a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ВОСПИТАНИЕ БРАТОЛЮБИЯ

Пс.132:1-3 «Песнь восхождения. Давида. Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! 2 [Это] - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; 3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки»
Замечательные слова здесь провозглашает Давид – «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!». Воображение рисует этакую идиллическую картину взаимопонимания, гармонии, радости общения и взаимной любви между братьями.
Однако, когда мы обращаемся к Писанию, то видим, как эта идиллия разбивается на мелкие осколки. Первыми братьями, которые упоминаются в Библии, были Каин и Авель. Можем ли мы сказать, что этим братьям было хорошо и приятно жить вместе? Каин убивает Авеля – вот ответ на наш вопрос. А как насчёт сыновей Авраама – Исаака и Измаила? Измаил насмехался над Исааком и был изгнан из дома вместе со своей матерью. Что мы можем сказать об Исаве и Иакове, детях Исаака? Иаков хитростью и обманом завладел первородством, которое принадлежало Исаву, и вынужден был бежать из родительского дома, опасаясь мести со стороны своего брата. Дети Иакова – 10 патриархов – сначала бросили своего брата Иосифа в ров, а затем продали его в рабство.
И вот, взирая на все эти примеры, хочется спросить Давида, который воспевает братскую любовь: «это что, у тебя такое чувство юмора? Или ты витаешь где-то в облаках и не видишь реальной жизни? Хотя, может быть, в твоей семье было все как-то иначе?»
1Цар.17:28 «И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение»
Как-то из этих слов не складывается впечатление, что в семье Давида так уж было хорошо и приятно жить братьям вместе.
Так о каких же братьях говорит Давид?
У Давида был друг – Ионафан, сын Саула. Ионафан и Давид были очень близки, они открывали друг перед другом самые сокровенные свои мысли, поддерживали друг друга. И хотя Давид претендовал на тот престол, который по праву принадлежал Ионафану, в сердце последнего не было ни зависти, ни ревности, ни злости. Они были настоящими друзьями. И вот, после того, как Ионафан погиб, Давид сказал такие слова:
2Цар.1:26 «Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня…»
Как видим, бывает братство по плоти, а бывает братство по духу. И духовное братство, как правило, гораздо крепче плотского. Если судить по плоти, то можно сказать, что все люди – братья. Апостол Павел, общаясь с язычниками в Афинах, проповедуя им истинного Бога, сказал:
Деян.17:26 «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию»
Если все люди произошли от одной крови, то все люди – братья. Но много ли мы видим в истории братской любви между людьми? Во время французской революции был провозглашен лозунг «Свобода, Равенство и Братство», но эти слова абсолютно не мешали одним «братьям» отправлять на гильотину других «братьев». И Франция в этом не уникальна, подобное творилось и творится по всему лицу земли.
По сути, на самом деле можно сказать, что все люди – братья по несчастью. Грехопадение сделало всех нас такими братьями. «Все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим.3:23). Всех грешных людей ожидает смерть, а затем – суд.
Но Бог по своей великой милости дарует всем людям уникальный шанс: перестать быть братьями по несчастью и стать братьями по счастью. Это новое, духовное братство, мы обретаем в Иисусе Христе.
Мф.23:8 «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья»
Мк.3:31-35 «И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его. 32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя. 33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? 34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь»
Из этих слов мы можем сделать вывод, что истинными братьями являются 1) те, у кого учитель – Христос, и 2) те, кто исполняет волю Божию. Эти два условия рождают истинное духовное братство.
Во втором послании к Коринфянам Павел пишет:
2Кор.2:12-13 «Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, 13 я не имел покоя духу моему, потому что не нашел [там] брата моего Тита»
Мы видим здесь Апостола Христова, исполненного Духом Святым, наделенного силою от Бога, создающего церкви во многих городах Римской империи, который не имеет покоя в духе. Что привело дух Павла в такое состояние? Отсутствие брата Тита. Из послания Титу мы видим, что Павел называет его «истинным сыном по общей вере» (Тит.1:4); он дает ему указания, наставляет его. И вместе с тем, Павел нуждается в Тите. Несмотря на то, что Павел – признанный лидер христианского служения, а Тит – молодой, начинающий служитель, Павел называет Тита братом. Их взаимоотношения – пример истинного духовного братства.
Но в чем проявляется это духовное братство? Павел в своих посланиях призывает как язычников, так и евреев:
Рим.12:10 «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью»
Евр.13:1 «Братолюбие [между вами] да пребывает»
Итак, истинное духовное братство проявляется в братолюбии. И, по-видимому, это качество не появляется само собою, автоматически. Если бы оно появлялось само собою, по факту нашего рождения в христианской семье, то Павел не увещевал бы римлян, а через них – и нас, словами: «будьте братолюбивы друг к другу». То есть братолюбие требует от нас определённого усилия, а порой – и воспитательного воздействия со стороны Бога.
Давайте вернемся к ветхозаветным временам и рассмотрим один яркий пример воспитания братолюбия на примере Иосифа и его братьев.
Многие не понимают, как эти люди, которые продали в рабство своего брата, стали патриархами народа Божия. От них произошли 12 колен Израилевых. Однако, внимательно читая Слово Божье, мы можем увидеть постепенный процесс их воспитания.
В начале этой истории мы находим людей, которые очень ревниво воспринимают взаимоотношения своего отца с младшим братом. Мы становимся с вами свидетелями того, как сплетается клубок человеческих взаимоотношений в семье, где проживают дети от разных матерей. Эти 12 детей были рождены от двух жен Иакова и от двух их служанок. Четыре матери под одной крышей, и дети с ранних лет включены в этот сложный узел проблем, высказанных и не высказанных претензий, зависти…
Два момента послужили лакмусовой бумажкой того, как старшие братья воспринимали Иосифа в его юные годы: 1) отец подарил Иосифу цветные одежды; 2) Иосиф рассказывает братьям сны, в которых они склоняют свои головы перед своим младшим братом. Эти два момента хорошо показывают состояние их сердец. Мы видим, что они испытывали зависть и желание поставить зарвавшегося юнца, любимчика отца, на место. В конце концов они продают своего брата в рабство. Они рвут цветную одежду и пачкают ее кровью. Они приносят эту одежду домой и наблюдают за агонией своего отца, видят, как разрывается на части его страдающее сердце.
И вот проходит много лет. И эти годы не прошли бесследно. Изменился Иаков. Изменился Иосиф. Но и его старшие братья тоже изменились. За прошедшие годы в душах братьев Иосифа что-то произошло. На основании чего мы с вами можем сделать такой вывод?
Давайте посмотрим, как в финальной части этой истории они относились к Вениамину.
Мы с вами помним, что когда братья Иосифа в поисках хлеба пришли в Египет, где к тому времени Иосиф, которого они продали в рабство, был вторым человеком после фараона, они не узнали своего брата. И когда они возвращались назад, к своему отцу и своим семьям, Иосиф строго-настрого наказал им, чтобы они в следующий раз привели с собой Вениамина – родного брата Иосифа по матери. Иаков категорически не хотел отпускать Вениамина, поскольку он любил Иосифа и Вениамина больше остальных своих детей, потому что они родились от любимой жены Рахили. И вот – он потерял Иосифа (как он тогда думал), и Вениамин оставался для него единственным утешением, он очень боялся его потерять. Но угроза голодной смерти заставила Иакова пойти на попятную. В конце концов братья снова пришли в Египет и привели с собой Вениамина. И мы наблюдаем следующую картину. Иосиф начинает особым образом выделять Вениамина перед лицом своих братьев. Вот какой случай произошел на пиру, который Иосиф организовал в честь своих братьев.
Быт.43:34 «И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них»
Затем, когда братья возвращались назад, Иосиф дает следующее распоряжение.
Быт.44:1-2 «И приказал [Иосиф] начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищей, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его, 2 а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он»
Естественно, что затем все было разыграно по заранее спланированному сценарию. Слуги Иосифа погнались за братьями, и серебряная чаша была найдена в мешке Вениамина. После сего между Иосифом и братьями состоялся следующий разговор. Иуда от лица всех братьев говорит:
Быт.44:16-17 «вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша. 17 Но [Иосиф] сказал: нет, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему»
Итак, вот для чего был разыгран весь этот спектакль! Иосифу было важно знать: поступят ли братья с Вениамином так, как поступили с ним много лет назад. Обрекут ли они своего брата на рабство. Оставят ли они своего брата, а сами бросятся спасать свою жизнь, или нет. Изменилось ли что-то в сердцах его братьев, или не изменилось.
И мы слышим, как Иуда говорит:
Быт.44:30-34 «Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его, 31 то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб. 32 Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. 33 Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: 34 ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего»
Мы видим, как эти люди, которые много лет назад продали из зависти своего брата в рабство, которые солгали своему отцу, на протяжении многих лет видели его скорбь и никто из них ни разу не проговорился о том, что Иосиф жив – эти люди готовы идти в рабство вместо Вениамина. Раньше они завидовали Иосифу, что отец выделяет его особым образом. Теперь в их сердце нет зависти, когда Иосиф особым образом выделяет Вениамина. Раньше они сильно не переживали, что своим поступком они сведут в могилу своего отца. Теперь они готовы сами стать рабами, лишь бы только не видеть бедствия, которое постигнет их отца, если Вениамин не вернется.
Братья прошли это серьезное испытание достойно. У них был шанс убежать и спастись, но они возвращаются и начинают защищать своего младшего брата, родного брата Иосифа по матери. Они были детьми других матерей, но сейчас они готовы жертвовать своей безопасностью, счастьем своих жен и детей ради того, чтобы спасти Вениамина.
И только после того, как Иосиф увидел, что в сердцах его братьев произошла глубокая перемена, он открывается своим братьям.
Быт.45:1 «Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим»
Этот пример показывает нам, что братолюбие не дается легко, братской любви надо учиться, и чаще всего воспитание братолюбия обеспечивается серьезными жизненными испытаниями. Это определенный процесс. Конечно, может быть, в нашей жизни этот процесс не будет таким сложным и длительным, как это было у Иосифа и его братьев. Каждому из нас требуются свои испытания и свои сроки, чтобы научиться истинному братолюбию. И Слово Божье содержит условия воспитания такого братолюбия. Вот как говорит об этом Петр:
1Пет.1:22 «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца»
Мы видим здесь, что путь к истинному, нелицемерному братолюбию лежит через очищение души, через послушание истине, через чуткое реагирование на водительство Духа Святого. И пусть Господь благословит нас, чтобы мы прилагали усилия к тому, чтобы и в нашей жизни было явлено истинное братолюбие, чтобы мы, как дети Божьи и ученики Христа, могли с искренним сердцем сказать те слова, которые некогда говорил Давид: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!». Аминь.
Tags: Давид, Иосиф, Церковь, братство, воспитание, любовь, христианство в действии
Subscribe

Posts from This Journal “воспитание” Tag

  • ПЕРВОЕ НАСТАВЛЕНИЕ СОЛОМОНА

    Начался новый учебный год, с чем я всех причастных к этому и поздравляю. Тысячи детей заняли свои места в школах и других учебных заведениях, чтобы…

  • ПЕДАГОГИКА КОМЕНСКОГО

    Ян Амос Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре определенных периода: младенчество, отрочество,…

  • ВОСПИТАНИЕ ДОЧЕРЕЙ

    “Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment