Но если заговорить о том, насколько страстную любовь эти верующие испытывают к Богу, как искренне служат они другим людям, нам предстанет куда худшая картина. Взаимоотношения по таким стандартам окажутся уже не такими хорошими. И это касается не только людей, страдающих от непонятного чувства беспокойства или извращенных половых побуждений, — это касается всех нас.
Если мы хотим знать, как жить самим и научить жить других той жизнью, какой необходимо жить человеку, нам надо ответить на три жизненно важных вопроса: Кто мы? Почему у нас возникает множество проблем? Как решить эти проблемы?
Нам необходимо развить некую модель понимания людей, проблем и решения этих проблем, которая была бы достаточно широка для того, чтобы ее можно было приложить ко многим ситуациям, и достаточно практична, чтобы ее можно было приложить к ситуациям особым образом. Выделим в этой связи три позиции.
Во-первых, люди. Если отбросить различия, то что делает нас схожими? Что нас объединяет и делает нас людьми? В чем колдун африканского племени схож с добродушной белокурой бабушкой из американской провинции? Что общего между юппи и горными племенами?
Каким принципам следуют люди, принимая решения? Что нами движет? Откуда исходят эмоции? Существуют ли такие понятия, как бессознательные мотивы и мысли, или же эти понятия не более чем ловкие и приносящее хорошие дивиденды плоды воображения психолога? Мы должны знать, кто мы такие и как мы действуем.
Во-вторых, проблемы. Не нужно быть проницательным, чтобы понять, что с людьми происходит что-то не то. В машине человечества произошло замыкание. Некоторые люди впадают в депрессию, когда друзья поступают с ними грубо, другие, судя по всему, явно равнодушны к массовой вражде между людьми.
Многие из нас ведут безуспешную войну против побуждений есть больше, чем следует. Некоторые показывают образец строгой самодисциплины. Все больше и больше молодых женщин превращают разумный самоконтроль в навязчивую идею худеть посредством голодания, что нередко заканчивается потерей здоровья и даже смертью.
Браки, как правило, начинаются выражением самых нежных и долгожданных чувств. Примерно половина браков заканчивается разводом (в большинстве случаев из-за того, что люди не получают того, чего ожидали). Сексуальные расстройства часто остаются неразрешенными и приводят к эмоциональным и физическим отклонениям. Неудовлетворенные желания порой настолько сильно требуют выхода, что люди готовы ради нескольких минут мнимого удовольствия пожертвовать семьей и карьерой.
Церкви, которые с энтузиазмом призывают к единству, иногда разделяются на два лагеря, что заканчивается холодной войной, горячей войной или расколом. Есть церкви, в которых царит настоящее единство, но которое стоит огромных усилий.
Когда мы слышим о том, что чей-то ребенок оказался в беде, то можем заметить наряду с искренней озабоченностью и чувство самодовольного удовлетворения. В другое время или с другими друзьями мы чувствуем в себе способность поплакать вместе с теми, кто обижен.
Что с нами происходит? Взаимодействуя с другими людьми, мы проявляем не очень хорошие качества. Но почему? В чем корень наших проблем? Это уже другой вопрос.
В-третьих, решение проблем. Необходимо бороться с искушением забегать в конец увлекательной книги. Ловкие заключения детектива ничего не стоят без предварительного понимания той ситуации, которую он выясняет. Тот же самый принцип применим и здесь: адекватная оценка решения зависит от адекватного понимания людей и их проблем. Разрешение проблемы Голгофы, например, можно оценить только после того, как мы поймем проблему греха.
Если мы не возьмемся за тяжелую и временами скучную работу по выяснению того, кто мы такие и почему мы так враждуем, наши усилия помочь людям окажутся поверхностными, а в перспективе и вовсе напрасными.
Одна из проблем, которую мы принимаем во внимание, состоит в том, что большинство из нас не имеет представления о теории перемен. Каким образом нетерпеливый родитель вырабатывает терпение в работе со своими раздражительными детьми? Каким образом запуганный молодожен становится уверенным в себе и любящим мужем? Каким образом женщина, чувствующая сексуальное влечение к другой женщине, становится нормальной женщиной в полном смысле этого слова? Многие из нас, в том числе и консультанты и пасторы, этого не знают.
Мы знаем, что люди должны меняться, что христиане должны расти во Христе, и мы верим, что они могут это делать. Если не считать нескольких основных идей о послушании, молитве и чтении Слова, мы не понимаем, каким образом происходят сами перемены, что именно побуждает человека меняться. Слишком часто мы скрываем наше нежелание заниматься этими вопросами пространными дискуссиями о богословии, методах христианского образования или структуре церкви. Но чего явно недостает в большинстве этих дискуссий — так это последовательной модели перемен.
Источник: Ларри Крабб. Как понимать людей.