a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

А Я ГОВОРЮ ВАМ

Мф.5:21-26 «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта»
Мы с вами прочитали фрагмент Нагорной проповеди Иисуса Христа. В начале этой проповеди Иисус излагает высокие стандарты Царства Небесного, провозглашая заповеди блаженства. Затем Он переходит к ветхозаветным заповедям. В 17-м стихе Он говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Действительно, многим в то время казалось, что Иисус нарушает закон Моисея, в то время, как Он, напротив, его исполнял. Вопрос в разном понимании закона. И вот Иисус начинает объяснять. И начинает Свое объяснение Он с самой очевидной заповеди: «Не убий». Казалось бы, что здесь может быть непонятного. Народ, который собрался вокруг Иисуса, хорошо знал, что убийство – это тяжкий грех, а тот, кто совершил убийство, подлежит суду. Эту заповедь слушатели Христа, можно сказать, впитали с молоком матери, ведь это так очевидно, что убивать другого человека нельзя. Проблема в том, что в Ветхом Завете акцент делался на самом факте убийства, но не обращалось внимания на его внутренние причины. Поэтому, после слов «А Я говорю вам» Иисус раскрывает эти причины. Он не отменяет заповедь Закона, Он ее дополняет, раскрывает ее истинный смысл.
Итак, давайте послушаем, что же говорит Иисус.
1) Гроздья гнева
Мф.5:22 «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной»
Несмотря на кажущуюся простоту этого стиха, в его разных толкованиях есть множество разночтений. Например, возникает вопрос: «можем мы гневаться на кого-то, или нет»? По этому вопросу есть две позиции. Одни считают, что запрещен не всякий гнев, а гнев «напрасный», т.е. когда мы гневаемся на кого-то из-за своих личных обид, из-за денег и т.п. Как говорит Апостол Павел: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]» (Рим. 12:19). Но бывает и гнев законный, справедливый, когда человек гневается на грех, на порок, который губит людей, когда гневается из ревности к славе Божией. Ведь Сам Бог гневается на грешников, Сам Христос с гневом взирал на фарисеев и бичом изгонял из храма Божия торгующих. Петр разгневался на Ананию и Сапфиру, Павел гневался на Елиму волхва. То есть наш гнев оправдан, если он является реакцией на попрание духовных ценностей. Такой точки зрения придерживаются Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский и многие другие. Другая позиция заключается в том, что христианин ни при каких обстоятельствах не должен гневаться. Ведь если нам заповедуется бьющему нас по одной щеке подставлять другую щеку, любить врагов и молиться за гонителей, то всякий повод к гневу прекращается. На это обращает внимание Александр Павлович Лопухин, известный дореволюционный библеист и богослов. Иаков говорит, что «гнев человека не творит правды Божьей» (Иак.1:20). Поэтому гнев – это удел Бога, а не человека. Кстати говоря, в греческом оригинале этого стиха отсутствует слово «напрасно». В украинском переводе сказано: «А Я вам кажу, що кожен, хто гнівається на брата свого, підпадає вже судові». Без всяких «напрасно».
Нам с вами важно понять, что Иисус говорит здесь эти слова не для того, чтобы запретить или разрешить нам гневаться. Его цель иная – показать, что для Него гораздо важнее то, что происходит в нашем сердце, чем наши действия. В те времена было много людей, которые, хоть и не убивали ближнего своего практически, но в сердце своем носили на него злобу, или говорили на него всякие нехорошие слова, и при этом еще и хвалились своей праведностью: они ведь Закона не нарушили, он человека не убили. Да и сегодня многие говорят: «я никого не убил, не ограбил, в чем мой грех перед Богом? В чем мне каяться?».
Иисус показывает, что проблема греха и вины гнездится в нашем сердце. Как сказано в другом месте:
Мк.7:21-23 «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, 22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - 23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека»
И в Мф.5:22 Иисус показывает, как гнев растет в сердце человека и вырывается наружу. Вначале гнев сокрыт внутри, и человек никак его не проявляет. Затем этот гнев проявляется в раздражительных и неуважительных словах, мимике и жестах.
Слово «рака», которое здесь употреблено, не имеет четкого перевода. Одни говорят, что оно означает «пустой, негодный человек»; другие – что речь идет о любом уничижении другого человека, например, когда мы презрительно обращаемся к кому-то и вместо имени говорим ему «ты» (эй, ты; ну слышишь, ты…). В любом случае, речь идет о второй стадии развития гнева, когда он проявляется вовне.
Наконец, Иисус говорит: «а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной». Здесь речь идет о еще более злобном уничижении ближнего. Это слово также толкуется по-разному. Одни говорят, что называя человека «безумным», мы лишаем его человеческого достоинства, ведь человек без разума ничем не отличается от животного. Другие говорят, что здесь речь идет о распространении слухов, которые порочат и губящие доброе имя человека, уничтожают его репутацию. Третьи, ссылаясь на слова «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»» (Пс.13:1), утверждают, что, называя человека безумцем, мы фактически именуем его безбожником, идолопоклонником или еретиком.
Таким образом, Иисус показывает, как в сердце человека растет ненависть к своему ближнему, и соответственно, пропорционально ненависти растет и наказание, которого он заслуживает. Ведь фактически до убийства здесь остается всего один шаг. Как говорит Апостол Иоанн:
1Ин.3:15 «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца»
То есть, если мы ненавидим кого-то, мы уже совершили убийство, хоть и в мыслях. Этот человек перед нами – как бы уже и не человек вовсе, это досадное препятствие на нашем пути.
Иисус нас предупреждает: мы должны избавляться от первых зародышей гнева в своем сердце. Если этого не сделать, гнев пустит в нашей душе росток, он вырвется наружу, и дальше все будет развиваться по нарастающей.
Теперь прочитаем следующие два стиха.
2) совесть против жертвоприношения
Мф.5:23-24 «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»
Если раньше говорилось о том, что проблемой является, если мы имеем что-то против кого-то, то теперь – немного иная ситуация: проблема в том, что кто-то имеет что-то против нас. Казалось бы: если кто-то имеет что-нибудь против меня – это его проблемы. Но Иисус так не думает. Он говорит, что это также и моя проблема. И эта проблема настолько серьезная, что Бог не примет мой дар, если я ее не решу.
Здесь Иисус наносит еще один удар по ветхозаветному законничеству и формализму. Перед этим Он говорил об истинном смысле соблюдения заповедей, теперь Он обращает внимание на истинный смысл служения Богу. Иудеи в большинстве своем приносили жертвы Богу формально, полагая, что если соблюсти определённый обряд, то Бог должен быть ими доволен. Очень многие из них совершали ошибку Каина.
Быт.4:3-5 «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его»
Довольно часто приходилось слышать, что причиной того, что Бог принял жертву Авеля, а жертву Каина не принял, является то, что «без пролития крови не бывает прощения», что Богу угодны только кровные жертвы, указывающие на жертву Христа, который должен быть «заклан за нас». Этот довод представляется слегка надуманным. Ведь Авель занимался разведением овец, а Каин был земледелец, и каждый из них принес Богу то, что вырастил сам. В Ветхом Завете говорится, что жертвовать надо «от начатков всех плодов земли» (Втор.26:2), «от начатков всех прибытков твоих» (Пр.3:9). Возможно, проблема была в том, что Авель принес в жертву «от первородных стада своего», т.е. самое лучшее, а Каин – просто «от плодов земли», хотя надо было – от начатков плодов. Но самое главное – это состояние сердца, с которым Каин принес свою жертву. Очевидно, он принес жертву Богу формально, то, что первое попалось под руку. Его гордость и ущемленное самолюбие видны в словах: «Каин сильно огорчился, и поникло лицо его». В некоторых переводах Библии вместо слова «огорчился» стоит «разгневался». Он не только позавидовал брату, он огорчился и разгневался на Бога, как будто Господь нанес ему обиду. И потом, как мы знаем, Каин излил свой гнев на брата, совершив первое на земле убийство.
Похожее состояние сердца было у тех, кого обличал пророк Малахия:
Мал.1:7-9 «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: "чем мы бесславим Тебя?" - Тем, что говорите: "трапеза Господня не стоит уважения".
8 И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф.
9 Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф»
Малахия был последним ветхозаветным пророком, после него до пришествия Христа несколько столетий не было пророков в народе Божьем. Поэтому вряд ли ситуация с жертвоприношениями во времена Христа была намного лучше, скорее – наоборот. Но Иисус обращает внимание даже не на то, что приносится в жертву, а на то – с каким сердцем это делается. Люди думали, что если я принес жертву, то Бог должен быть рад и счастлив. Я задобрил Бога, и Он теперь на моей стороне. Но Иисус говорит: это надо не Богу, это надо вам. Бог примет от вас жертву только в том случае, если у вас правильное состояние сердца и правильные взаимоотношения с ближними.
Обратим еще раз внимание на Мф.5:23: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя».
Интересны эти слова: «там вспомнишь». Что заставляет человека, находясь перед жертвенником, вспомнить об этой проблеме? Почему именно в этот момент? Просто так всплыло в памяти? Вряд ли. Скорее, в этом проявляется действие Духа Святого через нашу совесть. Дух Святой стучится в наше сердце и напоминает нам, что есть нерешенная проблема. Он предостерегает нас, чтобы мы не совершили греха. Фактически, если мы приносим неугодные Богу жертвы или неугодным Богу способом, мы согрешаем. И Бог действует через нашу совесть, напоминает нам о том, что кто-то что-то имеет против нас.
Интересно, что в Ветхом Завете слово «совесть» вообще не встречается. И даже Иисус этого слова не употреблял. Почему? Дело в том, что в древнееврейском и арамейском языках не было такого слова, вместо него использовалось слово «сердце». Например, Иов говорит:
Иов 27:6 «Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои»
То, что мы сегодня называем «укоры совести», тогда назвали укорами сердца.
Но в греческом языке это слово есть, и поэтому в Деяниях и посланиях Апостолов неоднократно говорится о совести. Например, Петр говорит, что крещение – это не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести (1Пет.3:21). Павел многократно в своих посланиях говорит о том, что совесть может быть «порочной», «сожженной» и «оскверненной» (Евр. 10:22; 1 Тим. 4:2; Тит. 1:15), но что посредством Крови Христа ее можно «очистить» (Евр. 9:14). Сам апостол Павел стремился иметь «непорочную совесть» (Деян. 24:16).
Итак, Иисус говорит: если я приготовился принести жертву Богу, и в этот момент на адрес моей совести мне пришло «сообщение» от Духа Святого, что кто-то что-либо имеет против меня, то дальше жертвоприношение можно уже не продолжать. Этот процесс нужно нажать на паузу и решить возникшую проблему. Иначе вся моя жертва будет бесполезной.
И, наконец, 25 и 26 стихи.
3) примирение с соперником
Мф.5:25-26 «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта»
Эти стихи также имеют множество толкований, порой – довольно экзотических. Например, на вопрос: «кто же этот соперник, с которым мы должны помириться?» - есть следующие ответы: 1) это Святой Дух, которому мы противимся; пока мы еще на пути с Ним, т.е. пока мы еще живы, мы должны достичь примирения, чтобы избежать суда; 2) это наша совесть. Она обличает нас, и нам нужно быть чуткими к ее обличениям; 3) это желания плоти, которые могут ввергнуть нас в пагубу. Мириться со своими желаниями – это не значит им потакать; это значит – их обуздывать, увещевать свою плоть и подчинять ее духу, потому что если мы этого не сделаем, то наша плоть ввергнет нас в погибель; 4) это дьявол, о котором сказано, что «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). Примириться с ним – это значит не давать ему повода обвинять нас перед Богом. 5) это заимодавец, который занял вам денег и теперь подает на вас в суд. Кстати говоря, та ситуация, которую описывает Иисус, очень похожа на положения римского права, которые действовали в те времена. Если между людьми возникал финансовый спор, то вначале специальный посредник пытался примирить стороны, найти компромиссное решение. Если ему это не удавалось, то дело передавалось в суд.
Каждое из этих толкований имеет своих сторонников, но для нас важно не выбирать то толкование, которое лично нам больше нравится, а понять то, что хотел сказать Иисус.
Если мы посмотрим на весь прочитанный отрывок, то увидим, что он имеет целостность и смысловую завершенность. В 21-м стихе Иисус говорит: «Вы слышали, что сказано древним… 22 А Я говорю вам…». Эти слова повторяются ниже, в 27-28 стихах. Т.е. все, что сказано с 21 по 26 стихи – это один текст. Вначале этого отрывка Иисус говорит о разных проявлениях гнева на брата; после этого Он говорит о необходимости примириться с братом прежде, чем принести дар Богу, а затем говорит: «мирись с соперником твоим». Что это за соперник, и откуда он взялся? Напоминаю, что все эти три части – это один текст, они взаимосвязаны между собой. Поэтому мы с вами можем сделать вывод, что соперник в 25-м стихе – это тот же брат из 22 и 23 стихов. Просто ваш конфликт уже достиг такой стадии, такого напряжения, что вы его уже не называете братом. Он для вас – соперник. Неважно, что между вами произошло – финансовые проблемы, или вы – муж и жена, которые когда-то любили друг друга, а сейчас возненавидели так, что терпеть друг друга не можете; или вы были лучшими друзьями – а сейчас друг друга избегаете. Иисус говорит: неважно, на какой стадии развития находится ваш конфликт. Вы должны искать пути к примирению, пока вы «еще на пути с ним», т.е. пока вы оба еще живы. Если кто-то из вас уйдет в вечность – изменить уже будет ничего невозможно.
Итак, сегодня мы с вами рассмотрели один фрагмент Нагорной проповеди, в которой Иисус раскрывает истинный смысл закона Божьего, истинный смысл служения Богу, исправляя те ошибки, которые были характерны для верующих людей того времени. Главное заблуждение иудеев заключалась в том, что они полагали, что Божественный Закон запрещает греховные поступки, но не греховные мысли. Неважно, что у тебя внутри, главное, чтобы ты внешне был благообразный, соответствовал наружным признакам праведника. Но Иисус, предваряя прочитанный нами отрывок, сказал: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20). А как мы можем превзойти их праведность? Это возможно только в том случае, если наши внешние действия будут не маскировать, а отражать истинное состояние нашего сердца. Если мы будем учиться справляться со своим гневом прежде, чем он выльется в обидные слова и поступки. Если мы будем прежде, чем послужить Богу, стараться примириться со своим ближним. И если мы будем стараться искать мира даже тогда, когда наш брат или сестра уже успели превратиться в соперника. И неважно, кто при этом прав, а кто – виноват. Важно – чтобы солнце не зашло во гневе нашем, чтобы пока еще мы живы и от нас что-то зависит, мы всеми силами стремились к миру.
Tags: Христос, гнев, грех, жертва, закон, ненависть, примирение, сердце, совесть, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “совесть” Tag

  • СКУДОСТЬ ДУШЕВНЫХ СИЛ У ДЕТЕЙ

    Дети, пережившие то или иное Эго-состояние матери в момент родов, получают очень сильные запечатления скудости Душевных Сил. Ведь в…

  • ЧЕМ ВОЗДАТЬ за ЗЛО ?

    Возвратясь домой после утреннего воскресного собрания, старый Арсений был глубоко потрясен тем, что увидел: его небольшой фруктовый сад с обильными…

  • МЕДНЫЕ ГВОЗДИ

    В Псалме 31 читаем: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего». Неисповеданный грех совести отнимает все наши…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment