a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ТРИ ТЕОРИИ ИСКУПЛЕНИЯ


В христианском богословии существует, по меньшей мере, три теории искупления, которое Христос осуществил для человечества. Классическая теория рассматривает воплощение, жизнь, смерть и воскресение Христа как победу над грехом и смертью. В соответствии с этой теорией, воплоще­нием и смертью Нетленный Сын поборол силы смерти и тле­ния, возвратив человеку возможность достигать бессмертия и вечной жизни. Богословы, придерживающиеся этой тео­рии искупления, утверждают, что человек по причине сво­ей греховности стал пленником диавола, имеющего держа­ву смерти (см. Евр.2:14), но Бог-Сын через воплощение вторг­ся во владения диавола, чтобы одержать над ним победу и положить конец его власти над человеком. Святая жизнь Хри­ста провоцировала диавола на поиски способа убить Его, несмотря на то, что он не имел власти над безгрешной лич­ностью. Хотя диавол не имел абсолютно никакого права убивать Иисуса, Бог позволил ему сделать это, чтобы смерть Христа стала выкупом за человеческий род. Таким обра­зом, смертью Христа диавол лишился власти над смертью, Христос же одержал победу над силами греха и смерти для всего человечества. Воскресение Христа является провоз­глашением этой победы. Итак, в классической теории искуп­ления из всех аспектов жизни Христа более всего подчеркивается именно воплощение, которое рассматривается как победное вторжение Бога в царство смерти.

 

Юридическая («латинская») теория состоит в том, что Христос понес на Себе наказание за грехи человеческого ро­да. Воплощение и жизнь Христа в соответствии с этой тео­рией рассматриваются как необходимое условие для прине­сения совершенной жертвы за грех. Поскольку Иисус был без­грешен, Он смог предложить Себя вместо грешников, заслу­живших наказание. Гнев Божий Христос претерпел на крес­те вместо греховного человечества. Полностью взяв на Себя наказание за грехи человеческого рода, Иисус отвернул от человека Божий гнев за грех и снял с него вину за грех. Та­ким образом, это позволяет человеку быть принятым Богом. Воскресение Христа засвидетельствовало о том, что Бог-Отец принял жертву Сына. После вознесения Христос занял мес­то одесную Отца, ходатайствуя за Своих людей. Итак, юри­дическая теория искупления выделяет смерть Христа как средство осуществления искупления.

Согласно третьей теории, именуемой теорией «нравст­венного примера», Иисус для падшего человечества является примером нравственности, потому что целью Его земной жизни было продемонстрировать то совершенное, жертвен­ное посвящение, которое Бог ожидает от человека. Иисус как Человек неоднократно игнорировал свои права и желания, чтобы жить жизнью любви. Смерть Христа была высшим примером Его жертвенности, потому что Он не защищался от ложных обвинений, воздвигнутых против Него. Воскресение Иисуса должно пробуждать в человеке желание бороть­ся с греховностью, подражая Ему. Эта теория главным обра­зом выделяет земную жизнь и служение Христа.

Теория «нравственного примера» в своей чистой форме существует только в среде либеральных протестантов. Еван­гельские же христиане рассматривают пример Христа не как часть искупления, а как важный мотивирующий фактор в про­цессе освящения верующих. Юридическая теория искупле­ния часто именуется «западной», и ее придерживается пода­вляющее большинство евангельских христиан. Этот взгляд на искупление соответствует западному (юридическому и индивидуалистическому) подходу к оценке окружающей нас действительности, потому что западные (и евангельские) христиане усматривают главную проблему, которую решает искупление, в индивидуальной вине и наказании человека. Классическую же теорию искуп­ления евангельские христиане именуют «восточной», или «православной», что отражает обычное среди них убеждение, что в православном богословии искупление понимается толь­ко в терминах победы над грехом и смертью. И действитель­но, победа является одним из аспектов искупления, которому Православие придает особое значение, что соответствует вос­точной идее о том, что порабощение смертью не позволяет падшему человеку достигнуть соединения с Богом.

Так как в Православии особое значение придается идее победы над смертью и, как кажется на первый взгляд, игно­рируются заместительный и юридический аспекты искупле­ния, которые с нашей точки зрения имеют ключевое значе­ние в искупительном деле Христа, евангельские христиане могут критически относиться к православной идее искупле­ния. Однако утверждение об игнорировании названных ас­пектов является не совсем верным, так как на самом деле православное богословие признает заместительный и юри­дический аспекты искупления, которые так важны для еван­гельских христиан, хотя и не придает им такого большого значения как последние. Отличие православного взгляда на искупление от взгляда евангельских христиан заключается не в исключительной приверженности какой-то одной точ­ке зрения, а в том, как восточное христианство связывает ис­купление с целью человечества — «обожением».

 

Источник: Ферберн Д.М. Иными глазами… Взгляд евангельского христианина на Восточное Православие. - С.123-125.

 


Tags: богословие, искупление, православие, протестантизм, христианство
Subscribe

  • ЖИВОЕ УПОВАНИЕ в БЕЗУМНОМ МИРЕ

    Слушая рассказы переселенцев, вынужденных бежать с обжитых мест неведомо куда и начинать там все с самого начала, я невольно вспоминаю трагизм…

  • ГРЕХ ВАШ НАЙДЕТ ВАС

    «Если же не сделаете так, то согрешите перед Господом и испытаете наказание за грех ваш, который постигнет вас» (Числ.32:23). В…

  • ИСТИННОЕ УТЕШЕНИЕ

    Никогда еще мы не нуждались так в утешении. Переживать боль, несчастье и жить в неопределенности всегда непросто. Быть в одиночестве и изоляции,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • ЖИВОЕ УПОВАНИЕ в БЕЗУМНОМ МИРЕ

    Слушая рассказы переселенцев, вынужденных бежать с обжитых мест неведомо куда и начинать там все с самого начала, я невольно вспоминаю трагизм…

  • ГРЕХ ВАШ НАЙДЕТ ВАС

    «Если же не сделаете так, то согрешите перед Господом и испытаете наказание за грех ваш, который постигнет вас» (Числ.32:23). В…

  • ИСТИННОЕ УТЕШЕНИЕ

    Никогда еще мы не нуждались так в утешении. Переживать боль, несчастье и жить в неопределенности всегда непросто. Быть в одиночестве и изоляции,…