a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ЗАКОН ЦАРСКИЙ


Поговорим сегодня немного о юридических вопросах христианства. На первый взгляд может показаться, что христианство - это юридическая религия. Здесь есть все - преступление и наказание, законы и суды, обвинитель (прокурор) - сатана, защитник (адвокат) - Иисус Христос (как вариант - Дух Святой, который «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными»), судья - Бог Отец… Все так красиво вписывается в юридическую схему, кроме одной «мелочи» - смерти Иисуса.

Справедливо ли, что Иисус Христос умер за наши грехи? Вот вопрос, который заставляет меня усомниться в юридической природе христианства. Ведь основной категорией юриспруденции является категория справедливости. В случае совершения преступления справедливость требует, чтобы: а) оно было наказано; б) наказание понес преступник. Если, к примеру, сын совершил убийство, а к смертной казни приговорили отца - это несправедливо. В подобном случае мы имеем дело не с правосудием, а с произволом. Родители несут ответственность за своих детей - моральную, гражданско-правовую, но не уголовную.

Когда Христа вели на распятие, Он так обессилел, что Его крест возложили на Симона Киринеянина, шедшего с поля (Лк.23:26). Была пятница, конец трудовой недели. Человек шел домой в надежде отдохнуть. И тут его выдергивают из толпы и заставляют нести крест, предназначенный приговоренному к смерти… Но представьте себе, если бы он не только донес этот крест, но его и распяли бы на этом кресте. Несправедливо? Конечно! А справедливо ли то, что Иисус, не имеющий отношения к нашим грехам, не только дошел до Голгофы, но и был пригвожден к орудию позорной смерти, которое, возможно, было приготовлено для Вараввы?

 

Несколько ранее состоялась беседа Иисуса с одним законником:

Лк.10:25-29 «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26           Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

27           Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28           [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29           Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?»

Этот человек прекрасно разбирался в хитросплетениях закона, он мог заткнуть за пояс кого угодно в искусстве цитирования Священного Писания. Однако он преткнулся о вопрос: «А кто мой ближний?».

И Христос рассказывает ему притчу о милосердном Самарянине, которую все мы хорошо знаем. В этой притче даны три модели возможного обращения с ближним:

- разбойники проявили по отношению к путнику жестокость, они изранили его, отобрали одежду и бросили на произвол судьбы;

- священник и левит проявили равнодушие, они прошли мимо нуждающегося в помощи человека;

- самарянин проявил милосердие, пожертвовав временем, маслом, вином и деньгами.

По сути, в этой притче говорится о том, что первые две модели поведения одинаково неприемлемы. Третья модель предлагается Иисусом как универсальная линия жизни: «иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37).

В Нагорной проповеди Иисус провозглашает новую Конституцию, которая грядет на смену ветхозаветного закона:

Мф.5:7 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»

Это есть тот «царский закон», о котором говорит Иаков:

Иак.2:8 «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», - хорошо делаете»

Иисус не просто учит, но на личном примере показывает, что он имеет в виду.

Когда Он спускался с горы, провозгласив новую Конституцию, первый, кого Он встретил, был прокаженный.

Мф.8:1-3 «Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь ему, сказал: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы»

Зачем Христос прикасается к прокаженному? Ведь Он мог бы исцелить его словом. Закон Моисеев запрещал прикасаться к прокаженным. Но Иисус своим прикосновением показывает, что есть более важный, «царский» закон - закон милосердия. Милосердие ценится в Царствии Божием несравненно больше запретов и ограничений, всесожжений и жертв. Быть милосердным - это значит видеть в каждом человеке образ Божий и вести себя соответственно: не как разбойник, не как священник или левит, а как самарянин.

 

Мартин родился в Паннонии (сегодня - Венгрия). Его отец был офицером римской армии. Когда Мартину исполнилось 15 лет, отец решил, что он должен стать солдатом.

Пять или шесть лет спустя Мартин в составе небольшого отряда проезжал через маленький городок во Франции. Доспехи воинов блестели на солнце, развевались плащи. Жители городка высыпали на улицы, наблюдая за кавалькадой. Вдруг на одной из улиц Мартин увидел на обочине нищего. Он был одет в лохмотья и дрожал от холода. Мартин остановил коня и на несколько секунд задумался. Затем сорвал с себя плащ и выхватил меч. Нищий с ужасом наблюдал за ним, думая, что настали последние мгновения его жизни. Однако Мартин рассек мечем свой плащ, наклонился и набросил одну половину плаща на плечи нищего. Вторую половину он снова прикрепил к доспехам и поскакал догонять товарищей.

Этой ночью ему снился сон: Небеса, Ангелы, Иисус в белоснежных одеждах. Но что это темнеет на плечах Христа? Он приближается все ближе и ближе, и Мартин наконец узнает: на плечи Иисуса Христа наброшена половинка потертого солдатского плаща…

Мартин был провозглашен святым после своей смерти в 397 г.

 

Чтобы исполнить «царский закон», не нужно быть семи пядей во лбу, не нужно многие годы корпеть над учебниками и кодексами, овладевая премудростями небесного законодательства. Нужно просто каждый день своей жизни, при виде чужой нужды, делать правильный выбор.

Иак.2:12-13 «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом»

Мы видим здесь, что царский закон назван здесь также «законом свободы». Этот закон освобождает от многих условностей, но в то же время создает определенные проблемы. Раньше был специальный день - суббота, который стал для иудеев средоточием закона, воплощением закона. Соблюдение субботы стало мерилом праведности. Закон давал определенные рамки, внутри которых человек привыкал чувствовать себя более-менее комфортно. Однако «закон царский» выше субботы. Он действует постоянно, без выходных и перерыва на обед. Закон царский говорит: если ты опаздываешь на богослужение, но видишь человека, попавшего в беду - помоги ему, это ценнее твоих многих всесожжений и жертв. Если ты боишься оскверниться прикосновением к кому-то - пусть лучше пострадает обрядовая чистота, чем погибнет живая душа. Если ты видишь нуждающегося - окажи ему милость, и тогда оказанная тобою милость превознесет тебя над судом.

Итак, справедливо ли, что Иисус Христос умер за наши грехи? Нет, не справедливо. Однако тот факт, что Он взошел на крест, как раз и подтверждает милосердие Божие. Милость Божия превозносится над Его судом. На смену юридической модели, построенной на справедливости, Иисус предлагает «закон царский, закон свободы», который показывает, что для каждого из нас есть надежда даже тогда, когда по справедливости нам не на что надеяться.

 


Tags: Христос, закон, милосердие, справедливость, христианство
Subscribe

  • ИСТИННОЕ УТЕШЕНИЕ

    Никогда еще мы не нуждались так в утешении. Переживать боль, несчастье и жить в неопределенности всегда непросто. Быть в одиночестве и изоляции,…

  • О БОГАТСТВЕ ИСТИННОМ и ЛОЖНОМ

    Упражнение в божественных Писаниях есть безмятежная пристань, нерушимая стена, непоколебимая крепость, неотъемлемая слава, несокрушимое оружие,…

  • ОБЕТОВАНИЯ БОЖЬИ и НАШИ СТРАХИ

    Пока передо мной разворачивалась ужасная сцена, мои худшие кошмары угрожали стать реальностью. Я держал своего мальчика, рожденного всего за…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments