a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

МОЕ ЧТЕНИЕ 2019 ч.2.

Итак, представляю Вашему вниманию вторую часть моего рейтинга, в которую, на этот раз, включены 7 лучших книг на религиозную (богословскую) тематику, прочитанных мною в уходящем 2019 году. Вот этот список (в алфавитном порядке фамилий авторов):

Джефф Вайнс. Ужин со скептиками

Генри А. Верклер. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии.

Рави Захариас. Иисус среди других богов

Мартин Ллойд-Джонс. Духовная депрессия: причины возникновения депрессии и способы избавления от нее

Джон Пайпер. Зло торжествует и проигрывает

Николас Томас Райт. Иисус и победа Бога

Гэри Чепмен. Пять языков любви. Как выразить любовь вашему спутнику

А теперь немного подробнее.

Джефф Вайнс. Ужин со скептиками. Автор описывает эпизод своей жизни, когда он оказался за одним столом с людьми, которые не признают существование Бога. Вся книга – это, по сути, диалог, в ходе которого «скептики» задают вопросы и высказывают возражения, наиболее типичные для атеистов. По ходу разговора, услышав объяснения и встречные вопросы Джеффа, некоторые из участников начинают «сомневаться в обоснованности своих сомнений». В книге также содержатся дополнительные исследования, касающиеся достоверности Священного Писания, исполнения пророчеств в жизни Иисуса Христа и некоторых других важных вопросов.
Цитата из книги:
Однажды я слышал утверждение, что стоимость стального бруска может существенно измениться в зависимости от его предназначения:
«Если я возьму стальной брусок и наделаю из него гвоздей, стоимость бруска будет около 60 долларов.
Но если я изготовлю из него швейные иглы, этот брусок будет стоить уже около 300 долларов. Если же я пущу эту сталь не на гвозди или иголки, а, например, на столовые приборы или ножи, то брусок подорожает до 3000 долларов. Но ведь вместо гвоздей, иголок, вилок, ложек и ножиков я могу вложить эту же сталь в производство крохотных пружин для швейцарских часов, и тогда цена этого куска стали поднимется выше 2 миллионов долларов. Что же изменило цену стали? Ее предназначение».
Неизбывное стремление к смыслу живет в самых глубинах наших сердец. Откуда же оно берется? Мне кажется вполне логичным предположить, что его поместил туда Бог, Который более всего хочет, чтобы миром правила любовь. Но каким образом жажда смысла связана с нашим выбором - любить Бога или нет?
Помните, что Бог не может заставить нас любить Себя, потому что любовь можно только завоевать. А разве может быть лучший способ завоевать нашу любовь, нежели вложить в нас потребность, которую может насытить только Бог?
Бог надеется, что мы, потратив безрезультатно уйму времени на поиски смысла в вещах временных, в конце концов всем сердцем потянемся к Нему. Тогда смысл нашей жизни радикально преобразится, а ценность ее неизмеримо возрастет. Я не просто нужен - я нужен Богу, создавшему вселенную! Я появился на земле не просто так, но с определенной целью. Я - часть Его замысла. Существует миссия, которую только я смогу выполнить.

Генри А. Верклер. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии. Книга является хорошим подспорьем для тех, кто желает более глубоко познать Священное Писание. Автор ясно и доходчиво раскрывает многие темы, среди которых: История толкования Библии; Использование Ветхого Завета Иисусом Христом; Этапы библейского толкования; Методы толкования; Основные теоретические системы относительно прерывности-непрерывности библейской истории.
Цитата из книги:
Когда мы толкуем Писание, на пути спонтанного понимания исходного значения сообщения встречается множество препятствий. Существует пропасть во времени, отделяющая нас от авторов оригинального текста и его первоначальных читателей. Отвращение Ионы к ниневитянам, например, становится более понятным, когда мы имеем представление о крайней жестокости и греховности жителей Ниневии.
Во-вторых, существует культурная пропасть, разделяющая древних евреев и нашу современную цивилизацию. Харольд Гарфинкель (Harold Garfinkel), социолог университета штата Калифорния в Лос-Анджелесе, основоположник этнометодологии, работы которого вызывают бурные споры, заявляет, что наблюдателю невозможно быть объективным и беспристрастным при изучении какого-либо явления (в нашем случае - при исследовании Писания). Каждый человек воспринимает реальность сквозь призму своей культуры и особенностей опыта. Используя любимую аналогию Гарфинкеля, можно сказать: невозможно изучать людей или явления, как невозможно рассматривать золотую рыбку в аквариуме из другого аквариума.
По отношению к герменевтике эта аналогия представляет нас золотыми рыбками, плавающими в одном аквариуме (наше время и культура), которые смотрят на золотых рыбок в другом аквариуме (библейские времена и культура). Игнорирование того факта, что библейская культурная среда, наше собственное окружение или различия между ними влияют на наше восприятие, может привести к серьезному искажению значения библейских слов и действий.
Третье препятствие для спонтанного понимания библейского текста - языковая пропасть. Библия написана на еврейском, арамейском и греческом языках, которые имеют совершенно другие структуры и идиоматику по сравнению с нашим языком. Представьте себе, как бы исказилось значение фразы, содержащей выражение "сесть в лужу" или "водить за нос" при переводе на другой язык, если бы переводчик не знал переносного значения выражений "сесть в лужу" или "водить за нос".
То же самое может случиться при переводе с других языков, если читатель не знает, что такие выражения как Бог ожесточил сердце фараона могут содержать в себе еврейские идиомы (образные выражения), которые, если их перевести на русский язык буквально, могут изменить оригинальное значение этой фразы.
Четвертое серьезное препятствие - мировоззренческая пропасть. Взгляды на жизнь, быт, природу вселенной в одной культуре отличаются от взглядов в других культурах. Чтобы верно передать послание из одной культуры в другую, переводчик или читатель должен быть знаком со сходством и различием в мировоззрении.
Таким образом, герменевтика необходима ввиду существования исторической, культурной, языковой и мировоззренческой пропастей, которые препятствуют спонтанному и точному пониманию Божьего Слова.

Рави Захариас. Иисус среди других богов. Автор, выросший в индийской культуре, раскрывает свой путь к Богу и анализирует те моменты, которые отличают Иисуса Христа от центральных персонажей других религий. Вам стоит прочитать эту книгу, если вас волнуют вопросы: можно ли считать все религии равноценными? Существует ли только один путь к Богу или таких путей много? Является ли Иисус Христос Богом?
Цитата из книги:
Известного философа-атеиста Бертрана Рассела однажды спросили: "Если вы встретите Бога после своей смерти, что вы скажете в оправдание своего неверия?" "Я скажу Ему, что Он Сам виноват, поскольку не дал мне достаточно доказательств", – ответил ученый.
Враждебность Бертрана Рассела ко всем религиям, и, в первую очередь, к христианству, необъяснима. Но его жажда доказательств вполне понятна. Меня больше беспокоят люди, которые вовсе не нуждаются в подтверждении того, во что они верят, чем люди, ищущие доказательства.
Во время своих путешествий я встречал сотни, если не тысячи людей абсолютно преданных своей вере. Миллионы верующих простирались ниц в пыли и приносили подарки идолам, имевшим порой безобразные черты и устрашающие атрибуты. Меня всегда поражала такая преданность, обусловленная лишь культурно-религиозными традициями общества.
Я убежден, что поиск рационалистических подтверждений веры может оказаться делом скучным и неблагодарным. Но если мотив поиска – выяснение истины, он правомерен.
По разным причинам люди воспринимают веру в Бога, как исключительно эмоциональную сферу, с которой разум не пересекается.
Они думают, что вера не может выдержать вес разума и эмоций одновременно.
У каждого из нас разные интеллектуальные способности. Но наличие лучших способностей еще не дает права считать свою точку зрения более правильной. Мы не должны оставлять без внимания вопросы, которые оппоненты задают верующим. Им извинительно стремиться узнать, чем отличается вера от глупости или иррациональности, если нами не представлено никаких логических доказательств в защиту своей веры.
Нам совершенно необходимо логически обосновать нашу веру миру, запутавшемуся в противоречивых способах определения реальности.
Подчинение привычек, мыслей, целей, приоритетов определенному мировоззрению без его анализа означает построение очень ненадежного основания для жизни.

Мартин Ллойд-Джонс. Духовная депрессия: причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Книга полностью соответствует своему названию, в ней раскрывается именно то, что и вынесено в заголовок: что такое депрессия? Может ли христианин пребывать в депрессии? Каковы причины депрессии? Как от неё избавиться? Текст читается легко и содержит много интересных мыслей, иллюстрирующих те или иные места Священного Писания.
Цитата из книги:
Прочтите главу 20 Евангелия от Матфея, где Иисус рассказывает притчу о работниках в винограднике. Некоторые из работников были наняты в последнюю очередь, только в 11-м часу они вошли в виноградник. Но так или иначе, они в него вошли…
«Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите». И те шли, вполне довольные. А вот первые работники, по-видимому, потребовали договоренности. То есть с самого начала в их позиции имелась некая чревоточинка. У них была эта склонность торговаться, предъявлять требования, заранее обговаривать определенные вещи. Они очень хорошо отдавали себе отчет в своей работе, в той работе, которую они выполняют. И в процессе работы они как-бы наблюдали за собой со стороны, следили – сколько они уже сделали…
Кроме того, нанятые первыми сравнивали работу, которую они выполнили, с работой, проделанной остальными работниками…
Им казалось, что они имеют право на большее. И не получив это «большее», они возмутились.
Первые работники в притче говорят: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Тут мы видим в них ту же зависть, что и у старшего брата в притче о блудном сыне. …
Но самое серьезное и тревожное заключалось в том, что в глубине души они считали хозяина виноградника несправедливым…
Заключая сделку с Богом, вы можете быт почти уверены, что получите ровно столько, сколько «выторговали» себе, и не больше. Другие получили гораздо больше, чем ожидали. Они и не мечтали о такой сумме. Друзья мои, христиане не торгуются с Богом! Торгуясь, вы получите только то, что выторговали. Но если вы вручите себя Его благодати, то не исключено, что полученное превзойдет самые смелые ваши ожидания. О фарисеях Господь сказал: «Истинно говорю вам, они уже получают награду свою» Они совершают определенные поступки для того, чтобы люди видели их благочестие; люди увидели – это все, что они хотели, и это все, что они получили.

Джон Пайпер. Зло торжествует и проигрывает. В книге поднимается одна из извечных проблем, которые беспокоят людей на протяжении всей истории, независимо от того, верующие они или не верующие, а именно – проблема существования зла на нашей земле. Автор рассматривает многие вопросы, которые так или иначе касаются поднятой проблемы, в частности: происхождение зла; как мы должны и не должны относиться к факту существования зла; соотношение силы добра и силы зла, силы Бога и силы сатаны.
Цитата из книги:
Мы в «Вифлееме» — христиане-гедонисты. Мы верим, что Бог больше всего прославляется в нас, когда мы находим наибольшее удовлетворение в Нем, — и неотступно следуем этой истине. Впрочем, мы также знаем, что в земной жизни радость в Боге никогда не встречается без примеси печали. Никогда. Любовь не допустила бы этого. Наш девиз несет на себе печать 2 Коринфянам 6:10: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся». Мы прокладываем себе путь через забрызганную кровью жизнь, и это дает нам чувство сопричастности с этим миром и одновременно — отрешенности от него. Мы здесь, но мы не здесь. Любовь притягивает нас к трагической земле, и она же возносит нас к Сокровищу небес. Христиане — странные люди. Наши чувства невозможно выразить обычными словами. «Плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся» (1 Коринфянам 7:30). Такова наша жизнь, и таков повседневный контекст этой книги.

Николас Томас Райт. Иисус и победа Бога. Эта книга – самая объемная и самая сложная для восприятия из всех, представленных в этом обзоре. Она, как говорится, для любителей «высокого богословия», если так можно выразиться. Книга содержит огромное количество ссылок. Я ее читал на протяжении практически всего года, небольшими фрагментами, параллельно читая другую литературу. Автор пытается реконструировать то время, когда жил и учил Иисус Христос, и преподносит свое видение того, что думал Иисус о самом себе и как воспринимал слова Христа «среднестатистический» еврей начала первого века. Некоторые выводы автора выглядят спорными, не зря его иногда называют «самым либеральным из консервативных и самым консервативным из либеральных богословов».
Цитата из книги:
На вопрос «почему Иисус умер?» у реформаторов были очень подробные ответы. Хуже обстояло с тем, почему Иисус жил. Их преемники до сего дня с этим вопросом не справились. Но вопрос–то никуда не девался. Мы слышим: «Чтобы дать четкое нравственное учение, чтобы прожить образцовую жизнь, чтобы подготовиться к искупительной смерти». Если других объяснений нет, будет простительно сказать, что объяснения хромают.
Не будет преувеличением сказать, что ортодоксия (как она представлена во многих популярных проповедях и письменных трудах) не имеет четкого представления о цели служения Иисуса. Для многих консервативных богословов было бы достаточно, если бы Иисус родился от девы (в любой момент человеческой истории, возможно, в любом народе), прожил безгрешную жизнь, умер искупительной смертью и через три дня воскрес. (В некоторых случаях основным значением этого будет вывод: вся Библия истинна.) Тот факт, что среди этих событий Иисус говорил и делал определенные вещи, например, проповедовал замечательное нравственное учение и досаждал некоторым современникам, входит в такую ортодоксальную схему просто для удобства. Получается, что Иисус — это смесь Сократа (разбивающего софистов) с Лютером (противостоящего папистам). Его служение слабо связано с его смертью. Но, если вдуматься, это неубедительно. Допустим, что главной целью служения Иисуса было умереть на кресте. Тогда выходит, что он боролся с истеблишментом, только чтобы его распяли, чтобы реализовалась абстрактная богословская схема. Служение и смерть оказываются чистым ухищрением.

Гэри Чепмен. Пять языков любви. Как выразить любовь вашему спутнику. Эта книга – о важности любви в браке, о тех способах, которыми супруги могут выразить свою любовь. Подробно раскрываются пять языков любви: 1) слова поощрения; 2) время, которое супруги проводят вместе; 3) дарение подарков; 4) помощь в повседневных делах; 5) прикосновения. Автор подчеркивает, что все языки важны, но у каждого из нас есть свои предпочтения. Каждый, кто находится в браке, должен знать свой язык (т.е. чего я больше всего жду от своей «половинки») и язык супруга (чего он или она ждет от меня). Это является одним из условий счастливого брака.
Цитата из книги:
Разве можно найти общий язык, если старые обиды еще так живы? Ответ на этот вопрос надо искать в человеческой природе. Нас наделили свободой выбора. Это значит, что мы вольны выбрать и зло. Каждому случалось обижать другого словами и поступками. Гордиться этим нельзя, и все же иногда мы себя оправдываем. Если в прошлом мы выбирали дурное, это не значит, что перед нами закрыты все пути. Мы можем сказать: «Прости, что сделал тебе больно. Я постараюсь исправиться. Я хочу найти с тобой общий язык. Я хочу любить тебя». Иногда брак можно спасти даже на грани развода.
Прошлого не исправить, но любовь открывает нам двери в будущее. Если мы выбрали любовь, если нашли общий язык, мы создали эмоциональный климат, в котором нет места прежним конфликтам.
Tags: homo legens, книга, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “книга” Tag

  • МОЕ ЧТЕНИЕ 2020 ч.2.

    Во второй части рейтинга книг, прочитанных мною в 2020 году, размещаю пятерку лучших, на мой взгляд, книг на духовную (богословскую) тематику.…

  • МОЕ ЧТЕНИЕ 2020 ч.1.

    Очередной год подходит к своему логическому завершению, а значит – самое время подводить некоторые итоги. Среди прочитанного в уходящем году…

  • ГЛИНЯНЫЕ СОСУДЫ

    2 Кор.4:5-7 « Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment