a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ИСТИННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ

В Библии содержится множество поучительных историй, вдохновляющих слов, драгоценных обетований. Но в ней встречаются также и слова, которые обескураживают, вызывают у слушателей недоумение. Помните, как после встречи Иисуса с богатым юношей, который не смог расстаться со своим имением, чтобы последовать за Христом, Иисус сказал своим ученикам: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное». Эти слова привели учеников в изумление, и они воскликнули: «так кто же может спастись?» (Мф.19:23-25). Вспомним и другой пример, когда ученики показали Иисусу храм, и не скрывали своих восхищений величественными зданиями и украшениями, Иисус сказал им: «все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк.13:2). Эти слова также трудно вмещались в разуме тех, кто слышал эти слова.
Сегодня мы прочитаем похожее предупреждение, сказанное Иисусом, и поразмышляем над ним.
Мф.5:20 «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»
За последние 2000 лет слово «фарисей» стало именем нарицательным, и поэтому многим кажется, что для них сказанное вообще не проблема. «Превзойти праведность фарисеев? Да легко!» - так, наверное, думают очень многие христиане. Но для тех, кто слушал Нагорную проповедь Христа, эти слова звучали шокирующе. Ведь в те времена книжники и фарисеи являлись религиозными руководителями еврейского народа, его духовными наставниками и отцами. Само слово «фарисей» означает «отделённый» или «избранный». Фарисеи напоминали о том, что Израиль является богоизбранным народом, и призывали евреев вернуться к Писанию и вере патриархов. Они много постились и молились, они хорошо знали писания и постоянно вникали в них. Многие из фарисеев стали толкователями Закона и учителями, раввинами. В школах и синагогах они вели трудную, но необходимую работу: укрепляли в людях основы веры и нравственности. Они отличались религиозным рвением и пользовались большим авторитетом в народе Божием.
Так что не следует сомневаться, что если бы мы жили в то время, в условиях той культуры и тех исторических реалий, мы бы испытали от сказанных Иисусом слов шок. Что значит «превзойти праведность книжников и фарисеев»? Чтобы ее превзойти, ее следует вначале достигнуть, не так ли? Например, мы знаем, что Сергей Бубка установил мировой рекорд в соревнованиях по прыжкам с шестом – 6 м 15 см. Если я хочу превзойти этот рекорд, я должен прыгнуть выше, не так ли? Но как я могу прыгнуть выше, если я и шеста в руках не держал? А его длина – около 5 м., с таким шестом лично я мог бы спрыгнуть только с балкона 2-го этажа. И как я могу превзойти в праведности тех, кто посвятил достижению этой праведности всю свою жизнь? А Иисус говорит, что мы не просто займем низшее положение в Царстве Небесном, если наша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, мы в это Царство вообще не войдем!
Чтобы с этим разобраться, для начала посмотрим, в чем же заключалась праведность книжников и фарисеев, какие особенности она имела, на которые Иисус обращал свое и наше внимание.
1) формальная праведность
Праведность фарисеев состояла в схематичном, поверхностном, формальном соблюдении буквы закона. Они заботились, в первую очередь, о соблюдении религиозных правил и обрядов. Они считали, что смысл праведности заключается в том, чтобы скрупулёзно соблюдать все постановления закона Моисея. Причем они постоянно расширяли список требований, которые, по их мнению, предъявлял Бог к людям. Это привело к тому, что объем предписаний закона стал неподъемным для обычного человека. При этом фарисеи выхолащивали закон, не обращали внимание на то, что действительно важно.
Мф.23:23 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять»
2) поверхностная праведность
Праведность фарисеев была внешней, она не затрагивала их сердец. Они не осознавали того факта, что каждый человек поражен вирусом греха и нуждается в преображении внутренней природы. У них не было желания меняться. Иисус обращает внимание на диссонанс между тем, что у них снаружи, а что – внутри.
Мф.23:25-28 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»
3) показная праведность
Все, что фарисеи делали – они делали напоказ. Напоказ молились, напоказ постились, напоказ творили милостыню. Ими двигало желания сделать видимость набожности, завоевать почет и авторитет, чтобы их прославляли люди.
Мф.23:5-7 «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!»
4) самоуверенная праведность
Фарисеи настолько были уверены в своей правоте и непогрешимости, что даже мысли не допускали, что они могут ошибаться. Они считали себя единственными подлинными верующими, они были неспособны со смирением признать кого-либо выше, чище и праведнее себя. Такое самопревозношение, гордость приводили к тому, что они терпеть не могли никакой критики в свой адрес. Когда Иисус обличал их, они скрежетали зубами и желали отомстить Ему за нелесные слова, как, например, в этом случае:
Мф.21:43-46 «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка»
Из этой особенности праведности фарисеев вытекает следующая:
5) уничижающая праведность
Иисус Свою притчу о фарисее и мытаре начинает следующими словами:
Лк.18:9 «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу»
Таким образом, уверенность фарисеев в своей праведности вела их к уничижению других людей. Им было свойственно презрительное отношение не только к язычникам, грешникам, мытарям, но и к обычным некнижным людям. Например, в качестве аргумента против Иисуса Христа они говорили:
Ин.7:48-49 «Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? 49 Но этот народ невежда в законе, проклят он»
6) контролирующая праведность
Как духовные лидеры своего времени, фарисеи контролировали поведение других людей и всегда были готовы вынести свой обвинительный приговор тем, кто нарушал закон. Достаточно вспомнить два показательных случая. В 8-й главе Евангелия от Иоанна описан случай, когда фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии , а в 9-й главе – когда к фарисеям привели человека, которому Иисус вернул зрение. Мы видим, что в этих историях фарисеи выступают как обвинители и судьи, причем судьи, которые судят формально, не вникая в мотивы людей и обстоятельства дела, судьи, которым чуждо милосердие и сострадание.
Можно продолжать характеристику фарисейской праведности, но и сказанного достаточно, чтобы сделать определенные выводы. Но прежде – одна притча.
Один раввин спросил ученика: «Ты рыбу любишь?» «Люблю» — ответил ученик. «Если бы ты ее любил, — ответил раввин, — ты бы ее не кусал! Ты бы аквариум для нее сделал! Ты бы водичку в нем каждый день менял, и корм свежий покупал! И камушков бы цветных туда насыпал, и лампочки сверху разместил!» Ученик опешил, а раввин резюмировал: «Ты любишь только вкус рыбы на своем языке».
Вы спросите: какая связь между этой притчей и нашей темой? А вот какая. Иисус однажды сказал книжникам и фарисеям:
Мф.15:7-8 «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня»
Т.е. за всей этой показной праведностью фарисеев не было любви к Богу. Можно сказать, что фарисеи любили не Бога, а вкус имени Бога на своем языке. Они любили поговорить на богословские темы, но Слово Божье не влияло на их внутреннее состояние, оно не было направляющим фактором их жизни. На самом деле, они не понимали, что такое истинная праведность.  Как сказал Павел:
Рим.10:3 «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией»
Они пребывали в опасном духовном состоянии, сами того не осознавая. Божью праведность они стремились заменить своей праведностью.
Если кому-то кажется, что все это – дела минувших дней и к нам с вами никакого отношения не имеет, то следует вспомнить, что Иисус предупреждал своих учеников: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской» (Мф.16:6). Эта закваска присутствует во все времена, в любой христианской деноминации. И в наше время есть реальная опасность стать фарисеем и пытаться на место Божьей праведности поставить свою праведность.
Но где же на самом деле мы должны искать истинную праведность?
1Кор.1:30 «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением»
Истинная праведность – в Иисусе Христе. Именно Он показал нам, что такое истинная праведность.
Гал.5:4-6 «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, 5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. 6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью»
Своими усилиями мы никогда не достигнем праведности. Мы должны принять Божью праведность верой в Иисуса Христа и позволить Ему, с помощью Духа Святого, совершать Свой труд в нашем внутреннем человеке. Сам Иисус оставил нам пример постоянной связи с Отцом Небесным, Который помогал Ему во всех делах. Рассмотрим следующие три места из Евангелия от Иоанна:
Ин.5:19-20 «…истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. 20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам»
Ин.5:30 «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца»
Ин.14:10 «…Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела»
По этому образцу и мы с вами должны действовать. Мы должны, во-первых, брать пример с Иисуса. Как сказал Павел: «подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16). Во-вторых, мы должны внимательно слушать, что Иисус говорит, и принимать Его слова к сердцу. Он сам сказал: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам» (Ин.15:7). И в-третьих, мы должны позволять Ему действовать в нас, совершать Свой труд преображения нашей природы.
К слову, есть ли разница в выражениях «Христос в нас» и «мы во Христе»? Иногда говорят, что это одно и тоже, и приводят такой пример: если губку опустить в воду, то вода пребывает в губке, а губка – в воде. Думается, что все же более правильно будет сказать, что эти выражения имеют существенную разницу. Например, если мы размешаем ложку сахара в стакане воды, то это будет означать, что сахар находится в воде. Если же в стакан с сахаром влить ложку воды, то это можно назвать – вода в сахаре. Поэтому, когда говорят: «Христос в нас», то это значит: «есть много «меня», и во мне растворен Христос. Он присутствует в моей жизни, но во мне остается еще много моего». Если же мы скажем: «мы во Христе», это означает, что Христа больше, чем нас. В нашем характере стало больше характера Христа и меньше нашего, эгоистичного, плотского. В этой связи важное значение имеют слова апостола Иоанна:
1Ин.2:6 «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал»
Подведем итоги. Что же означают для нас с вами слова Иисуса: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»? Это означает, что вместо формальной, поверхностной, показной, самоуверенной, уничижающей и контролирующей праведности, которой славились книжники и фарисеи, мы должны культивировать в себе истинную Божью праведность, по вере в Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
Истинная праведность акцентирует внимание не на внешних правилах и обрядах, а на внутренней сущности закона Божьего, на милосердии и справедливости.
Истинная праведность направлена на внутренне преображение человека, изменение человеческого сердца.
Истинная праведность не ищет славы человеческой, а ищет славы Божьей.
Истинная праведность не превозносится и не гордится, она внимательна к обличениям.
Истинная праведность не уничижает других, не пытается их контролировать и обвинять.
Такую праведность мы можем иметь, если Христос будет в нас, а мы – во Христе. Имея постоянное общение с Ним, мы будем все более и более преображаться в Его образ, все более и более отражать Его природу, Его характер, Его качества.
И да поможет нам в этом Господь!
Tags: Христос, праведность, фарисеи
Subscribe

Posts from This Journal “праведность” Tag

  • ПРАВДА и ЛОЖЬ на ПРАКТИКЕ

    4Цар. 18:3 « И делал он угодное в очах Господних ». В мире много лжи. На каждом шагу вы можете встретить обман. И если вы…

  • ПРИЗВАНИЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

    Лк.1:5-17 « Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей…

  • УРОКИ ЖИЗНИ ПРАВЕДНИКОВ: НОЙ и ЛОТ

    Для нашего размышления и назидания давайте прочитаем два места из посланий Петра и Павла. 2Пет.2:4-9 « Ибо, если Бог ангелов…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment