a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ХОЛЕРА, ТЮРЬМА, ИТАЛИЯ

В конце XIX века мир еще верил в прогресс и просвещение. В ноябре 1885 года начальник Главного тюремного управления Михаил Николаевич Галкин-Враской был послан представителем от России на конгресс тюрьмоведов-пенологов в Рим. Третий международный форум объединил официальных и частных лиц, заинтересованных в преобразовании тюремной системы. Конгресс, проводившийся раз в пять лет, был намечен на два года раньше, но перенесен, поскольку с 1883 по 1885 год в Италии свирепствовала холера.
Эпидемия началась с исторического центра Неаполя, потом стремительно перекинулась на другие города. Бедствие подробно описывалось журналистами в российских и зарубежных газетах. «Биржевые ведомости» и другие издания постоянно публиковали информацию о распространении холеры. Эпидемия пагубно сказалась на экономике Италии, обеднел весь юг страны.
В 1883 году болезнь с тревогой ожидали в России. Чехов в книге «Осколки московской жизни» писал, что «холера интересный зверь – египетский...» И продолжал мысль, что эпидемия в России, скорее всего, начнется из-за антисанитарии рынков.
«Египетский зверь» выглядел неизвестным и загадочным, публика с трудом верила в то, что он «поедает» людей. На меры медицинской профилактики не обращали должного внимания, государственных средств как всегда не хватало…
С 1881 по 1896 год весь мир потрясла обширная пандемия холеры, которая унесла сотни тысяч жизней. Только за 1884 год в Неаполе умерло 8 тысяч человек. Европейским населением болезнь воспринималась не как кара Божья, а как следствие нарушения санитарных мер. Люди уже понимали, что болезнь связана с заражением от носителя.
Примечательно, что в 1883 году Робертом Кохом был выделен возбудитель холеры. Гораздо раньше английским врачом Джоном Сноу установлено, что распространение холеры происходит водным путем. Среди монахов, употреблявших вместо воды пиво, вспышек холеры не отмечалось. Убежденный трезвенник, Сноу предлагает кипятить питьевую воду перед употреблением, требует запретить массовый сброс нечистот в водные источники.
В 1885 году в Неаполе был принят городской закон «Risanamento». Итальянское слово можно перевести как «восстановление» и «санитарная обработка», что недалеко от истины – ведь необходимо было возобновить жизнь города: организовать доставку чистой воды и очистку от мусора. Принимается властное решение – покончить с антисанитарией и соединить восточный и западный районы Неаполя, построив новую систему водоснабжения и канализации…
В конце XIX века Россия стремилась присутствовать в международных европейских организациях, интегрироваться в общий процесс гуманизации мест заключения. Галкин-Враской подробно описал форум пенологов в своем отчете «Международный тюремный конгресс в Риме», который был опубликован в 1886 году в Санкт-Петербурге и интересен тем, что дает представление не только о круге специальных вопросов, но также об Италии, переживающей шок от последствий эпидемии. Возможно, современному читателю, наблюдающему распространение эпидемии коронавируса в мире, покажется весьма актуальным рассказ русского чиновника. Как говорят немцы: «Посмеемся, чтобы не плакать!»
На открытии заседания профессор уголовного права фон Гольцендорф в приветственной речи делегатам выразил сожаление об отсрочке конгресса, потому что «иностранцам, собравшимся ныне в Риме, не довелось быть очевидцами того высокого примера самоотвержения и героизма, который дан был итальянскому народу его королем».
О ком здесь идет речь? Упоминается король Италии Умберто I, который принимал личное участие в ликвидации последствий эпидемии, а также землетрясения. Известно, что он не только приехал в Неаполь, где шла вышеупомянутая масштабная реконструкция, но посетил все больницы, выражая солидарность со страдающим народом и самоотверженными врачами.
Фон Гольцендорф делает интересный вывод: «Этот пример, доказавший великое значение нравственной силы в борьбе даже с физическою болезнью, должен был бы воодушевить тех, кто посвятил свои труды для борьбы с недугом духовным».
Для преодоления болезни нужна нравственная сила! Недостаточно медицинских мер, важно подавать христианский пример тем, кто страдает, и Господь говорит: «Был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Последовательность в милосердном служении ближнему, помощь в преодолении недуга духовного, каким является и преступность, участие в благотворительных проектах – самая лучшая реклама власти. Разве пример героизма, мужества, совести и честности не подается прежде всего сверху? Возможно, только после этого он подхватывается снизу и воспринимается как истинный народный образец для подражания.
Галкин-Враской упоминает короля Умберто I и королеву также в самом конце доклада, где повествует о теплом официальном приеме по случаю закрытия конгресса: «Их Величества изволили милостиво разговаривать с каждым из приглашенных и по окончании обеда еще долго оставались среди гостей». Известно, что итальянский король любил демократично и радушно общаться с народом, нередко пренебрегая собственной безопасностью.
При посещении итальянских тюрем автор обращает внимание на характерные национальные черты поведения. Так в заведении Regina Coeli (от лат. «Радуйся, Царица!»), названном первыми словами пасхального антифона, его взгляд привлек надзиратель, который на посту «сидел за столиком и завтракал». На вопрос к директору тюрьмы, почему это допускается, тот ответил, что «не видит в этом никакого неудобства».
Оказывается, надзирателей мало и отпускать их на обед нет смысла. Галкина-Враского также поразило то, что заключенным за примерное поведение выдавалось по стакану вина от учреждения, в тюрьме работала типография. Все это русский чиновник осмысливает и делает осторожное заключение о рабочей специфике итальянцев: «Видимое отсутствие внешней выправки, которое легко можно принять за отсутствие дисциплины». Начальники везде его уверяют, что все отлично функционирует, заключенные ведут себя хорошо, никаких проблем не наблюдается.
В этот исторический период преступление нередко связывалось исключительно с духовной безнравственностью, сравнивалось с болезнью, поэтому для исцеления необходимо было изолировать «больного» правонарушителя от здорового общества. Рядом с залом конгресса развернули выставку, где разные страны представили модели одиночных тюремных камер. Бельгия демонстрировала целый железнодорожный вагон для перевозки преступников. Все это выглядело как новаторское очеловечивание тюремной системы…
Эпидемии – неизменные спутники человечества, которое не должно смиряться с этим фактом. Противостоять распространению болезни можно не только молитвой, но и деятельностью в духовной, научной и социальной сферах.
В начале XX века вера в просвещение и силу прогресса стала постепенно угасать. Все чаще звучали выстрелы; эпидемии повторялись; мир потрясали революции. Король Умберто I перенес несколько покушений анархистов, тщетно пытался стать любимым народным монархом и в 1900 году был застрелен Гаэтано Бреши. Убийца, избежавший смертной казни (ее в Италии отменили), через год повесился в одиночной камере тюрьмы острова Святого Стефана.
Михаил Николаевич Галкин-Враской счастливо не дожил до Октябрьского переворота, скончался в 1916 году, похоронен в Свято-Троицкой Сергиевой приморской мужской пустыни под полом в притворе храма в честь Сергия Радонежского. Над могилой по инициативе ФСИН России в 2012 году установлена памятная доска.
После себя он оставил главный памятник – тюрьму «Кресты», которая была построена в бытность его начальником Главного тюремного управления и, как ни странно, выглядела гораздо гуманней прежних острогов и мест заключения. Профиль Галкина-Враского изображен на картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного Совета», выставленной в Русском музее.
25 октября 1987 года римским папой Иоанном Павлом II был канонизирован мирянин Джузеппе Москати, который отличился не только своей благочестивой жизнью, но и участием в борьбе с эпидемией холеры в Неаполе в 1919 году. Четырехлетним ребенком в 1884 году он был привезен родителями в Неаполь, в котором свирепствовала пандемия. Джузеппе выжил, стал врачом и всю жизнь посвятил больным и Богу.
Возможно, нынешнее время, несмотря на «коронавирусный ужас» и предчувствие грядущего «глада, мора и бедствий», породит не только леденящий душу страх, но и новых героев веры и особую форму деятельного христианства, способного преобразовывать реальность в подобие Царства вечного милосердия.

Источник: Алексей Пирогов. Холера, тюрьма, Италия и коронавирус
Tags: Италия, Россия, болезнь, история, тюрьма
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • ИМПУЛЬС МИЛОСЕРДИЯ

    Пс.81:3-4 « Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его]…

  • МИХАЙ и АНТОНЕСКУ

    Итак, 6 сентября 1940 г. на румынский трон во второй раз вступил Михай. Трудно сказать, был ли молодой король готов к нелегкой миссии: его столь…

  • МЕСА ВЕРДЕ

    В Национальном парке Меса Верде (Mesa Verde National Park) сконцентрировано большое количество индейских жилищ племени Анасази (предков современных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment