a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ

С тех пор, как человеческие общества и культуры стали взаимодействовать и сравнивать себя друг с другом, положение женщин и детей, а также ритуалы, связанные с сексом, женитьбой и смертью, занимают особое место в том, как культуры воспринимают друг друга. Обсуждение Платоном положения женщин и детей в «Государстве» - это один такой памятный эпизод, относящийся к самым началам западной философской традиции. Сократ в пятой книге «Государства», проявляя свойственную ему робкую уклончивость, выдвигает идею о том, что у классов - хранителей государственных устоев жены и дети будут общими и им будет предложено вступать в интимную близость, подчиняясь принципам отбора в согласии с учением о евгенике. Сократ понимал, сколь глубоко он задевает своими предложениями преобладающие среди его сограждан взгляды греческого домостроя - oikos. Чтобы компенсировать утрату особых чувств привязанности и верности между родителями и детьми, к которой могло бы привести осуществление его предложений, он воспользовался тогда мифом, будто земля есть мать всего.
Возвращаясь к этому эпизоду, Аристотель в «Политике» озвучил некоторые из распространенных чувств афинских граждан по отношению к радикальному социальному экспериментированию, предложенному Платоном и Сократом. Аристотель считал ошибочной идею Платона о характере единства, соответствующего каждой сфере человеческой жизни. С точки зрения Аристотеля, Платон имел в виду создание в рамках полиса единства, подобного семье, но разрушающего при этом семейное единство ради безличностной солидарности тех, кто «рожден от земли» в конце особого цикла спаривания.
Предметом гордости Аристотеля был тот факт, что греки не относились к своим женам-гражданкам как к рабыням, а четко отличали их статус от положения рабынь и наложниц, которые обычно не были гречанками и афинянками. Ограниченную свободу афинских жен-гражданок Аристотель ставил гораздо выше, чем состояние женского рабства, как он предполагал, преобладавшее среди персиянок.
Философский обмен мнениями между Сократом, Платоном и Аристотелем - один из самых ранних примеров комплексного мультикультурного диалога, касающегося положения женщин и детей. Не только такие межкультурные сравнения, но и «женский трафик» - то есть обмен женщинами, производившийся мужскими представителями человеческого рода с помощью бартера, женитьбы, войн и завоеваний, - повсеместно были устойчивыми чертами большинства известных нам человеческих обществ. Поэтому нас не должно удивлять, что и в наше время статус частной сферы, в широком понимании охватывающей женщин и детей, а также регулирование сексуальных отношений, рождений и смертей вызывает некоторые из наиболее ожесточенных и глубоких культурных противостояний. Когда отдельные культурные группы вступают во взаимодействие, глубина межкультурных различий особенно отчетливо ощущается в пространстве вдоль границы, отделяющей общественную сферу от частной.
Биху Парех всесторонне рассмотрел загадки, связанные с сосуществованием разных культур, перечислив 12 практик, особенно часто вызывающих противоположную оценку: женский вариант обрезания; полигамия; исламские и европейские способы забивания животных; браки по договоренности; браки в пределах запрещенных степеней родства; нанесение шрамов на щеки и разные части тела у детей; исламский запрет на участие девочек в таких практиках совместного обучения, как занятия спортом и плавание; исламское указание, чтобы девочки носили хиджаб, или головной платок; сикхские указания по поводу ношения или снятия традиционных тюрбанов; отказ цыган и аманитов отдавать своих детей в государственные школы либо совсем, либо после определенного возраста; индуистские требования разрешить кремирование своих умерших; а также подчиненное положение женщины и все, что с ним связано. В составленном Парехом списке семь из двенадцати практик касаются положения женщин в различных культурных сообществах; две имеют отношение к правилам в одежде, которую подобает носить лицам обоих полов (ношение тюрбана и хиджаба); в двух случаях речь идет о разделении частных и публичных полномочий в вопросах детского образования; и один затрагивает принципы питания и похоронные ритуалы.
Как можно объяснить то, что среди причин межкультурных столкновений превалируют культурные практики, касающиеся статуса женщин, девушек, замужества, а также вопросов секса?
Сфера сексуальной жизни и репродукции находится в центре внимания большинства человеческих культур. Регулирование соответствующих функций обозначает линию раздела между природой и культурой: все виды животных должны спариваться и производить потомство, чтобы сохраниться, однако подчинение спаривания, сексуальности и репродукции определенным правилам в соответствии с «родственными примерами» составляет, как утверждал Клод Леви-Строс в «Элементарных структурах родства», водораздел между fusis (от природы) и no'mos (по законам). Природа не диктует, кому с кем спариваться; однако все известные человеческие общества подвергают спаривание в репродуктивных или иных целях регулированию и создают символическую совокупность значений, на основании которых возникают родственные примеры и учреждаются сексуальные табу. Женщины и женское тело - это культурно-символическая «доска», на которой человеческие общества записывают свой моральный кодекс. В силу своей способности к деторождению женщины посредничают между природой и культурой, между видами животных, к которым все мы принадлежим, и символическим порядком, который делает нас культурными существами.
Со времени появления книги Симоны де Бовуар «Второй пол» феминистская теория критически разобрала, почему функция женщин как посредников между природой и культурой делает их одновременно объектом желания и страха, стремления и отталкивания. Рождение и уход из человеческой жизни обычно отмечены присутствием женщины: всегда и неизбежно в случае рождения; как правило (но не обязательно) в случае смерти, поскольку заклинатели, священники и шаманы мужского рода тоже могут играть существенную роль в церемонии, сопровождающей смерть. Отвечающая за такие функции женщина контролирует моменты наивысшей уязвимости в жизни человека: когда мы приходим в жизнь, мы беспомощны как дети, а когда уходим из нее, столь же беспомощны перед лицом смерти. Подобная уязвимость рождает чувства крайней двойственности по отношению к женщинам. На них смотрят, как на хранительниц врат, через которые человек проходит [в момент рождения и смерти].

Источник: Сейла Бенхабиб. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / Пер. с англ.; под ред. В.И. Иноземцева. М.: Логос, 2003. - 350 с.
Tags: женщина, история, культура, мультикультурализм, символ, философия
Subscribe

Posts from This Journal “женщина” Tag

  • СЕМЬ ФАКТОВ о ДНЕ ЖЕНЩИН

    Самым древним этот праздник считается во Вьетнаме. Женщин поздравляют с ним уже более 2000 лет. Раньше этот день назывался Днем памяти сестер Чынг.…

  • РАВЕНСТВО ПОЛОВ. К ИСТОРИИ ВОПРОСА

    Борьба за равноправие полов является доминантой современного общественно-политического дискурса как в рамках национальных государств, так и на…

  • ПОЧЕМУ ИИСУС НЕ БЫЛ ЖЕНЩИНОЙ

    Воплотившись, Бог стал мужчиной, а не женщиной. Иисус был сыном, а не дочерью; братом, а не сестрой. Он не рожал детей и до тех пор, пока не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment