a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ПОКАЯНИЕ ВОПРЕКИ ОСУЖДЕНИЮ

Прежде чем мы обратимся к Слову Божию, хотелось бы поделиться некоторыми предварительными размышлениями. В христианской жизни, как и во многих других сферах нашего бытия, есть теория, и есть практика. Пожалуй, в любой сфере человеческой деятельности практике должна предшествовать качественная теоретическая подготовка. Вряд ли кто-то из нас согласится лечь на операционный стол, если нам известно, что хирург плохо знает анатомию. Вместе с тем, даже имея хорошую теоретическую подготовку, любому специалисту придется набить немало шишек, прежде чем он станет профессионалом. Жизнь постоянно преподносит сюрпризы, неизменно возникают непредвиденные ситуации, которые ни в одном учебнике не описаны. Например, когда начинающий водитель получает права и самостоятельно выезжает в город, его поджидает масса нестандартных ситуаций, поскольку его окружают живые люди, на него влияют различные погодные условия, качество дорожного покрытия и т.п.
К чему я все это говорю? В христианстве тоже есть множество различных доктринальных положений, и когда читаешь Библию или слушаешь проповеди, то, вроде бы, все понятно. Но когда христианин, образно говоря, садится за руль своего «христианского автомобиля» и начинает свое движение в условиях реальной жизни, то очень часто вся наша теория подвергается очень серьезным испытаниям.
А теперь мы прочитаем три места из Евангелия от Луки.
Лк.18:9-14 «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»
Лк.19:1-10 «Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»
Лк.7:36-39 «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница»
Если вы обратили внимание, эти истории объединяют две темы (возможно, тем здесь гораздо больше, но мы будем говорить сегодня о двух) – тема покаяния и тема осуждения. Вопрос о покаянии является одной из важнейших составляющих христианского учения. Все мы знаем, что Бог со своей стороны сделал все, чтобы даровать грешному человеку спасение. Но есть важная часть «программы» спасения, которая зависит от самого человека – это покаяние. Сам Иисус, когда начинал Свое служение, говорил слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». От каждого человека требуется, как минимум, два момента: признание себя грешником и признание того, что Иисус умер за грехи каждого из нас. И, вроде бы, теоретически все понятно. Но практически перед человеком, желающим покаяться, возникает масса осложнений. Ведь человек живет не в пустыне, не в вакууме, каждого из нас окружают люди, и каждый человек в той или иной форме испытывает давление своего окружения.
Итак, мы прочитали с вами три истории покаяния. И в расположении этих историй, этих жизненных ситуаций есть определенная динамика. Мы видим, что от истории к истории ситуация осложняется и все больше накаляется.
Первой мы прочитали притчу о фарисее и мытаре. Притча – это вымышленная история. Вымышленная в том смысле, что Иисус рассказывает гипотетическую историю, которая вполне могла случиться, а фарисей и мытарь – это, можно так сказать, собирательные образы. На их месте вполне могли бы оказаться, к примеру, старший и младший братья из притчи о блудном сыне, царь и раб, и т.п. В притче Иисус изображает модель взаимоотношений двух разных людей с Богом и друг с другом.
В этой притче мы видим место (храм) и двух людей, которые зашли в этот храм помолиться. То есть два разных человека пришли в присутствие Божье. По сути, храм – это место, где все равны, поскольку различия между людьми, какими бы они не были сильными, перед лицом Божьим утрачивают свое значение. Есть такой образ, иллюстрирующий эту мысль. Представьте себе лес, в котором растут огромные сосны и небольшие ели. Находясь рядом с ними, мы видим разницу, и эта разница огромна. Но если подняться на высоту нескольких километров, то мы увидим этот лес как сплошной зеленый ковер, и все эти деревья – как траву, покрывающую землю. С высоты все эти различия между деревьями утрачивают какое-либо значение. Точно так же и в присутствии Божьем. Если мы осознаем величие Божье, то поймем, как глупо превозноситься над теми, кто находится в храме рядом с нами.
Но место этого мы видим фарисея, который так напыщен от осознания собственной значимости, собственных заслуг перед Богом, что вместо того, чтобы ощутить трепет в присутствии Божьем, он уничижает рядом стоящего мытаря. Фарисей «молился сам в себе», и в этой молитве нехорошо отзывался о мытаре. Мы не знаем, что думал мытарь о фарисее. В притче описаны только мысли фарисея о мытаре. Но, скорее всего, мытарь также всем своим существом ощущал отношение фарисея к нему. Но в той ситуации ему это было совершенно безразлично. В тот момент для него существовали только два момента: глыба своих грехов и величие Божие. Ему было все равно, что о нем думал фарисей. Он жаждал милости Божией.
А дальше мы с вами переходим от притчи к реальным жизненным историям. Как мы с вами уже говорили, жизнь – она намного сложнее любой теории, любой притчи. И если первое покаяние произошло в храме, то два других – среди людей, в ситуациях психологического давления и враждебного окружения.
Вторая история происходит на улице и в доме Закхея. Закхей был «начальник мытарей и человек богатый». У людей, которые его окружали, было к нему двоякое отношение. С одной стороны, его боялись и часто заискивали перед ним, ведь он был влиятельный человек. С другой стороны, его презирали, ведь для иудеев он был человек, который продался Риму и наживался за счет своего народа.
Закхей был человеком, у которого, казалось бы, все было. У него были деньги, было влияние, была власть. Но у него не было мира в душе. Он истосковался по чистоте, его душа жаждала милости Божьей. Он до такой степени жаждал встречи с Иисусом, что не постеснялся залезть на смоковницу, чтобы увидеть Его. Что бы вы сказали, если бы увидели сидящим на дереве влиятельного человека, которого вы раньше видели не иначе как за рулем роскошного лимузина? Но Закхею в тот момент было все равно, что о нем думают люди. Он понимал, что в жизни есть нечто более важное, чем мнение людей. И в этом случае, как и во многих других подобных случаях, случилось неожиданное. Есть такой духовный закон: когда мы делаем один шаг навстречу Богу, Он делает нам навстречу десять шагов. И этот закон полностью проявил себя в той ситуации. Закхей желал хотя бы увидеть Иисуса, но не предполагал, что он сможет принять Его в своем доме. Иисус увидел сердце этого человека, которое жаждало истины, жаждало благодати Божьей. И вот мы читаем:
Лк.19:5-6 «Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью»
Невероятная удача! Закхей ликовал! Его переполняли эмоции!
Но следующий стих показывает, в какой психологической обстановке это все происходило.
Лк.19:7 «И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку»
Фарисей, который молился в храме, осуждал мытаря в своем сердце. Закхея же окружали ропот и недовольство людей, которые вслух выражали свое отношение к нему. И, наверное, многие из собравшихся надеялись, что раз уж Иисус решил пообщаться с Закхеем поближе, Он обязательно обличит его, выскажет ему всю правду о его негодной жизни. Но вместо этого они услышали слова: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:9-10).
Люди проходили мимо дома Закхея и проклинали этот дом и живущих в нем, а Иисус говорит, что и он является сыном Авраама. Господь смотрит не на его грехи и прошлую жизнь, но на порыв чистой души, на веру. И мы видим, что покаяние изменило сердце Закхея. Если раньше он думал только о себе, то теперь он говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8). И все потому, что он приобрел сокровище, которое нельзя купить ни за какие деньги.
В третьей истории, которую мы прочитали, ситуация еще больше накаляется. Женщина, известная в городе своим нечестивым поведением, входит в дом фарисея. Ее хорошо знали и презирали все в этом городе. Все правоверные иудеи после встречи с ней, если даже случайно она задевала их своим платьем, как правило, мыли тело и одежды и даже приносили жертву очищения. Один ее вид оскорблял ревнителей Моисеева закона.
О женщина! Что же заставило тебя переступить порог этого дома? Почему ты не подождала более удобного случая и более удачного места, чтобы пообщаться с Иисусом? Что привело тебя в этот «львиный ров», в окружение людей, которые с удовольствием забросали бы тебя камнями? Разве ты не слышала историю о том, как женщину, которую застали в прелюбодеянии, подобные люди привели к Иисусу и спросили: «Моисей повелел побивать таковых камнями, а ты что скажешь?». Да, она наверняка слышала эту историю. И она знала, что в этом доме ее могла подстерегать опасность. Но она также знала, что там находился Иисус, который ей был очень нужен. Она не могла ждать. Мысли о своей никчемной жизни разрывали ее грудь! Перед ее глазами пронеслись все ее грехи, она ощутила на своем лице дыхание ада, перед ней начала разверзаться бездна мрака и вечной тьмы! И в тот момент ее не волновало мнение всех этих людей. Ей был нужен только Иисус!
И вот она становится на колени перед Господом, омывает слезами и вытирает волосами Его ноги. Она разбивает сосуд с драгоценным миром и умащивает им ноги Спасителя.
Чтобы оценить ее жертву, приведем один факт. В 1990 г. парфюмерная компания Бакарди выпустила духи «Священные слезы Фив», в состав которых входят мирра, ладан и янтарные соединения. Флакон изготовлен из чистейшего горного хрусталя и украшен россыпью драгоценных камней. Стоимость одного такого флакона составляет 6800 долларов. И вот представьте себе, что кто-то покупает такой флакон и выливает его содержимое кому-то на ноги. Примерно это сделала тогда та грешница.
Ее покаяние тронуло сердце Христа, но абсолютно не произвело никакого впечатления на хозяина того дома. Фарисей осудил и женщину, и самого Христа.
Лк.7:39 «Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница»
Вы помните, как Иисус однажды встретился у колодца с язычницей. И после того, как Иисус рассказал ей о ее жизни, что у нее было пять мужей, она сказала: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4:19). Но этот фарисей, который гордился своими познаниями, своей набожностью, не увидел в Иисусе даже пророка, не говоря уже о том, чтобы признать Его Господом. Он считал себя достойным всяческой похвалы, эту женщину мерзкой и недостойной, а Иисуса – самозванцем, которого явно переоценили. Наверное, он в какой-то момент даже пожалел, что пригласил Иисуса в свой дом. «Хорошо, - возможно, думал он, - что я хоть ноги ему не омыл, не унизился перед ним».
Когда Иисус оказался в доме Закхея, в душе этого грешного человека наступил спасительный переворот. Но окаменевшее сердце фарисея не тронул спасительный переворот в душе женщины-грешницы, не смягчила горечь её покаянных слёз. И тогда Иисус обращается к фарисею.
Лк.7:41-43 «Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? 43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил»
Рассудил то Симон правильно, но это не касалось его сердца. Теорию он знал хорошо, проблемы были с практикой. Он считал себя знатоком людей, но на самом деле плохо знал анатомию человеческой души. Он презирал всех, кто не дотягивал до его собственного стандарта святости. О себе же он думал, что у него все в порядке во взаимоотношениях с Богом.
Однажды один человек прочитал эту историю о том, что кому больше прощено, тот любит больше, и подумал: «Жаль, что я не был торговцем наркотиков, вором или каким-нибудь другим преступником до того, как встретил Иисуса. Я бы любил Его больше, потому что мне было бы больше прощено. Я хочу любить Его как можно сильнее!». Но Господь открыл этому человеку, что суть этой истории не в этом. Проблема Симона была не в том, что он мало в своей жизни нагрешил, проблема была в том, что он не видел своих собственных грехов, потому что сравнивал себя не со святым Богом, а с такими людьми, как эта падшая женщина.
Итак, мы рассмотрели с вами сегодня три истории покаяния, и из каждой из них мы можем почерпнуть важные уроки. В наше время нередки случаи, когда человек подходит к пастору и говорит: «Я хотел бы покаяться, но только не перед всеми. Мне неловко выходить перед Церковью. Если можно, я помолюсь молитвой покаяния в вашем кабинете за закрытыми дверями». Конечно, я не имею права никого осуждать, и, наверное, ситуации в жизни могут быть самые разные, но если мы с вами поймем, в чем суть покаяния, то, наверное, будем оценивать подобные ситуации немного иначе. Ведь что такое покаяние? Это, в первую очередь, ненависть к грехам в своей душе и желание очиститься, примириться с Богом. Это когда человек задыхается без Бога и не может дальше жить по-прежнему. Когда в его душе рождаются слова, подобные словам псалмопевца: «Цепи ада облегли меня и сети смерти опутали меня» (Пс.17:6).
И мы увидели сегодня, что истинное покаяние происходит несмотря на осуждение и вопреки мнению окружающих людей. Когда человек искренне осознает свою греховность и жаждет очищения, жаждет мира в душе, он не смотрит на окружающих людей и не выбирает подходящий момент. Как Закхей, он готов влезть на дерево, и как грешная женщина, готов войти туда, где будет чувствовать на своей спине косые взгляды. Лишь бы только состоялась долгожданная встреча с Богом. Так действует покаяние во все времена и во всех народах. Мы помним, например, что после проповеди пророка Ионы в Ниневии царь этого грешного города «встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле» (Иона 3:6). Его не интересовало, как он выглядел в тот момент и что о нем подумают люди.
Мы также увидели те проблемы, которые могут удерживать человека от покаяния. Когда человек смотрит на других людей, то у него может рождаться либо завышенная самооценка (я лучше других, и мне не нужно покаяние), либо заниженная самооценка (по сравнению с другими я так грешен, что недостоин покаяния). Оба подхода совершенно неправильны. Каждый человек должен в первую очередь смотреть на Бога, на Его милость и Его святость. Никто не может считать себя настолько хорошим, что ему не нужно покаяние. Точно так же никто не может считать себя настолько плохим, что он недостоин покаяния. Сам Иисус говорил, что не здоровые нуждаются во враче, а больные, и Он пришел, чтобы призвать не праведников, а грешников к покаянию. И если кто-то сегодня страдает от своей духовной нечистоты, если кто-то жаждет любви и света – значит, для вас настал день покаяния. Придите ко Христу, возьмите Его за пронзенную руку – и мир Божий наполнит ваше сердце. Господь обязательно оценит жажду вашей души и изольет на вас потоки живой воды.
Tags: жизнь, осуждение, покаяние, притча
Subscribe

Posts from This Journal “покаяние” Tag

  • ПРИДИ ДОМОЙ

    Англия. Девятнадцатый век. Рождество. В маленьком городке есть традиция — в сочельник все дети города получают подарки. Это праздник: сияющие…

  • ИЗРАИЛЬ – ПРИРОДНАЯ МАСЛИНА

    « И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою,…

  • О ЦЕНЕ и ОЦЕНКЕ

    Чарли Стейнметц спроектировал генераторы, вырабатывавшие электричество для первых конвейеров на заводе Генри Форда. Через некоторое время после…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment