a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ПЕДАГОГИКА КОМЕНСКОГО

Ян Амос Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре определенных периода: младенчество, отрочество, юность, зрелость. Каждому возрасту нужно, по мнению чешского педагога, назначить одно шестилетие и соответствующую школу, так, чтобы для младенчества была школой материнская забота, для детства – элементарная (или народная) школа родного языка, для отрочества – латинская школа или гимназия и для зрелости – академия и путешествия.
Материнская школа подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначалась шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области – академия.
Каждая следующая ступень по мнению Коменского, должна быть продолжением предыдущей. Таким образом, чешский новатор выдвинул новый для того времени принцип единой школы.
Следуя принципу эффективности восприятия, великий педагог в основу познания и обучения поставил принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, практическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал именно Коменский.
Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено “золотое правило” дидактики: “Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.
Коменский не одобрял бессмысленную зубрежку, а требовал осмысленного обучения. “У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении”, – писал он. Чешский педагог писал: “Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком.
Большое значение Ян Амос Коменский придавал роли учителя, считая эту должность очень почетной, “настолько превосходной, как никакая другая под солнцем”. Он видел, что у подростковых наставников и педагогов были и остаются в руках рычаги влияния на формирование целого поколения. “Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен он (педагог) рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни”.
Но учитель может быть источником правильной информации, а может – тем, кому хочется подражать в повседневной жизни. Именно на втором варианте делает акцент Коменский. “Ближайшая забота учителя, – утверждал он, – состоит в том, чтобы увлекать учеников своим примером”.
Чешский педагог был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т.д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.
Печально, что принимая педагогические принципы чешского педагога, многие игнорируют тот фундамент, на котором они строились – Священное Писание. Именно поэтому прекрасная дидактика Коменского не всегда и не везде приносит желаемый результат, поскольку неразрывно связана с Абсолютом Божьего Слова. Без этого основания принципы и новшества великого учителя становятся неполноценными и ограниченными.
Игнорировать это основание в произведениях чешского педагога очень трудно. “Священное Писание в христианских школах должно быть Альфой и Омегой… Итак, в христианских школах впереди всех книг должна идти эта Божественная книга, чтобы, по примеру Тимофея, все христианские юноши, обученные с детства Священному Писанию, были наставлены к блаженству (2Тим.3:15) и воспитаны в словах веры (1Тим 4:6)… Пусть первый лепет называет Христа; на Евангелиях Христа пусть образуется первое детство” (“Великая дидактика”).
Вся совокупность педагогических новшеств Коменского имеет смысл и полноценный результат в контексте целей и задач создателя. А сам автор “Великой дидактики” считал так:
“Как материнское чрево приготовляет к жизни на земле, так жизнь на земле приготовляет к небу. Сам Бог, соответственно трем душевным способностям, выставил в качестве ступеней истинного приготовления (Быт.1,26):
1) чтобы человек знал все вещи – образование;
2) чтобы он обладал вещами и собой – добродетель или нравственность;
3) чтобы себя и все направлял к Богу, источнику всех вещей – благочестие…
Благочестие (pietas) есть стремление и способность сердца повсюду искать (разумом) Бога, следовать отысканному (волей) и радоваться (совестью) достигнутому”.
Еще более ярко и сочно Ян Амос Коменский выразил смысл человеческой жизни в другом месте так: “насколько верно то, что пребывание во чреве матери есть приготовление к жизни в теле, так верно и то, что пребывание в теле есть приготовление к той жизни, которая последует за этой настоящей жизнью и будет продолжаться вечно. Счастлив тот, кто из чрева матери вынес хорошо образованные члены, в тысячу раз счастливее тот, кто унесет отсюда хорошо образованную душу”.

Источник: Александр Шульга. От пасторства к педагогике // Свет Истины. – 2012. - №4 (4). – С.3-4.
Tags: 1 сентября, воспитание, дети, учитель, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “1 сентября” Tag

  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

    Педагогика (греч. παιδαγωγική) — наука о воспитании и образовании. Необходимость этой…

  • ЗНАНИЕ ИСТИННОЕ и ЛОЖНОЕ

    Итак, начался новый учебный год. Тысячи студентов и школьников заняли свои места в учебных классах и аудиториях. Кто-то сел за парту впервые,…

  • ШКОЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ РАЗНЫХ СТРАН МИРА

    Фотограф Джеймс Моллисон в рамках проекта «Игровая площадка» исследовал школьные дворы, как универсальное место детского развития.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments