a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. О ВЕРЕ и ПОКАЯВШЕМСЯ РАЗБОЙНИКЕ


Помяни меня, Господи, когда приидешь в Цар­ствие Твое! (Лк. 23, 42). Разбойник видит Распятого и исповедует Его Господом; еретик исповедует сопрестольным Отцу и унижает как тварь. Помяни меня Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Кто-ни­будь, пожалуй, спросил бы разбойника: как помянет тебя Христос? За какие заслуги? За то, что ты убивал? За то, что грабил? Ты говоришь ведь: помяни меня, когда приидешь в Царствие Твое! Пусть никто, одна­ко, не думает, что спасение разбойника было делом только милости Христовой: он получил спасение как должное, по заслуге. Какая же заслуга? — скажет иной. Какие дела справедливости совершены им? Или дела милосердия творил он? Роздал свое имение, изну­рил себя постом и бдением? Никто другой не сделал того, что сделал он.

Да, он уверовал в Бога. Конечно, и пророки веровали в Бога, и патриархи веровали, и песнописцы веровали, апостолы, проповедники, муче­ники веровали; но все они веровали, узрев Бога во славе, а он уверовал, видя Христа в уничижении. Пред­ставь себе тысячу рабов, служащих господину, когда он во славе и благополучии, и одного раба, не покидаю­щего своего господина в годину испытания, лишений и изгнания, тогда как та тысяча рабов во дни испытания и изгнания оставляет господина: неужели эти рабы, верные в благополучии и покидающие господина в несчастии, могут быть сравниваемы с тем рабом, кото­рый и в несчастии остается верным своему господину? Конечно, ни в каком случае. Уверовал Петр, но уверо­вал, увидев Его воскрешающим мертвых, узрев славу Его. Уверовал Павел, но уверовал, увидев свет с неба, ослепивший его телесные очи и просветивший очи духовные; уверовал Авраам, но узрев Божественное видение; уверовал Исайя, но увидев Его сидящим на престоле высоком и херувимов окрест Его (Ис. 6, 1-2). Все они видели Господа, но видели в славе, а этот в уничижении — почему и воскликнул: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! В виду моего положения вы можете спросить меня: зачем ты говоришь это? Затем, что я грешник и убийца, до сего часа разбойник; мои преступления велики, я испове­даю это; но в сердце моем скрыта вера, которой никто не знает, только один Господь, страдающий со мною. Совне и Господь имеет видимые знаки страданий, но я не обратил внимания на видимое Его уничижение, а прославляю скрытое от всех Его Царство. Так и ты говори: Господи, не воззри на мои видимые неправды, но на мою сокровенную веру, и помяни меня, когда приидешь в Царствие Твое! Все это время Христос совершенно ничего не говорил, но хранил молчание, не отвечая ни Пилату, ни одной из неблагодарных иудей­ских душ, а теперь отвечает; так как теперь молчание было слишком тяжело и совершенно неуместно, то Господь и не оставил без ответа обращение к Нему разбойника. Истинно говорю тебе, сказал Он, ныне же будешь со Мною в раю (ст. 43). О, милость Благодетеля! Ты не ожидаешь скорой помощи и говоришь: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Ты просил о милости в будущем, а Я дарую тебе ее тотчас же: ныне же будешь со Мною в раю! Видишь спасение Божие? Видишь благодеяние Владыки? Видишь вели­кого Судию истины? Ныне же будешь со Мною в раю! До сих пор никто из иудеев или патриархов не слыхал обетования рая, откуда Адам пал и был изгнан. И хотя бесчисленные обетования давал Бог людям верным, но никому не обещал рая, кроме разбойника, и никогда со времени изгнания из рая Адама не напоминал Бог людям о рае раньше этого бывшего разбойника. Поче­му же прежде не говорил Бог о рае никому из патриар­хов, никому из пророков, никому из апостолов? Древ­ним Он обещал: дам вам землю, где течет молоко и мед (Исх. 13, 5), а апостолам говорит: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). О рае — ни слова: обетование о нем как бы сберегается для того, чтобы его первым услышал разбойник. Ведь если Павел сказал: я восхищен был в рай (см. 2 Кор. 12, 2), так это было уже после разбойника. Но почему же первым вошел в рай человек, произнесшей всего только одно восклицание? Что же? Он усердно пел псалмы, что ли? Усердно подвизался? Часто ли, но крайней мере, вспоминал о Боге? Оказывается, всего один раз. Справедлив Бог мой, совершитель спасения! Как праотца нашего Адама изгнал Он из рая не за многие прегрешения, но за одно преслушание, так на весах правды Его было положено обетование разбойни­ку — войти в рай не за многие какие-нибудь исповеда­ния, но за одно исповедание веры. Я сказал, что грех Адама состоял в том, что он вопреки заповеди прикос­нулся к древу; в чем же заключалось оправдание раз­бойника? Он вошел в рай за то, что с верою коснулся креста. Что же последовало дальше? Разбойнику было обещано Спасителем спасение; между тем ему времени не было и не удалось осуществить свою веру и просве­титься крещением, а ведь было сказано: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Не было ни случая, ни возможности, не было для разбойника и времени креститься, потому что он висел тогда на кресте. Спаситель, однако, нашел выход из этого безвыходного положения. Так как уве­ровал в Спасителя человек, оскверненный грехами, и нужно было ему очиститься, то Христос устроил так, что после страданий один из воинов копьем пронзил ребро Господа, и из него истекла кровь и вода; из ребра его, говорит евангелист, истекла кровь и вода (Ин. 19, 34), в подтверждение истинности Его смерти и в преоб­разование таинств. И вышли кровь и вода — не просто вытекли, но с шумом, так что брызнули на тело раз­бойника; ведь когда вода выходит с шумом, она произ­водит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брызнули на разбойника, и этим окроплением он был крещен, как говорит и апостол: вы приступили к горе Сиону... и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр. 12, 22, 24). Почему же кровь Христова говорит лучше Авелевой? Тогда как кровь Авеля падала на главу убийцы его, кровь Христа очи­щает и убийц покаявшихся. Научись отсюда ревности к истине и возлюби дерзновение за Христа; последуй истинному Учителю, подвизавшемуся за истину, чтобы, слыша от апостола Павла: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11, 1), ты и сам удостоился венцов правды и тех вечных благ, которые уготовал Христос Бог наш всем возлюбившим Его. Да сподобим­ся их и мы все милостью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Источник: Иоанн Златоуст. О вере, надежде и любви. О покаянии. Избранные поучения. - Украинская православная церковь. Полтавская епархия. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2005. - С.42-45.

 


Tags: Иоанн Златоуст, Царство Небесное, вера, разбойник, рай
Subscribe

  • ЙОГА ВМЕСТО БОГА?

    Судя по поступающим из Ирана данным, все больше людей в стране отходят от ислама. Некоторые сохраняют веру в высшие силы, но отказываются от…

  • О ЦЕНЕ и ОЦЕНКЕ

    Чарли Стейнметц спроектировал генераторы, вырабатывавшие электричество для первых конвейеров на заводе Генри Форда. Через некоторое время после…

  • БОРЬБА с НЕВЕРИЕМ

    Один из первых шагов к борьбе с неверием - это осознание того, что оно часто искушает нас уникальными и личными способами. "верую,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments