a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

САРЕПТА на ВОЛГЕ

14 сентября 1765 г. посланники Братского союза из г. Гернгута во главе со старостой Даниэлем Фиком основали по приглашению российской императрицы Екатерины II в Астраханской губернии, в 28 верстах южнее Царицына на реке Сарпе колонию Сарепта.
Оценив жаркую погоду и довольно скудные пейзажи, название новому поселению прибывшие дали в честь библейского города Сарепта, находящегося в пустыне. По преданию в этом городе пророк Илия совершил чудо: в доме сарептской вдовы, которая помогла пророку и приютила его, не иссякали мука и масло.

Сарепта — единственная в России колония религиозного братства гернгутеров (течение лютеранского толка). В мире насчитывалось всего несколько десятков таких поселений. Гернгутеры считали себя последователями учения Яна Гуса, поэтому их еще называют моравскими, или чешскими, братьями. Название Сарепта, как и многих других гернгутских колоний, было взято из Библии. Оно символизировало беззаветную веру в Бога и дарованное за это изобилие. Поселок имел крестообразную планировку, его центр и кладбище были оформлены в виде цветущего райского сада. Таким образом, гернгутер жил на земле в «Граде Небесном», а уходя в мир иной, попадал прямо к престолу Иисуса Христа.



Кирха была сердцем Сарепты. На ее башне располагались часы с двумя циферблатами. На обращенном к площади черном циферблате бронзовые стрелки отсчитывали земную жизнь людей, а белые часы, смотрящие на кладбище, символизировали вечную жизнь в царствии небесном.



Главной целью гернгутеров, как и апостолов, было нести истинное слово Господне представителям других конфессий. В России объектом миссионерской деятельности были избраны калмыки. Гернгутер заведомо готовился к жизни среди народов иного вероисповедания. В общину Сарепты мог вступить каждый, принявший гернгутское вероучение и ведущий праведный образ жизни, независимо от этнической принадлежности. Эти факторы, а также воспитание христианской добродетели способствовали развитию у колонистов национальной и конфессиональной терпимости. В Сарепте мирно сосуществовали этнические группы различного вероисповедания.

Жребий влиял на многие решения гернгутеров. Он определил место строительства колонии, долгое время браки между сарептянами заключались по жребию. Девушки тянули из мешочка имена будущих мужей. Правда, практичные сарептяне заранее утверждали список будущих женихов и невест, чтобы не было курьезных случаев брака старика с молодой женщиной.
Женщины выходили символично замуж за Иисуса Христа в лице его наместника – земного мужа. Не только женщины, но и вся община Сарепты считала себя Божьей невестой. Ее стремлением было воссоединиться со своим Женихом. Поэтому гернгутеры бесстрашно встречали смерть, а похороны колониста больше походили на тихий праздник.

Как и первые христиане, гернгутеры проповедовали аскетизм, трудолюбие и милосердие. За время существования колонии на ее территории не было зарегистрировано ни одного уголовного преступления.

По половозрастному и социальному признакам общество гернгутеров было объединено в корпорации (хоры) мальчиков, девочек, холостых братьев, незамужних сестер, вдов, вдовцов и женатых (приватных). Большинство корпораций имели свои общежития, экономии, молитвенные залы, собственное место в кирхе и на кладбище и даже гимны на все случаи жизни.

Провидение не раз спасало сарептян от гибели. Кровавые события Пугачевского бунта 1774 года, стихийные бедствия 1823 года не смогли уничтожить колонию. Разоренная повстанцами, много раз горевшая, страдавшая от наводнений Сарепта вновь воскресала, как легендарная птица Феникс.

Символ Тулы - пряник, Санкт-Петербург - столица корюшки, Крым непременно ассоциируется с вином, а Волгоград... с горчичным маслом. И все благодаря сарептянам, которые вывели новый сорт горчицы и начали делать из нее прославившее их на весь мир масло. До этого горчицу выращивали и перерабатывали в английском Девоншире и французском Дижоне. Но заграничный продукт обходился в копеечку, поэтому сарептское масло за короткое время завоевало любовь не только жителей самой Сарепты и Царицына, но и других губерний. А в 1810 году сарептская горчица попала на стол самому Александру I. Горчица настолько понравилась императору, что закупки горчицы из Англии было решено прекратить.

Но не маслом единым славился этот край. Другая визитная карточка Сарепты –пряники. Кондитерская, в которой готовили уникальное лакомство, появилась в поселении в 1772 году. Саксонские медовые, рождественские, перечные, горчичные, арбузные – каких только не было! Пряники были настолько вкусными, что составили весьма ощутимую конкуренцию тульским. «Хлеб миссионеров» - так прозвали пряники за пределами губернии. Их доставляли в Санкт-Петербург, Москву, Саратов, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Астрахань. Главное преимущество сарептских пряников было в том, что они могли не черстветь целый год.

В короткий срок Сарепта стала одним из экономических, промышленных и культурных центров Нижнего Поволжья. Сарептяне внесли значительный вклад в развитие экономики края и России в целом. Колония производила лучшие в округе пищевые продукты. Сарептское арбузное пиво рекомендовали даже беременным женщинам. Сарептяне были пионерами сарпиночного (ткацкого), черепичного, табачного и мыловаренного производств в регионе. В Сарепте появились первый в Нижнем Поволжье европейский водопровод, лифт, музей, общественная библиотека, детский сад и многое другое.

Сарептяне стояли у истоков отечественной фотографии. Сарептяне получали лучшее образование в регионе. В Сарепте была самая высокая концентрация ученых на душу населения. Ученые Сарепты изучали лингвистику, исторические дисциплины и естественные науки. Они вели исследования на территории России, азиатских и европейских государств, Америки и внесли весомый вклад в развитие региональной, российской и зарубежной науки.

Сарептская медицина славилась далеко за пределами колонии. Сарептские врачи и аптекари считались лучшими в Нижнем Поволжье. Исследование источников минеральных вод возле Сарепты позволило колонистам открыть один из первых в России курорт минеральных вод и лечебных грязей – Екатерининские воды. На курорте лечились и отдыхали представители многих русских аристократических фамилий XVIII века.

В обществе гернгутеров не приветствовались шумные увеселения: карнавалы, танцы, театр и т.п. Досуг было принято проводить в спокойных беседах, в чтении, в музицировании. Богослужения сопровождались пением псалмов, хоралов, гимнов, органной музыкой. Колонисты содержали общественный музыкальный инструментальный ансамбль.

Высокий экономический и культурный уровень развития колонии сохранялся до ХХ века. Революция, репрессии и депортация немцев в Сибирь привели к запустению процветавшего поселка. Кирху закрыли большевики, звонница была разрушена, орган разобран, а пастор пропал без вести. Здание кирхи превратилось в клуб, затем в кинотеатр, а в 70-е стало складом.

В конце прошлого столетия начались реабилитация немцев России, восстановление истории Сарепты. В 1989 г. на базе сохранившегося историко-архитектурного комплекса колонии религиозного братства гернгутеров Сарепта был создан музей-заповедник «Старая Сарепта». Кирху отреставрировали в 1996 году. И сегодня она является достопримечательностью Волгограда и принадлежит лютеранской евангелической общине. Каждое воскресенье пастор проводит здесь службы, а один-два раза в месяц проходят органные концерты.

Сегодня музей-заповедник — крупный культурный, туристический, научно-исследовательский и методический центр Волгограда. Он занимает площадь в 7,1 га, включает 26 строений, из которых 23 — федеральные памятники XVIII – ХIХ веков. Располагая высоким научным потенциалом и квалифицированными кадрами, музей сохраняет, изучает и популяризирует материальное и духовное наследие народов Нижнего Поволжья.

Источники: История Сарепты

ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕРНГУТЕРОВ
Tags: деноминации, история, протестантизм, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • ФРАНЦ и МЕТТЕРНИХ

    11 августа1804 г. Франц принял титул императора Австрии, и с этого времени название "Австрия" стало официальным для всей империи. А в…

  • НАПОЛЕОНОВСКИЙ МАРШАЛ - ОСНОВАТЕЛЬ НОВОЙ ШВЕДСКОЙ ДИНАСТИИ

    После внезапной смерти в 1810 г. наследного принца Карла Августа вопрос о престолонаследии встал вновь. Шведы оказались в трудном положении: в…

  • В КАРМАНАХ ЛИНКОЛЬНА

    Римлянам 15:1-7 « Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. 2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment