a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ИСКУССТВО ОБЛИЧЕНИЯ

Поговорим сегодня на тему, которая не очень популярна среди христиан. Мало кому нравится, когда к нему обращаются со словами обличения. Если честно: как вы реагируете, когда кто-то пытается вас обличить? Реакция может быть самая разная, все зависит от ситуации, от того кто кого обличает, насколько вы знаете друг друга, каковы ваши взаимоотношения, от вашего темперамента... В любом случае, вряд ли есть такой человек, который мог бы сказать, к примеру, своей жене: «Ты знаешь, у меня замечательная новость! Пастор сказал, что он желает прийти к нам домой, потому что у него есть для нас слово обличения. Я просто не могу дождаться, когда это произойдет, ведь меня так давно никто ни в чем не упрекал!». Скорее – наоборот, реакцией на попытку обличения может быть затаенная обида, гнев, резкий ответ, взаимный упрек (лучше бы ты за своей женой следил; а как твои дети себя ведут и т.п.). Или возможен совсем «духовный» вариант, по Писанию: «Вынь прежде бревно из своего глаза, а потом пытайся что-то с моей соринкой делать».
В общем, ситуация понятна, и она совершенно не такова, какой должна быть.
Для начала определимся: есть ли необходимость в обличении среди детей Божьих?
Лев.19:17-18 «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. 18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь»
Это место очень интересное, и здесь следует обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, существует непосредственная связь между любовью к ближнему и обличением. Любовь может проявляться по-разному, и одно из таких проявлений – это когда мы не остаемся равнодушными к грехам нашего брата или сестры и реагируем в соответствии с тем, чему учит Библия. Во-вторых, обличение никак не должно быть связано с нашей местью, злобой или враждебным отношением к человеку, которого мы обличаем. Обличение – это часть Божьего замысла по отношению к греху, а не инструмент наших человеческих разборок. В-третьих, мы прочитали: «обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха». Оказывается, если мы видим, что брат или сестра поступают неправильно, и молчим – то мы согрешаем. Если мы с этим не согласны, то поступаем, как Каин, который сказал: «разве я сторож брату моему?». Да, оказывается, есть ситуации, когда мы друг другу должны быть сторожами. Речь идет, конечно, не о том, чтобы следить друг за другом, высматривать, сплетни собирать – нет. Но тот, кто видит грех ближнего, и никак не реагирует на него, разделяет с ним его вину.
Иез.33:1-9 «И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! изреки слово к сынам народа твоего и скажи им: если Я на какую-либо землю наведу меч, и народ той земли возьмет из среды себя человека и поставит его у себя стражем;
3 и он, увидев меч, идущий на землю, затрубит в трубу и предостережет народ;
4 и если кто будет слушать голос трубы, но не остережет себя, - то, когда меч придет и захватит его, кровь его будет на его голове.
5 Голос трубы он слышал, но не остерег себя, кровь его на нем будет; а кто остерегся, тот спас жизнь свою.
6 Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, - то, когда придет меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража.
7 И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня.
8 Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей.
9 Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою»
Кто-то может сказать: это сказано пророку Божию, а меня это не касается. Давайте посмотрим, что говорится в Новом Завете.
Гал.6:1-2 «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»
Часто мы понимаем слова «носите бремена друг друга» как проявление милосердия к тем, кто находится в нужде, но если посмотреть на контекст, то получается, что обличать человека, наставлять его на путь истинный – это и есть нести его бремя. Это, на самом деле, неприятное занятие, и если кому-то нравится обличать других – то это проблема. Обычно те, кто любит других обличать, терпеть не может, когда обличают его самого.
Следующий момент. Павел говорит: «если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости». Кто же это такие, духовные? Может быть, это какое-то элитное подразделение особо духовных христиан? Как у мусульман, у которых есть особая полиция нравов, которая следит за соблюдением норм морали и законов шариата в общественных местах? На самом деле, эти слова адресованы всем верующим. Если мы внимательно прочитаем Послание к Галатам, то увидим, что у его адресатов тоже были определенные проблемы, они не были идеальны, но Павел говорит им, чтобы они исправляли друг друга, только, что очень важно – в духе кротости. Об этом мы поговорим позднее. Если мы приняли Иисуса в свое сердце, то Дух Божий живет в нас, и нас можно назвать духовными, не плотскими.
Итак, как Ветхий Завет, так и Новый Завет говорят нам о важности обличения. Это важно и для процветания Церкви, и для духовного здоровья отдельных детей Божьих. Пол Трипп в книге «Война слов. Об истоках и сути проблем, связанных с общением» пишет: «Все мы, не достигшие еще вечной жизни, обладаем склонностью грешить. Мы впадаем в такие грехи, как гнев, гордость, жалость к себе, зависть, месть, самоправедность, озлобленность, похоть, эгоизм, страх, неверие и т. д. И мы либо вообще не понимаем, что попали в рабство греха, либо не знаем, как нам от него избавиться. В той или иной степени все мы живем во грехе. Есть грехи, которых мы просто не замечаем, а есть грехи, с которыми мы постоянно боремся. Настанет день, когда с нас спадут все греховные путы, когда мы уподобимся Христу и будем пребывать с Ним вовеки! Но до того момента нам необходимо помнить, что грех может поймать нас в свои сети, и по этой причине мы нуждаемся друг в друге».
Плохо, если мы этого не понимаем и относимся к обличениям как к чему-то ненужному и даже оскорбительному. Давайте посмотрим, как Библия говорит о тех, кто игнорирует обличения. Очень много стихов на эту тему содержится в Книге Притчей. Мы посмотрим только некоторые. Вначале прочитаем о хорошем, а потом – о плохом.
Пр.25:12 «Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха»
Здесь сразу два важных момента: обличение должно быть мудрым (об этом мы скоро поговорим), а ухо слушающего это обличение – внимательным. Это – формула успеха обличения.
Теперь – о том, как еще человек может реагировать на обличение:
Пр.10:17 «Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает»
Пр.15:32 «Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум»
Пр.12:1 «Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда»
Пр.15:10 «Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет»
Пр.29:1 «Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет [ему] исцеления»
Здесь мы видим определенную регрессию – человек вначале отвергает обличение, затем – ненавидит его, и наконец – ожесточается. Это ведет человека к погибели.
Почему же люди не любят обличений? Одна часть проблемы: потому что никому не нравится, когда его неблаговидные поступки выносятся на свет. Мы предпочитаем, чтобы те стороны нашей жизни, которые сокрыты от посторонних глаз, так и оставались скрытыми. Вторая часть проблемы: мало кто умеет подойти к обличению с мудростью. Очень часто неправильно употребленные обличения наносят человеку непоправимые раны и даже приводят к тому, что христианин навсегда уходит из Церкви.
Пол Трипп в своей книге описывает ситуацию, когда он присутствовал на братском совете, где пастор обличал члена своей церкви. Первое, что поразило его, было страдальческое приветствие, которым обменялись пастор, старшие братья и этот человек. Когда-то все они были хорошими друзьями, и вот сейчас была предпринята попытка отнестись с теплотой друг к другу, однако она выглядела неестественной и вымученной. Пол далее рассказывает: «Обменявшись словесными формальностями, мы сели, и в комнате воцарилось молчание, которое, казалось, будет длиться вечно. Все чувствовали себя скованно, ни у кого не было не то что улыбки, а даже доброжелательного выражения на лице. Никто не смотрел друг другу в глаза. Мне хотелось встать и закричать: «Что здесь происходит? Так не должно быть!» Но я сдержался. Пастор предложил начать с молитвы. Было заметно, что и во время молитвы он чувствовал себя не в своей тарелке — точно так же, как тогда, когда мы приветствовали друг друга. Затем он произнес: «Ты знаешь, Боб, для чего мы собрались здесь? Мы собрались, чтобы поговорить о том, что волнует нас на протяжении долгого времени». Боб чувствовал себя весьма неуютно. В тот момент он наверняка предпочел бы оказаться в кабинете зубного врача. Пастор достал из портфеля шесть отпечатанных листов, на которых были перечислены обвинения, выдвинутые против этого человека, и начал зачитывать вслух весь список. Не было никакого обсуждения, никакого обмена мнениями. Боб сидел и молча слушал, поеживаясь и испытывая смущение, когда оглашалось очередное обвинение. После того как была прочитана последняя страница, Боба спросили, готов ли он признаться и покаяться во всем этом. Казалось, он испытывал чувство растерянности, обиды и гнева. Пастор же сердито смотрел на него, как судья на подсудимого».
Это – пример обличения, которое ни к чему хорошему привести не может.
Каким же должно быть правильное христианское обличение? И какие чаще всего при этом совершаются ошибки?
1.      Объект обличения
Чаще всего люди склонны обличать тех, с кем у них не сложились отношения. Обличение вряд ли будет успешным, если еще до того, как начать разговор начистоту, люди уже чувствуют некоторую неприязнь друг к другу. Обличение наиболее эффективно, когда между христианами существуют доверительное отношения.
Откр.3:19 «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю».
Однажды священник проповедовал королю, обличая его и призывая к покаянию. Видя, что тот начинает гневаться, священник сказал: «Я готов отдать за вас свою жизнь или другим способом доказать свою верность. Но когда я поднимаюсь на кафедру, я служу Царю Небес, власть которого превышает любую власть на земле. И я буду говорить то, что Он мне говорит. И все это ради вашего вечного блага»

2.      Мотивы обличения
Обличая, мы часто бываем движимы не библейскими мотивами и целями, а собственным раздражением и злостью. Обличение часто превращается в противостояние и вражду, вместо того чтобы быть выражением сердечной заботы о человеке, нуждающемся в исправлении. Мотивами обличения должна быть любовь к человеку, желание ему блага.
Пр.27:5-6 «Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. 6 Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего»
Лев.19:17-18 «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. 18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь»

3.      Цели обличения
Неправильные цели: поставить человека на место; победить в споре, навязать свою точку зрения; осудить человека, вынести ему приговор; открыть глаза братьев и сестер на то, кто этот человек на самом деле
Правильные цели: поставить себя на его место и помочь ему увидеть его ошибки; открыть человеку волю Божью; призвать к покаянию, к исправлению; восстановить нарушенные отношения с Церковью и Богом

4.      Основания обличения
Неверные основания: сплетни, слухи, подозрения, непроверенная информация о неблаговидных поступках и о мотивах их совершения.
Верные основания: проверенная информация, установленные факты совершенного греха, истинные мотивы неправильного поведения.

5.      Подготовка к обличению
Неправильная подготовка: отсутствие подготовки; очернение провинившегося в глазах других участников обличения; составление обвинительного заключения на много листов
Правильная подготовка: наблюдение за собою (в сердце не должно быть гнева, нетерпения, самоправедности, обиды, ожесточения); стяжание духа кротости (припоминание своих грехов и ошибок); выяснение того, что Писание говорит по этому вопросу; молитва
6.      Способ обличения
Неправильные способы: гневное осуждение; использование повышенного тона, обидных слов; припоминание всех прежних обид, которые давно были прощены; Писание используется как дубинка, инструмент запугивания наказанием; жесткое следование ранее составленному плану; монолог.
Правильные способы: строгая, но спокойная беседа в форме диалога; Писание должно использоваться как зеркало, инструмент самопознания и руководство к осознанию греха; ободрять человека, вспоминать не только его грех, но и Христа, «благость Божья ведет тебя к покаянию» (Рим.2:4); истину следует говорить с любовью. «Истина, высказанная без любви, перестает быть истиной, поскольку человеческая раздражительность, злоба и гнев искажают ее» (Пол Трипп).
Вспомним, как пророк Нафан обличил Давида после того, как тот согрешил с Вирсавией. Он рассказал ему историю о бедняке и его единственной овечке, и после этого Давид смог сам увидеть всю неприглядность своего поступка.
7.      Результат обличения
Неправильный подход: давление на человека; требование немедленного решения; принятие дисциплинарных мер после первой же беседы
Правильный подход: следует дать возможность Святому Духу произвести Свою работу в сердце человека; предложить совместную молитву; проявить терпение и, по возможности, расстаться доброжелательно.
Как мы видим, мудро подходить к обличению – это действительно искусство, и нам всем следует овладеть этим искусством. Иначе церковное обличение так и останется не спасительным инструментом, а «Бермудским треугольником», в котором гибнут многие души. Хочется также всех призвать относиться с пониманием к обличению, и не превращать его в повод к личным обидам.
И в завершение – еще одна цитата из книги Пола Триппа: «Сколько добра могло бы принести обличение, если бы оно было не дубинкой, а светом, не обвинительным приговором, а призывом к новой жизни, исходящим из любящего сердца, не извещением о том, что все потеряно и ситуация безнадежна, а увещеванием продолжать битву с грехом до тех пор, пока победа не будет одержана!».
Tags: Церковь, грех, любовь, обличение, советы, христианство в действии
Subscribe

Posts from This Journal “обличение” Tag

  • ЖЕЛЕЗО ЖЕЛЕЗО ОСТРИТ

    "Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего" Библия, Притчи Соломона, 27:17 Когда клинок затачивает мастер,…

  • ФОНД СОВЕСТИ или ВАШИ ОШИБКИ НЕ СМЕРТЕЛЬНЫ

    Затерявшийся листок бумаги. Записка была написана нетвердой рукой. На почтовой бумаге. Черные чернила. В словах сквозило отчаяние. Письмо…

  • ТЕСТ на ФАРИСЕЙСТВО

    Если ты – христианин, то тебе меньше всего хотелось бы, чтобы кто-то считал тебя «фарисеем». Обычно мы связываем фарисейство с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment