией, изменившей ее название, но оставившей в нем имя Томаса Кука.



Главной новацией Томаса Кука было создание принципиально нового туристского продукта, который получил название «пакетный тур» (англ, package tour). Заплатив за путевку определенную сумму, турист получал право совершить путешествие по четко определенному маршруту. Причем в стоимость тура уже были включены транспортные расходы, оплата размещения и питания в пути, а также экскурсионное обслуживание. Поскольку производители всех этих услуг были заинтересованы в расширении количества клиентов, они предоставляли организатору пакетного тура существенные скидки. Например, железнодорожные перевозки в Великобритании осуществляли частные компании, которым Кук смог обеспечить стабильное увеличение пассажирского потока, выдвинув лозунг «Железные дороги — для миллионов!». Взамен был установлен специальный льготный тариф на проезд участников организованных туристских групп в оба конца. Именно из этой разницы формировалась прибыль турфирмы, а самим туристам, помимо экономии времени, все услуги обходились даже дешевле, чем если бы они приобретали каждую из них самостоятельно.
Основными клиентами «Общества Томаса Кука» на начальном этапе его деятельности, когда оно ориентировалось только на внутренний туризм, стали квалифицированные рабочие промышленных предприятий Англии. Как упоминалось выше, в то время они уже имели оплачиваемые отпуска и достаточно стабильную заработную плату, но у них еще не было сложившихся традиций проведения досуга, из-за чего в этой среде стала распространяться склонность к алкоголизму и азартным играм — к тем порокам, убежденным борцом с которыми был Томас Кук. Он смог предложить рабочим и членам их семей, а также другим представителям среднего класса здоровый и доступный вид деятельности в свободное время, что и обусловило массовость проводимых им мероприятий. В 1851 г. с его помощью Всемирную торгово-промышленную выставку в Лондоне посетило около 165 тыс. экскурсантов из разных регионов страны, среди которых было особенно много рабочих и школьников. Вскоре фирма Кука расширила ассортимент предлагаемых услуг. Клиентам предлагалось совершить лодочные прогулки, экскурсии в ночное время (так называемые «экскурсии при свете луны»), посетить в составе организованных экскурсионных групп дворцы английских аристократов. Интересной новацией стали тематические туры по местам, связанным с творчеством литературных кумиров того времени — Вальтера Скотта и Роберта Бёрнса. «Наполеон экскурсий» — такое уважительное прозвище дали Томасу Куку его современники.
Стремительный спрос на туристские путешествия и желание привлечь более состоятельных клиентов побудили Кука выйти на международный уровень. Начав с организации путешествия жителей Великобритании на Всемирную торгово-промышленную выставку в Париже (1855), он вскоре разработал целый ряд инновационных по своей сущности туристских продуктов. Среди них — коммерческие паломнические туры на Святую землю для христиан и в Мекку для мусульман Британской Индии, речные круизы по Нилу, а с 1866 г. — трансатлантические круизы из Британии в Северную Америку. Одним из первых клиентов Кука, совершивших круиз по Атлантическому океану на пароходе «Quaker City», стал знаменитый американский писатель Самуэль Клеменс (Марк Твен), описавший свои впечатления о поездке в рассказе «Простаки за границей, или Путь новых паломников» (1867). Но подлинной визитной карточкой фирмы Кука стало впервые предложенное в 1872 г. туристское кругосветное путешествие, имевшее продолжительность 220 дней. Этот сегмент деятельности фирмы «Томас Кук и сын» был рассчитан уже на более обеспеченную публику, нежели его путешествия по стране, и являлся примером скорее элитарного, нежели массового туризма.
В 1880 г. Томас Кук получил от османских правителей Египта и британских властей монопольное право на организацию путешествий по Нилу. Вскоре наиболее привлекательный с туристской точки зрения участок этой реки от Каира до Асуана стали неофициально называть «Каналом Кука». Его фирме принадлежали лучшие отели в Луксоре и Асуане, а ее собственный речной флот, насчитывавший десятки судов различных классов, помимо туристов перевозил по Нилу почту и обычных пассажиров. Среди наиболее богатых англичан и американцев вошло в моду проводить зимние месяцы в Верхнем Египте (главным образом в Каире), где их привлекали теплый климат и восточная экзотика.
Кроме изобретения принципа «пакетного тура», Томасу Куку принадлежала идея выпуска первых в истории дорожных чеков для удобства расчета туристов в разных странах мира. Дорожные чеки (англ, traveler’s cheque) являлись платежным документом, по которому можно было получить наличные средства в иностранной валюте на любом этапе путешествия. Они приобретались туристами в отделении фирмы Кука еще до начала путешествия и были именными. Причем способом идентификации владельца была личная подпись. Чтобы воспользоваться чеком, его владелец должен был посетить одно из многочисленных отделений фирмы Кука за рубежом и, подтвердив свою личность и подпись, получить соответствующую сумму в местной валюте. Эта услуга, ставшая чрезвычайно популярной, осуществлялась под девизом «Кук — всюду ваш банкир!». Главное преимущество дорожных чеков в то время, когда отсутствовали привычные в наши дни банковские карты и международные платежные системы, заключалось в безопасной конвертации валюты и гарантии защиты денежных средств от краж. Похитившее чеки постороннее лицо не смогло бы получить по ним наличные средства.
Для менее состоятельных клиентов фирма Кука практиковала оплату туристских поездок в рассрочку, а также предлагала минимальный пакетный набор туристских услуг по типу «постель + завтрак» (англ, bed & breakfast). Также успешный британский предприниматель уделял особое внимание издательской деятельности. Начав с публикации лично написанного Куком еще во второй половине 1840-х гг. «Руководства к поездке в Ливерпуль», его фирма постепенно, с 1862 г., перешла к регулярному выпуску каталогов туристских поездок, а также специализированного журнала для путешественников «Экскурсант», который издавался вплоть до Второй мировой войны. После смерти Томаса Кука в 1892 г. его «туристическую империю» наследовали его сыновья. Фирма «Tomas Cook & Son» продолжала свою активную деятельность и в XX в. Именно о ней писал в своем стихотворении «Мистер Твистер» (1933) известный советский детский писатель Самуил Маршак:
Есть за границей контора Кука.
Если вас одолеет скука
И вы захотите увидеть мир —
Остров Таити, Париж и Памир,
Кук для вас в одну минуту
На корабле приготовит каюту,
Или прикажет подать самолет,
Или верблюда за вами пришлет,
Даст вам комнату в лучшем отеле,
Теплую ванну и завтрак в постели.
Горы и недра, север и юг,
Пальмы и кедры покажет вам Кук.

Источник: Томас Кук — основоположник организованного туризма
Tags: биография, история, туризм, успех
Subscribe

Posts from This Journal “биография” Tag

  • ДЕТСТВО СТИВА ДЖОБСА

    Стив Джобс наиболее известен своими Mac, iPhone и iPad, но его новаторские идеи также изменили индустрию музыки, кино и цифровых изданий. Став…

  • МАМА ЧЕЛЕНТАНО

    В далеком 1927 году семейство из южной провинции Фоджи (регион Апулии) двинулось на север Италии в поисках нового места жительства. Предчувствие…

  • WHO IS MR. ANTONESKU ?

    Приговоренный, одетый в свой лучший костюм, поднял шляпу, тем самым отдав приказ расстрельной команде. Грянул залп, бывший правитель Румынии и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment