a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ПРОПОВЕДЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ о МИЛОСЕРДИИ

Лк.3:1-11 «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
7 [Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же»
Обращали ли вы внимание на то, какой совет дал Иоанн Креститель людям, которые приходили к нему креститься? После того, как он произнес гневную проповедь и потребовал от людей, чтобы они сотворили достойные плоды покаяния, народ задает вопрос: «что же нам делать?». И Иоанн говорит: «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Не кажется вам странным, что тот, кто назван Предтечей, кого сам Иисус называл величайшим из пророков, в своем обращении к людям говорит не о каких-то богословских вопросах, не напоминает им о необходимости строго следовать 10 заповедям, исполнять Закон Моисеев, а обращает их внимание на важность дел милосердия? Почему он говорит именно об этом? Неужели для людей, которые погрязли в своих грехах, которые нуждаются в спасении, нет ничего более актуального, более насущного, что им нужно изменить в своей жизни, на что им следует обратить особое внимание?
Наверное, эти слова были сказаны не просто так. Уже в служении Иоанна Крестителя мы видим попытку подготовить людей тому, о чем позднее будет учить Иисус Христос.
Давайте вспомним один эпизод.
Лк.11:37-42 «Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.
38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл [рук] перед обедом.
39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.
42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять»
Мы видим здесь Иисуса в доме фарисея, ревнителя закона. Этот фарисей привык все делать так, как написано в законе Моисеевом, он старался скрупулёзно исполнять все заповеди, причем не только заповеди Божии, но и заповеди человеческие. Он был горд тем, что он все делает правильно, и что его дела свидетельствуют всем окружающим, что он чист. Он давал десятину, и полагал, что Бог полностью им доволен. Но Иисус неожиданно обличает его и говорит: «лучше бы ты милостыню подавал». Чем же милостыня отличается от десятины? Десятина – это фиксированный размер дохода, его 10-я часть. То есть она измеряется арифметически. Милостыня не имеет строго определенного размера. Человеку подсказывает сердце, сколько дать нуждающемуся. Никто не может судить, достаточно кто-то дал кому-то или недостаточно. Это внутреннее дело человека, это то, что ему подсказывает сердце. Иисус сказал фарисею, что он нерадит «о суде и любви Божией». Закон в его сердце занял то место, которое должна занимать любовь Божья. Он отдал десятину – и спокоен, ему неважно, что рядом с ним кто-то может нуждаться в его помощи.
Прочитаем еще слова Иисуса Христа.
Лк.6:35-38 «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам»
Здесь мы снова видим, что Иисус говорит о любви, и связывает ее с делами милосердия. Он говорит в 36-м стихе, подводя определенный итог всему вышесказанному: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». И далее Он перечисляет четыре момента, в которых мы можем проявить свое милосердие к ближним: не судите, не осуждайте, прощайте, давайте. Как мы видим, два из этих требований – отрицательные, т.е. чего мы не должны делать (не судите, не осуждайте), а два – положительные, что нам следует делать, чтобы быть похожими на нашего милосердного Отца Небесного: прощайте и давайте. Почему же это так важно? Дело в том, что эти два действия наносят сокрушительный удар по самым опасным твердыням в нашем сердце. Умение прощать разрушает нашу гордыню, а умение давать – нашу скупость, наше равнодушие, неумение (и нежелание) сочувствовать и сопереживать человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Причем слово «давайте» имеет разные значения: давайте взаймы, давайте милостыню… Не привязывайте свое сердце к материальным вещам, учитесь послужить ими ближнему.
Все мы помним то, что произошло в Содоме. За что Бог истребил этот нечестивый город? Первая мысль – за их особо развратный образ жизни, который даже получил название от этого города – «содомия». Это верно, но это – видимая нам сторона, то, что сразу бросается в глаза. Но каковы глубинные корни их нечестия?
Иез.16:49 «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала»
Мы видим здесь четыре причины их греховного образа жизни: гордость – корень всех зол; пресыщение от мирских наслаждений, когда они приедаются и постоянно хочется новых ощущений; праздность, т.е. безделье, леность, отсутствие созидательного труда; закрытые глаза на нужды окружающих, отсутствие дел милосердия. Все это в совокупности и привело содомлян к плачевному результату их жизни.
Почему так важна наша милостыня, наши дела милосердия в контексте того, о чем говорил Иоанн Креститель? Вспомним, что Иоанн предупреждал собравшихся людей о том, что приближаются суды Божии, скоро возгорится Его гнев, «уже и секира при корне дерев лежит». Вспомним в связи с этим два места из Священного Писания:
Мф.5:7 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
Иак.2:13 «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом»
То есть в условиях приближающегося суда Божия у человека появляется реальный шанс рассчитывать на милость Божию – самому проявить милость к другим людям. Иисус оставил нам разные притчи на эту тему. Например, притча о милосердном самарянине. Иисус назвал самарянина милосердным, потому что тот остановился, когда увидел человека в нужде, и помог ему. Другие люди, также видевшие эту нужду, просто прошли мимо. Другая притча – о немилосердном рабе, которому царь простил десять тысяч талантов, а он не смог простить своему другу сто динариев. Мы помним, какова была участь этого человека. Мы также помним, что Иисус предрекает печальную участь тем, кто не накормил голодных, не напоил жаждущих, не принимал странников, не заботился о больных, не посещал узников, то есть тем, кто не помогал с любовью своим ближним.
Как правильно подавать милостыню, помогать нуждающимся? В Слове Божьем мы можем найти важные принципы этого.
Давайте снова обратимся к словам Иоанна Крестителя: «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Что мы можем почерпнуть из этих слов?
Вспоминается одна притча. Однажды жена одного богача сварила курицу, но из-за обилия приготовленных блюд курица испортилась. Женщина хотела выбросить курицу, но муж запретил ей это делать. По соседству с ними жил бедный человек, и богач предложил отдать курицу ему. Нищему, мол, и такая сойдёт. Жена отдала курицу соседу, он её поел и почувствовал себя плохо. Богач с женой пришли его навестить и посидели у постели больного... а потом и сопроводили его в последний путь на кладбище.-Вот видишь!- наставительно говорил богач жене по дороге домой.- Сколько добрых дел мы совершили! Накормили голодного - раз. Посетили больного - два. Проводили покойника - три. Да это просто чудесная курица! А ты её выбросить хотела.
Итак, первый принцип – давать нуждающимся следует то, что пригодно для употребления. Часто люди действуют по принципу «на тебе, Боже, что мне негоже». Такой принцип неприемлем ни по отношению к Богу, ни по отношению к нуждающемуся человеку. Иоанн говорит: «у кого две одежды, тот дай неимущему», т.е. те одежды, которые ты сам бы мог носить, а не те, которыми ты уже моешь полы. И пища – не та, которую жалко выбрасывать, но сам ты есть не стал бы, а нормальная пища. Сегодня в мире столько продуктов уходит на свалку, и не всегда это испорченные продукты. К сожалению, люди не находят им лучшего применения.
Второй момент касается того, сколько давать. Из слов «у кого две одежды, тот дай неимущему» иногда делается вывод, что отдавать надо 50% того, что есть у нас. Но такой подход – это законничество. Мы уже с вами говорили, в чем разница между десятиной и милостыней. Десятина – это фиксированная часть ваших доходов, а милостыня дается по зову сердца, здесь нет и не может быть какой-то четко определенной части нашего имущества, денег или других материальных ценностей. Важный принцип открывает нам Павел во Втором послании Коринфянам:
2Кор.8:13-14 «Не [требуется], чтобы другим [было] облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. 14 Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность»
Важно понять, что от нас не требуется раздать все, а самим влачить полуголодное состояние. Должна быть во всем соразмерность и равномерность. Павел говорит: «Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка». То есть вполне реален такой сценарий, по которому вы будете испытывать нужду в чем-то, и тогда вам придет помощь от тех, кто рядом с вами.
Еще об одном принципе милостыни говорит сам Господь.
Мф.6:1-4 «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»
Следует также помнить о том, что помогать нуждающимся – это не только богоугодное дело, но и очень практичное занятие. Ведь никто не знает, как наша жизнь повернется завтра. Как сказал Екклесиаст:
Еккл.11:1 «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его»
Об этом очень важно помнить. Дела милосердия хорошо помнят и люди, и Бог. О Тавифе, которую воскресил Петр, сказано, что «она была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян.9:36). Сотнику Корнилию Ангел сказал: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян.10:4).
Существует много советов относительно того, как сберечь свои средства. Кто-то советует держать деньги в банке, кто-то – в валюте, в золоте, вкладывать в недвижимость и т.д. Но Бог предлагает самый лучший вариант. Лучшее и самое безопасное вложение – это дела милосердия, потому что гарантом этого вложения является сам Бог.
Итак, мы с вами можем подвести некоторые итоги. Мы увидели, что Писание уделяет много внимания милосердию, и, в частности, его разновидности – милостыне. Существует как минимум три причины, почему нам следует помогать нуждающимся. Во-первых, таким образом мы становимся похожими на Бога, который является для нас образцом милосердия. Во-вторых, проявляя милосердие к другим людям, мы можем рассчитывать и на милость Бога по отношению к нам. В третьих, помощь нуждающимся является практичной, поскольку тем самым мы создаем условия для того, чтобы и мы в свое время получили ту или иную помощь.
Мы также рассмотрели три важных принципа того, как следует давать милостыню. 1) давать то, что пригодно для употребления; 2) давать столько, сколько подсказывает нам сердце; 3) давать так, чтобы это не превращалось в саморекламу.
Конечно же, мы должны помнить о том, что благотворительность нас не спасает. Спасаемся мы по благодати Божией, благодаря пролитой за нас крови Иисуса Христа. Однако благотворительность и милосердие являются делами веры, то есть делами, подтверждающими на практике нашу веру в Бога, доказывающими нашу любовь к ближним. Господь желает сделать из нас, как сказано в Послании к Титу, «народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:14). Также и в Послании к Евреям сказано: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:16).
Пусть Господь благословит нас принять эти уроки к сведению, наполнить ими свое сердце и стараться практиковать благотворительность, дела милосердия в своей жизни.
Аминь.
Tags: Иоанн Креститель, Крещение, благотворительность, деньги, милосердие, милость, христианство в действии
Subscribe

Posts from This Journal “Иоанн Креститель” Tag

  • О ЦЕНЕ и ОЦЕНКЕ

    Чарли Стейнметц спроектировал генераторы, вырабатывавшие электричество для первых конвейеров на заводе Генри Форда. Через некоторое время после…

  • ПРИЗВАНИЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

    Лк.1:5-17 « Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей…

  • ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНИЯ

    Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда Он крестился; до…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment